Смекни!
smekni.com

Культура Российской империи в XVIII веке (стр. 3 из 5)

Петр I торопился вырастить отечественных мастеров. Он ввел пенсионерство (обучение художников за государственный счет), отправлял наиболее талантливую молодежь учиться за границу.

В числе первых российских художников-портретистов, поощряемых царем, был И.Н. Никитин (ок. 1690–1742). Никитину доверяли писать портреты членов царской семьи (царевны Натальи Алексеевны – сестры Петра I, Прасковьи Ивановны – его племянницы, цесаревны Анны Петровны), что говорит о признании таланта художника. В творческом наследии Никитина можно особо отметить две работы, не имевшие равных в русской живописи того времени, – портреты Петра I и напольного гетмана.

Первый из них помещен в круглой раме и отличается необыкновенной выразительностью и простотой. Российский император изображен без атрибутов высшей власти (многие европейские портретисты, напротив, злоупотребляли выписыванием символов избранничества). Решительный взгляд, крепко сжатые губы, энергичный поворот головы – признаки могучей воли, неистовости и страстности натуры Петра.

Другой портрет – «Напольный гетман». Он впечатляет редкой для искусства того времени психологической глубиной. В суровых мужественных чертах гетмана, в его внимательном, настороженном взгляде нет ничего парадного, показного.

В лучших своих произведениях художнику удалось выразить дух бурной и противоречивой петровской эпохи. Стремление к правдивости изображения проявилось и в последнем натурном портрете императора «Петр I на смертном ложе». Иван Никитин мастерски передал величие и драматизм образа усопшего царя. Кроме того, он добился эффекта отражения пламени свечей на одежде и лице почившего самодержца. Художник словно почувствовал, что со смертью Петра закончилась целая эпоха в истории России, краткая и бурная, как природная стихия.

Заметной фигурой в русской живописи был А.М. Матвеев (1701–1739), учившийся искусству в Голландии. Наиболее известные из немногочисленных сохранившихся его работ – «Аллегория живописи» и «Автопортрет с женой» – первый автопортрет в русской живописи. Очень выразителен сам Матвеев – молодой, исполненный энергии, с живым и острым взглядом. На обороте картины сохранилась характерная надпись: «Матвеев Андрей, первый русский живописец и его супруга. Писал сам художник».

Многие мастера XVIII в. еще находились под впечатлением предшествующего художественного наследия. Это придавало особое своеобразие их живописи. Так, в работах А.П. Антропова (1716–1795) заметно влияние доминировавшего долгое время в портретной живописи парадного направления, которое зародилось в допетровской Руси. Празднично красочен портрет донского атамана Ф.И. Краснощекова, он насыщен звучными, усиливающими друг друга цветовыми тонами. Работая над портретами М.А. Румянцевой и А.М. Измайловой, Антропов старался показать цельные и яркие характеры, типичные для русского общества своей эпохи. Однако наряду с несомненными достоинствами картин Алексея Антропова нельзя не заметить отдельные недостатки: до конца не преодоленную плоскостность форм, статичность контуров и излишнюю увлеченность декоративными элементами.

Среди русских художников XVIII в. было немало выходцев из низов. Например, талантливый живописец И.П. Аргунов (1729–1802) являлся крепостным графа Н.П. Шереметева. В отличие от Антропова, он избежал влияния парсунной традиции. Работы Ивана Аргунова близки европейской, главным образом барочной, живописи. Одновременно он воспринял принципы русского портретного искусства, в котором уже просматривалась реалистическая направленность. К лучшим работам художника, отмеченным живым интересом к человеческой личности, относятся портреты Шереметевых, И.И. Лобанова-Ростовского, К.А. Хрипунова, портрет жены художника, «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».

Большую роль в русском искусстве второй половины XVIII в. играла петербургская Академия трех знатнейших художеств (1757). Здесь учили живописи, скульптуре и архитектуре. Создание Академии художеств стало важной вехой в истории культуры России. У нее появился свой, отечественный центр профессионального художественного образования, не уступавший лучшим европейским академиям. Здесь начинали многие известные художники.

Господствующим направлением в академической живописи являлся классицизм – европейский стиль, который рассматривался как возврат к античности и подражание Рафаэлю. Согласно теории и канонам русского классицизма, приоритетным «высоким штилем» в живописи считался исторический жанр; в нем доминировали батальные композиции, аллегорические изображения торжественных въездов царственных особ и т.п.

Помимо собственно исторической тематики он включал нравоучительные сюжеты из античной мифологии, библейских сказаний. И если портрету, особенно групповому, классицизм находил место, то пейзаж, натюрморт и бытовая живопись расценивались им как второстепенные жанры.

