Смекни!
smekni.com

Культурная полемика Римской империи (стр. 18 из 19)

В это время во всех городах империи сильно распространен культ терм – общественных бань, в которых были бассейны с теплой и холодной водой для купаний, гимнастические залы, комнаты отдыха. Во всех городах в больших количествах строились роскошные здания терм. Особым величием отличались построенные в Риме термы Септимия Севера (на 2400 посетителей) и термы Каракаллы.

Стремились не отстать от столицы и другие города. Особым размахом и роскошью отличались дома и сооружения богатых торговых центров. Даже их развалины, дошедшие до нашего времени, поражают своим величием и размерами. Можно отметить колоннады портиков сирийского города Пальмира, храмы Солнца в Баальбеке (Сирия) и т.п.

Кроме того в империи велось активное дорожное строительство. Во II в. н.э. в государстве существовало 372 мощенные камнем дороги, наподобие современных шоссе, строились по прямой линии, по бокам их были выкопаны канавы для стока воды, через реки и глубокие овраги перебрасывались мосты, некоторые из них сохранились до нашего времени в великолепном состоянии.


Выводы по 3 главе

Положение в империи I—II вв. определяло идеологию и культуру различных классов и социальных слоев.

Внешне культура еще сохраняла свой блеск. Тогда жили и творили такие выдающиеся философы, как Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий; поэты Лукан, Ювенал, Марциал; писатели и историки Тацит, Плутарх, Аппиан, Светоний, Петроний, Апулей, Лукиан и др. Плиний Старший составил, использовав 2000 авторов, энциклопедию тогдашних знаний. Архитекторы, художники, скульпторы, мозаичисты украшали частные и общественные здания, многие из которых, как амфитеатр Флавиев (Колизей) или мост через Дунай, поражали своими размерами и техникой исполнения.

Но и в этой сфере жизни уже намечались значительные изменения. К тому же прежде единая для всех римских граждан идеология и культура начинает раскалываться под действием различных социальных конфликтов.


Заключение

Древний Рим дал человечеству настоящую культурную среду: прекрасно спланированные, удобные для жизни города с мощёными дорогами, мостами, зданиями библиотек, архивов, нимфеев (святилищ, священных нимфам), дворцов, вилл и просто хороших домов с добротной красивой мебелью – всё то, что характерно для цивилизованного общества.

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха.

Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявляется в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии геометрических форм.

Главным завоеванием римлян в строительстве общественных сооружений было создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор. Необходимость их перекрытия способствовала развитию мощных сводчатых и купольных конструкций известных, но ограниченно применявшихся на Востоке и в Греции. Римская техника сводов стала образцом для последующих этапов развития европейской архитектуры.

Таким образом, римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало сооружениям общественным, воплотившим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей.

В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников, столь значительных, как греки. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него конкретно-повествовательным началом. Рельеф являлся неотъемлемой частью архитектурного декора.

Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Особенно распространённым видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

В эпоху империи достигла апогея своего развития литература древнего Рима.

Таким образом, нами были проанализированы издания по истории искусств, книги по мифологии и литературе, научные статьи и исторические источники по изучаемой теме и выделены основные черты развития культуры и искусства в каждом периоде римской империи.


Список литературы

Античные авторы

1. Вергилий П.М. Энеида. Приключения Энея. М.: АСТ, 2000.

2. Витрувий. Десять книг об архитектуре/Пер.Ф.А. Петровского. М., 1936.

3. Квинт Гораций Флакк. Собрание сочинений. СПб, Биографический институт, Студия биографика, 1993.

4. Лукан М. А. Фарсалия. М.: Ладомир. 2004.

5. Луций Анней Сенека. Трагедии. М.: Наука, 1983.

6. Проперций С. Эллегия в четырех книгах. М.:Греко-латинский кабинет, 2004.

7. Публий Овидий Назон. Элегии и малые поэмы. - М.: Художественная литература, 1973.

8. Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. Властелины Рима. М.:Ладомир, 1999.

