Архитектура. В русской архитектуре на рубеже XVII–XVIII вв. значительно усилились светские элементы, однако устойчивые традиции русского зодчества, сложившиеся за века, не исчезли. Русская архитектура XVIII в. сохранила национальный колорит и связь с предшествующими стилями.
В Петровскую эпоху в архитектуре господствовал строгий стиль, задававшийся работами архитектора Д. Трезини (Адмиралтейство, Собор Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I, здание Двенадцати коллегий). В Екатерининскую эпоху быстро распространился декоративный стиль, доминирующим становится русское барокко, воплотившееся в шедеврах Ф.-Б. Растрелли (Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе, собор Смольного монастыря), в талантливых проектах С.И. Чевакинского (Никольский военно-морской собор в Санкт-Петербурге) и Д.В. Ухтомского (Триумфальные Красные ворота в Москве, колокольня Троице-Сергиевой лавры).
Во второй половине XVIII в. стиль барокко потеснил классицизм. Русский классицизм пережил два этапа. На первом архитектура еще не была свободна от воздействия барокко, напоминавшего о себе отдельными элементами и формами построек. Показательны в этом плане творения А. Ринальди, А.Ф. Кокоринова, В.И. Баженова. Освобождаясь на втором от влияния барокко, язык архитектуры приобрел строгость и лаконичность. Зодчие И.Е. Старов, Н.А. Львов, Д. Кваренги, М.Ф. Казаков, Ч. Камерон комбинировали компоненты ордерной системы при украшении фасадов создаваемых сооружений. Русский классицизм не был явлением однородным. Крупные представители этого направления привнесли в свои проекты черты неповторимой творческой индивидуальности, запечатлели в них оригинальные авторские замыслы.
Выдающимся мастером русского классицизма был В.И. Баженов (1738–1799). Следование основным принципам классицизма у него органично сочеталось с использованием элементов античного наследия, а также предшествующих форм отечественной и западной архитектуры. Для проектов Баженова характерна усложненность планового и объемно-пространственного решения (дом Пашкова в Москве, здания Инженерного замка в Петербурге).
Одним из самых типичных представителей классицизма являлся М.Ф. Казаков (1738–1812), который считается ярким представителем московской архитектурной школы. Созданные им здание Сената в Кремле, Колонный зал Дворянского собрания, Голицинская больница воплощают идеи гармонии, спокойствия и внутреннего совершенства.
Для многочисленных общественных зданий, спроектированных Д. Кваренги (1744–1817), характерны подчеркнутая рациональность плановых и объемно-пространственных решений, скупость деталей, строгость и замкнутость архитектурной композиции. На творчестве этого мастера явственно сказалось следование европейским традициям классической архитектуры и обращение к памятникам античной Греции и Древнего Рима. Торжественностью и величавостью отмечены воздвигнутые им здание Академии наук в Петербурге и Александровский дворец в Царском Селе.
Простота композиции и лаконизм форм присущи и зданиям, построенным по проектам И.Е. Старова (1745–1808). Но здесь простота сочетается со свободой в обработке объема и отдельных элементов конструкции. Строгая рациональность несколько смягчается декором. Об этом можно судить по зданию Таврического дворца в Петербурге – лучшего творения Старова, облик которого исполнен теплоты и уюта.
Творчество Ч. Камерона (1730-е гг.–1812) отличал тонкий лиризм, умение создать ощущение светлой гармонии соединением архитектурного ансамбля с окружающим ландшафтом. Лучшие его работы связаны с пригородными усадьбами Царского Села и Павловска, где он смог наиболее полно воплотить свои идеи. Произведения Камерона отличали стройность пропорций, нежность световой гаммы, изящество декора.
Длительное господство классицизма в России свидетельствует о его органичном совпадении с социально-культурными потребностями и эстетическими предпочтениями российской элиты. Отчасти данный стиль служил средством художественной идеализации «регулярного государства». Образ Петербурга в первую очередь связан с великолепными ансамблями классицизма, придающими городу тот «строгий, стройный вид», который вдохновлял Пушкина. Классицизм стал в России подлинно национальным стилем.
Скульптура. С началом Петровской эпохи открылась возможность ускоренного развития русской скульптуры. Царские дворцы и дома знати украшались круглой скульптурой, декоративной пластикой и портретными бюстами. Не дожидаясь, пока появятся отечественные скульпторы, Петр повелел покупать за границей античные статуи и произведения современной скульптуры, приглашал иностранных специалистов.
Русская пластика первых десятилетий XVIII в. ограничивалась главным образом декоративной резьбой для церквей и рельефами не слишком высокого качества. Исключение составляли работы И.П. Зарудного, среди которых наиболее известен иконостас Петропавловского собора, и рельефы д. Шлютера для Летнего дворца Петра I.