Одним из питомцев Академии художеств и ярким представителем обращенного к историческому прошлому, «дидактического» жанра был A.П. Лосенко (1737–1773). Для его работ характерно стремление соединять принципы классицизма с национальным колоритом. Первым масштабным историческим произведением в русской живописи стало полотно Лосенко «Владимир и Рогнеда»: князь Владимир изображен перед неутешно горюющей полоцкой княжной Рогнедой, которую он осиротил, убив ее отца и братьев, и насильно взял в жены. С помощью приемов академического классицизма художнику удалось показать сложные и противоречивые характеры.

На фоне развития исторической живописи, а также тяготевших к протореализму натюрморта и пейзажа ведущим в русском изобразительном искусстве второй половины XVIII в. оставался портретный жанр.

Оригинальным мастером этого жанра являлся Ф.С. Рокотов (1735–1808). Очень скудны сведения о жизни мастера и его моделях. Более трети всех произведений художника – портреты неизвестных. Федор Рокотов предпочитал простые композиции. Основное внимание он уделял человеческому лицу как средоточию всех переживаний и даже отказался от прямоугольных холстов, предпочтя им овальные. Вершиной творчества художника стал интимный лирический портрет, с которым связаны наиболее значительные успехи мастера и в котором особенно ярко проявился его авторский стиль (портреты графини Е.В. Санти, А.П. Струйской, В.Н. Суровцевой, B.Е. Новосильцевой). Необычайная выразительность цветовой палитры Рокотова ставит художника в число самых выдающихся колористов XVIII в.

Крупнейшим портретистом был Д.Г. Левицкий (1735–1822). В творчестве художника поражают широта охвата действительности, огромная сила таланта, с которой он отразил стиль эпохи, богатство и разнообразие эстетических устремлений и сами характеры именитых современников. Уже в начале деятельности Дмитрий Левицкий написал блестящие по мастерству исполнения портреты архитектора А.Ф. Кокоринова и промышленника и филантропа П.А. Демидова.

В «Портрете П.А. Демидова» художник отступил от принципов парадного портрета, изобразив одного из богатейших людей России в домашней обстановке в халате и ночном колпаке. Левицкий, тем не менее, владел всеми видами портретного искусства – от парадного до камерного. Вдохновленный его парадным портретом «Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия», Г.Р. Державин сочинил оду «Видение мурзы». В 1770-е гг., в период высшего расцвета творчества, Левицкий создал по заказу Екатерины серию полотен, на которых запечатлел воспитанниц Смольного института. Наполненные жизнерадостностью, лиризмом портреты юных смолянок отличаются психологической глубиной. Особое место в творчестве художника занимают камерные портреты, в частности друзей художника и представителей творческих профессий – Н.А. Львова, членов семьи Бакуниных, М.А. Дьяковой.

Не менее талантливым в плеяде живописцев второй половины века был В.Л. Боровиковский (1757–1825). Он также работал в портретном жанре. Его заказчиками и моделями являлись император Павел I, вице-канцлер А.Б. Куракин. Парадные портреты обоих отличаются единством живописного тона и цельностью образа. Художник умело сочетал богатый колорит с обилием деталей. Екатерину II Боровиковский изобразил в образе «казанской помещицы», какой она хотела выглядеть в глазах дворян. Сорок лет спустя А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» описал царицу очень близко к этому портрету, возможно, находясь под впечатлением, им навеянным.

К числу лучших произведений художника относится «Портрет М.И. Лопухиной». Он создавался в ту пору, когда наряду с классицизмом в искусстве утверждался сентиментализм (от франц. sentiment – чувство). Интерес к облику отдельного индивида, признание за человеком права на глубоко личное, затаенное внутреннее переживание отражены в этой картине. В качестве фона использован пейзаж, прекрасно дополнивший изящный одухотворенный образ. Поэт Я.П. Полонский написал стихотворение «К портрету Лопухиной»:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас.

В искусстве XVIII в. изображение природы приобрело самостоятельное звучание. Пейзаж развивался как отдельный жанр, его видными представителями были С.Ф. Щедрин (1745–1804) и Ф.Я. Алексеев (1753–1824). Щедрин изображал окрестности Петербурга – Царское село, Павловск, Гатчину, передавал впечатления от путешествий по Франции и Италии. Алексеев посвятил большинство своих полотен русским столицам – Петербургу и Москве. «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» – одна из самых известных его работ. Она завораживает игрой света на воде, строгой красотой дворцов – шедевров классической архитектуры.

Это был век подъема светского искусства, этап накопления творческих сил. Русская живопись сравнялась с европейской, продемонстрировав свою национальную оригинальность. Полотна талантливых портретистов оказали плодотворное влияние на дальнейшее развитие русской художественной школы.