9. Тацит К. Сочинения в 2-х томах. М.:Ладомир, 1993.

10. Тибулл. Элегии. Катулл. Лирика. М.: Озон, 2004.

Общая литература

11. Античная литература. Под редакцией А.А. Тахо-Годи. 2-е изд., перераб. М., "Просвещение", 1973.

12. Античная цивилизация. Под ред.В.Д. Блаватского. М., 1983.

13. Блаватский В.Д. Архитектура древнего Рима М., 1985.

14. Борисковский П.И. Древнее прошлое человечества. 2-е изд. Л., 1979.

15. Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. М.: "Искусство", 1975.

16. Вощина А.И. Римский портрет. Л., 1974.

17. Всемирная история: Римский период /А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. – м.:АСТ, мн.: Харвест, 2001.

18. Всеобщая история искусства, М., 1956.

19. Вулих Н.В., Неверов О.Я. Роль искусства в пропаганде официальной идеологии принципата Августа // ВДИ (Вестник древней истории). 1988. №1

20. Вулих H.В. Художественное произведение или политический трактат? // ВДИ (Вестник древней истории). 1982. №1. С. 206-212.

21. Герман Н. Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990.

22. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории.

23. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1992.

24. Древние цивилизации / Под общей ред. Бонгард-Левина Г. М. — М

25. Древний Рим. Под ред. А.Мясникова.-СПб: "Автограф".-1996.- 378с.

26. Дуров В.С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987.

27. Дуров В. Поэт золотой середины // Квинт Гораций Флакк. Собрание сочинений. СПб., 1993.

28. Дуров В.С. Художественная историография Древнего Рима. СПб., 1993.

29. Егоров А.Б. Закон о власти Веспасиана и полномочия принцепса // Проблемы античной государственности. Л., 1982.

30. Егоров А.Б. О персональном факторе в истории Римской империи // Политические деятели античности, средневековья и нового времени. Индивидуальные и социально-типические черты. Л., 1983.

31. Егоров А.Б. Проблемы титулатуры римских императоров // ВДИ (Вестник древней истории). 1988. №2. С. 162.

32. Егоров А. Б. Рим на грани эпох. Л., 1985.

33. Егоров А. Б. Флавии и трансформация Римской империи в 60–90 гг. I в. // Город и государство в античном мире Проблемы исторического развития.

34. Забулис Г.К. Satumia tellus Вергилия (К вопросу о формировании идеологии эпохи Августа) // ВДИ (Вестник древней истории). 1960. №2. С.

35. Игнатенко А. В. Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре: (историко-правовое исследование). Свердловск, 1988.

36. Изобразительное искусство и архитектура Древнего Рима. Сп-б., 1987.

37. Ильинская Л.С. Древний Рим.-М.-1997.-432 с.

38. Илюшечкин В.H. Отражение социальной психологии низов в античных романах // Культура Древнего Рима. Т. II. М., 1985.

39. История древнего Рима. Под ред. Бокщанина А.Г. М., Высшая школа

40. История мировой культуры / Под ред. Левчука Л. Т., К., 1994.

41. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1990. С. 321.

42. Кнабе Г.С. "Multi bonique" и "pauci et validi" в римском сенате эпохи Нерона и Флавиев // ВДИ (Вестник древней истории). 1970. №3. С. 63-85.

43. Кнабе Г. С. Древний Рим – история и повседневность. М., 1986.

44. Кнабе Г.С. Историческое пространство и историческое время в культуре древнего Рима // Культура древнего Рима. Т. II. М., 1985. С. 136.

45. Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. Время. Жизнь. Книги. М., 1981.

46. Кнабе Г.С. Понимание культуры в Древнем Риме и ранний Тацит // История философии и вопросы культуры. M., 1975.

47. Кнабе Г. С. Рим Тита Ливия - образ, миф и история // Тит Ливий. История Рима от основания города. Т. III, М., 1993.

48. Кобылина М.М. Искусство древнего Рима. М., 1991.

49. Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и древнего Рима.