Искусство ваяния в первой половине XIX в. поднял на новую высоту Б.К. Растрелли (1675–1744). Он внес значительный вклад во многие декоративно-монументальные скульптурные композиции, в том числе и в украшение Большого каскада в Петергофе. В 1720-е гг. оригинальные барельефы Б.К. Растрелли и А.К. Нартова украсили фигуру триумфального столпа в память о Северной войне.
Самое замечательное в наследии Б.К. Растрелли – это скульптурные портреты. Он много работал над образом Петра I. Так, в 1723 г. скульптор создал бронзовый бюст императора, в котором подчеркнул ум, волю и энергию царя. Наиболее выразительным произведением последнего периода творчества Растрелли стал парадный портрет «Анна Иоанновна с арапчонком», в котором барочная монументальность и декоративность приобретают гротескные очертания.
Вторая половина XVIII в. ознаменовалась развитием искусства ваяния, главным образом основных его видов – рельефа, статуи, портретного бюста.
Крупнейшим русским скульптором этого времени, непревзойденным мастером психологического портрета являлся Ф.И. Шубин (1740–1805). Он выработал разнообразные и убедительные приемы для передачи в бронзовых и мраморных статуях конкретного человеческого лица с учетом возраста, пола и иных особенностей модели. Никогда не повторяясь в решениях, скульптор каждый раз находил и своеобразную композицию, и особый ритмический рисунок, идущий не от внешних признаков, а от характерологических черт личности изображаемого им человека («Портрет неизвестного»).
Портретирование с натуры оставалось для Федора Шубина основной линией творчества. Пристально вглядываясь в свои модели, скульптор стремился каждый раз изобразить с максимальной точностью конкретного человека, подчеркивая неповторимые особенности его облика. Он умел художественно ярко выразить духовную глубину, неповторимое индивидуальное своеобразие личности через подчас внешне неброские и далеко не идеальные черты портретируемого. Достоверность и убедительность образов характерны для бюстов А.А. Безбородко, В.Я. Чичигова, И.И. Бецкого, Павла I, посмертного портрета М.В. Ломоносова. Выдающееся дарование Шубина неотделимо от эпохи, в которой оно сформировалось и расцвело. В его работах реализм сочетался с элементами классицизма. Особенно наглядно это выразилось в портретах Екатерины II.
Наряду с русскими мастерами яркие работы создавали французские скульпторы. Э.М. Фальконе, поселившийся в России, с помощью М.А. Колло создал для ее столицы произведение Памятник Петру I («Медный всадник»). Двенадцать лет потребовалось Э.М. Фальконе для создания величественного памятника, ставшего символом Петербурга. При полной естественности движения коня, органичности позы и жеста всадника статуя символична. Порыв неукротимой монаршей воли подчеркивают конь, мощным усилием руки всадника вздыбленный у края обрыва, скала, волной вздымающая вверх и возносящая всадника, звериная шкура, на которой он восседает. Единственный аллегорический элемент – змея, попираемая копытами. Она олицетворяет побежденное зло. Эта деталь важна в конструктивном отношении, ибо служит третьей точкой опоры.
Не менее совершенна голова Петра, выполненная ученицей Фальконе М.А. Колло. Образ созвучен общему замыслу монумента; величие, внешняя сдержанность и ощущаемая за ними могучая импульсивность, ясный холодный ум и всепобеждающая воля читаются в пронзительном взгляде Петра, плотно сжатых губах, в энергичном повороте головы. За эту работу двадцатилетняя Колло была избрана академиком Российской Академии художеств.
Начиная с 1770-х гг. в России сформировалась плеяда талантливых воятелей: Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Мартос. Их творчество продолжилось в XIX в.
Мастером мемориальной пластики был Ф.Г. Гордеев (1744–1810), автор барельефного надгробия Н.М. Голицыной. Тип этого памятника восходит к древнегреческим стелам. Обращение к античности помогало скульптору в решении его творческих задач.
Наиболее последовательно черты классицизма проявились в работах М.И. Козловского (1753–1802). Самым значительным произведением этого скульптора является памятник А.В. Суворову в Петербурге. В нем не наблюдается буквальное сходство с оригиналом, но в созданном образе угадываются характерные черты личности великого полководца. Мужество, энергия, благородство, мудрость Суворова переданы с большим художественным мастерством.
Углубление мастерами барокко и классицизма идейного содержания русского изобразительного искусства XVIII в., в котором отчетливо просматривается национальный колорит, обеспечило ему почетное место в европейском искусстве эпохи.
3. Становление стилей и жанров светской литературы
культурный классицизм искусство литературный