Смекни!
smekni.com

Представления о духах, предках и месте Китая в окружающем мире в традиционной китайской культуре (стр. 2 из 2)

Сравнительно простой культ предков, доведенный до предельных значений и всеобъемлющих масштабов, предоставил возможность осуществить социальный идеал, провозглашенный Конфуцием. Конфуцианство предало культу предков глубокий смысл и превратило этот культ в первую и наиболее важную обязанность каждого китайцы. Средоточием культа становится принцип “сыновней почтительности” — сяо. Его суть заключена в следующей цитате из второй главы «Лунь-Юя»: «Служить родителям согласно правилам ли, похоронить их, соблюдая установления ли, и приносить им жертвы, придерживаясь установлений ли”.

Главный смысл «правил ли» - полное и абсолютное послушание. Согласно этим правилам, уважать родителей и беспрекословно повиноваться им, всю жизнь заботиться об отце и матери и постоянно угождать им, услуживать, - таковы священные обязанности сына.

Культ предков приобретает всеобъемлющее социальное значение: добродетельный сын — от простолюдина до императора — посвящает свою жизнь служению родителям при их жизни и после смерти. Устойчивость такой вертикали является залогом должного устройства и порядка в государстве, объединяющем отдельные семьи в единую огромную семью. Преданный сын — верный подданный есть основа конструкции. Так конфуцианство преобразовало религиозный культ в социальную доктрину, придав ей универсальное значение и государственный статус.

Почтение к родителям затмило все иные отношения в китайском обществе. Китайское письменное наследие — от мифов, легенд, поэм и драм до династических историй и официальных документов — переполнено назидательными сюжетами, воспевающими сыновнюю почтительность. Некоторые из этих образцов способны эпатировать нашего читателя, но отнюдь не китайца, воспитанного в сыновнем послушании и служении родителям. Так, один бедняк не мог прокормить одновременно и престарелую мать и малолетнего сына. Посоветовавшись с женой — мол, сына они могут иметь другого, а матери другой не будет, — он продал сына. Потом бедняк копал яму и выкопал сосуд с золотом и надписью, гласящей, что Небо награждает его за сыновнюю почтительность. Столь экстремальные ситуации не так уж часты в китайских назидательных сюжетах, но все же очевидно, что сыновняя почтительность есть постоянная доминанта китайской этики и этнопсихологии. Она неизменно проявляет себя в повседневной жизни, начиная с семейного уклада (без окончательного вердикта семейного старейшины в семье ничего не предпринимается) и заканчивая высоким государственным служением (достижения на этом поприще посвящены живым или покойным предкам).

Священная обязанность почтительного сына — должным образом упокоить бренное тело родителя. Похоронные обряды и церемонии подробнейшим образом изложены в канонической “Книге установлений” и неукоснительно исполнялись в традиционном китайском обществе. Приготовления к похоронам начинались задолго до смерти главы семьи, клана и (тем более) государства. Ныне раскапываемая богатейшая усыпальница первого циньского императора Цинь Шихуанди строилась за многие годы до смерти ее августейшего обитателя. В северо-западных окрестностях Пекина находится величественный погребальный комплекс императоров династии Мин, правившей вплоть до середины XVII века. Впрочем, подобные примеры не уникальны и вряд ли вызовут удивление у нашего читателя: усыпальницы правящих знатных родов издревле существуют в различных цивилизациях мира. Куда более удивителен обычай, который был повсеместно распространен в простых китайских семьях. По вступлении главы дома в преклонный возраст ему подносили в дар гроб — его посмертное обиталище. Гроб становился главным предметом гордости главы дома: его ставили в одной из комнат и поддерживали в сохранности — внутри и снаружи покрывали дополнительными слоями особого состава из смолы, фарфорового порошка и лака для придания полной герметичности. Счастливый обладатель собственного гроба был спокоен за посмертное существование — тело останется в сохранности и после погребения.

Важным элементом культа предков была забота об их могилах. Каждый клан и каждая его ветвь считали своим долгом иметь собственные могильные земли, в которых покоились бы умершие предки. Могильные земли всегда были ухожены и крайне заботливо распланированы. Вне зависимости от дохода семьи, любая могильная территория всегда была обсажена деревьями и кустарниками, возле каждого захоронения были установлены каменные обелиски с надписями.

Неотъемлемой частью культа предков являлись обряды жертвоприношений в храмах или на могилах предков. Храмы предков непременно были в каждой почтенной семье; даже самая бедная семья и та имела алтарь предков на самом видном месте в доме. Поклонение предкам осуществлялось ежедневно. Глава семьи начинал свой день с посещения храма предков, где возжигал курения и совершал поклонения. Первого и пятнадцатого числа каждого месяца, в каждый семейный или всеобщий праздник родичи собирались в храме совершить жертвоприношения и сообщить предкам последние семейные новости.

Урбанизация плохо совместима с культом предков в его привычном виде. В больших китайских городах введен обязательный ритуал кремации, но и в сельской местности ввиду потребностей хозяйственной деятельности сносят старинные надгробья и могилы. Через несколько десятилетий классический культ предков и традиция поминовения усопших неизбежно столкнутся с серьезным кризисом, а Китай — с проблемой национального самосознания и идентификации. культ родовой предок китай

Место Китая в окружающем мире

Место Китая в окружающем по представлениям китайцев тесно связано с мировоззрением и верованиями, что очень ярко отражено в названиях Китая. Китай имел следующие названия: Чжунго – Срединное государство, Тянься – Поднебесная, Джун-хуа – Срединный цветок, Чжун-юань – Срединная равнина, Чжэнь-дань – Восточная заря, Тянь-чао – Небесная династия. Однако позиционирование себя как Срединного государства не стоит относить к географической неграмотности китайцев. Ещё с эпохи Чжоу Великий Шелковый путь давал возможность получать информацию об окружающем мире.

Поднебесной Китай назывался в связи с культом Неба. Этот культ пришел на смену культу Шанди в эпоху Чжоу. Шанди был верховным божеством в эпоху Инь и считался легендарным родоначальником иньцев. На Небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем: император считался сыном Неба, и этот титул сохранился за правителем Китая до ХХ века. Если император был сыном Неба, то, следовательно, подвластные ему территории получили название Поднебесной. Согласно таким представлениям, центром мира является двор китайского императора, которого последовательно окружают концентрические круги: высшие чиновники, низшие чиновники, рядовые граждане и, наконец, вассальные царства и «варвары». Классическая китайская политическая мысль утверждала, что китайский император является правителем всего мира, а все известные иностранные царства являются лишь его вассалами. В классической китайской философии термин «Поднебесная» используется, как синоним цивилизации и порядка в китайском их понимании, и обозначает место китайского народа в мире.

Территория за пределами Срединного государства, или Поднебесной, считалась населенной варварами. Они различались лишь по странам света: восточные, западные, южные, северные варвары. Правители Китая рассматривали все стороны вне их границ как нечто единообразное: страны могли быть большими или малыми, отличаться друг от друга по природным и климатическим условиям, находиться далеко или близко от Китая – это не имело никакого значения, потому что все они считались варварами и вассалами Срединного государства, подданными Сына Неба. Даже войны, которые в XIX в. велись против Срединного государства, маньчжурские императоры именовали не иначе, как «восстание» или «бунт варваров».


Заключение

Рассмотренные в данном эссе культы играли важную роль в формировании мышления всего китайского народа на протяжении всей истории существования Китая. Начиная с эпохи Яншао, когда зародились тотемизм и анимизм, продолжая эпохами Шан-Инь и Чжоу, когда сложились основные каноны веры в духов, культа предков, мировоззрения как центрального государства, эти культы были доведены до своего наивысшего состояния благодаря конфуцианству и сформировали китайский народ. Несмотря на то, что данные взгляды были присущи традиционному китайскому обществу, они всё ещё живы в современном обществе. Без понимания происхождения, формирования, трансформаций и влияния этих культов невозможно понять как духовную культуру традиционного Китая, но и современный Китай, который играет важную роль в мировом сообществе и оказывает большое влияние на многие культуры.


Список литературы:

1. К.Н. Гоголев. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония. – М., 1999.

2. Л.С. Васильев. Культы, религии, традиции в Китае. – М., 1970.

3. Л.С. Васильев. История религий Востока. – КДУ, 2004.

4. М.Е. Ермаков. Китайский синдром.

5. В.Я. Сидихменов. Китай: страницы прошлого. – Смоленск, 2000.

6. Журнал «Звезда», № 5 за 2007 г