САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ
им. А.Л. Штиглица
ЭССЕ
Представления о духах,
предках и месте Китая в окружающем мире в традиционной китайской культуре
Выполнила:
студентка II курса
отделения искусствоведения и культурологии
Полуяненкова Ю.
Санкт-Петербург
2010
Введение
Среди современных стран мира Китай – одно из наиболее древних государств. Уже около пяти тысяч лет назад в бассейне Хуанхе существовала высокоразвитая культура Яншао. Китайский народ уже в глубокой древности достиг высокого уровня развития духовной и материальной культуры, общественной жизни. Однако отличительной чертой китайской культуры являются не только богатство материальных и духовных ценностей, но и огромная жизнестойкость. В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по самобытности ценности. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей. Одной из причиной такой стойкости китайской культуры однозначно является то, что традиции играют немаловажную роль в функционировании всего государства. Начиная с первых народов, населявших территории Китая, традиции и культы были сильны и помогали наладить строго структурированную жизнь государства. Важную роль среди таких традиций и культов однозначно играли вера в духов, культ предков и самоопределение места Китая в окружающем мире. Тотемизм и анимизм легли в основу веры в духов и предков, а культ Шанди – в представление о Поднебесной. Эти верования во многом определили не только поведение отдельных семей, но и всего государства на многие столетия вперед.
Представление о духах
Ещё с древности китайцы пытались объяснить окружающий мир и истолковать явления природы с помощью мифов. Предания о божествах, духах и непобедимых героях занимали большое место в духовной жизни китайского народа.
По китайским воззрениям, небо и земля населены самыми разнообразными божествами: добрыми и злыми, могущественными и слабыми, красивыми и безобразными. Характерной чертой восприятия духов была практически размытая грань между силами добра и зла, так называемая недифференцированность. Добрые духи шэнь и злые духи гуй мирно сосуществовали, им приносили жертвы, они подчинялись одним и тем же важным божественным персонам и Юйхуану шанди (Великий Нефритовый император). Строгого порядка по отношению к духам не было, одни и те же духи выступали под различными именами, разные божества ведали одним и тем же делом.
Люди почитали духов, которые властвовали над природой и распоряжались силами стихий. Такими духами были, например, дух земли, дух деревьев, дух моря, дух гор, дух огня, духи луны и солнца. Эту роль (духов луны и солнца) могли исполнять божества-символы Тай-инь и Тай-ян, мифические персон Чан Э и её муж, легендарный стрелок Хоу И. Были и духи пяти планет, ими считались легендарные императоры древности. Так Хуанда был духом Сатурна, Байди – Венеры, Хэйди - Меркурия, Чиди – Марса, Цинди – Юпитера. Покровителем Юпитера также считался Тайсуй, божество полярной звезды.
Интересно, что большие пожары, вспыхнувшие в Пекине в апреле 1908 г., приписывались духу огня, хо-дэ, который сошел с неба на землю для стодневной прогулки. Говорили, что когда это зловещее божество вернется в свою обитель, пожары прекратятся.
Почетное место среди божеств, покровительствовавших силам природы, занимали божества гор, среди которых наиважнейшим было божество восточного пика горы Тайшань, т.к. под горой Тайшань был скрытый вход на небо, к Юйхуану шанди. Обычно духи гор изображались в виде седовласых старцев с длинными бородами, хмурыми лицами и строгим выражением глаз.
Сами природные явления связывались с действием духов или каких-либо таинственных сил. Северное сияние объяснялось тем, что живущий на крайнем Севере, куда не заглядывает солнце, дракон чжу-лун держит во рту свечку и освещает время от времени темные полярные страны. Радуга воспринималась как большая змея, дугообразно перегнувшаяся над землей. Завывание ветра в ненастную погоду считали плачем бесприютных душ воинов, что пали на поле брани и не были правильно погребены.
На самом деле достаточно трудно даже приблизительно подсчитать, сколько божеств и духов «обслуживало» китайский народ. Не было ни одной сферы жизни и ни одного ремесла, где бы люди обходились без духовных покровителей. Примером божества-патронов могут служить Цзянь-тайгун покровитель рыбаков, Лу Бань – плотников, Яо-ван – медиков и т.д. Покровителями различных профессий со временем стали считаться и восемь даосских бессмертных, ба-сянь. Даже домашних животных охраняли свои божества, были покровители коров, лошадей, собак. Божества могли «специализироваться» в самых различных областях: доу-шэг – дух, защищающий от оспы; цзин-цюань – дух, охраняющий колодец, лэй-цзу – дух, ведающий громом; ма-мин покровитель шелковичного червя.
Китайские крестьяне глубоко почитали местного духа – туди. Туди подвластны все строения данной местности, он считался охранителем жителей от всякого зла, ему молились об урожае, о выздоровлении, благополучном путешествии. Его изображали стариком в головном уборе чиновника давних времен. Рядом с ним рисовали двух прислужников.
Общим уважением пользовался дух долголетия. Его изображали почтенным старцем с высоким лбом. Рядом с духом долголетия обычно помещали аиста, символ вечности, и оленя, счастья. В руках дух держал персик и жезл, которые также символизировали долголетие. У его ног располагались гранаты, красный цвет граната означал спокойствие, радость, счастье и благополучие. Картинки с изображением духа долголетия наклеивались на стены жилых комнат, ведь считалось, что это может помочь изгнать нечистую силу и тогда вся семья будет долго и благополучно жить.
Для гарантии от неприятных воздействий со стороны злых духов и сил в Китае существовала целая система оберегов, амулетов, стражей. Например, возле дома на шесте вывешивали петуха, на стене – изображали тигра, у входа во двор стояла каменная плита, преграждавшая прямой путь, ведь они, как известно всем в Китае, могут ходить только прямо. Мальчикам вшивали в одежду амулеты, а в младенчестве могли даже одеть в одежду девочки, чтобы злой дух перепутал и не польстился. Существовало представление о том, что главы демонических сил отвечают за своих подопечных. Поэтому специалистам по изгнанию злых духов приносились специальные жертвы.
Китайцы свободно ориентировались в мире окружавших их божеств и духов, запретов и суеверий. Они делали всё, чтобы избавиться от чар и наваждений и обеспечить покровительство влиятельных потусторонних сил. Достаточно было иметь изображение патронов и божеств на лубке, ходить в храм, приносить жертву. Многие требования и пожелания можно было выражать не в форме молитв, а косвенно – в виде благопожеланий и связанных с ними символов. Желать здоровья, счастья и процветания принято у многих народов, но именно в Китае культ благопожеланий достиг невиданного размаха. Во-первых, это диктовалось вежливостью, принятой нормой, церемониалом. Во-вторых, символика благопожеланий была очень тщательно разработана и детализирована, имела множество оттенков и намеков. Главным пожеланием в Китае было «три много» - лет, сыновей, богатства. На многочисленных благопожелательных лубках это выражалось аллегориями. А изображения покровителей долголетия и богатства, Шоу-сина и Цай-шэна соответственно, были весьма распространены вплоть до недавнего времени.
Культ предков
В древнем Китае получили распространение различные формы культы, однако особое значение имел культ предков, т.е. обожествление и почитание предка рода по мужской линии. Этот культ оказал решающее влияние на весь характер китайской общественной структуры, на формирование социальных отношений в стране. Корни его уходят в культ мертвых, а сам культ предков был позднее возвеличен конфуцианством. Значением этого культа в истории и культуре Китая настолько велико, что многие специалисты считают его основным видом религии в Китае, а не только отличительной особенностью всей китайской цивилизации.
Еще протокитайцы эпохи неолитических культур Яншао и Луншань верили в загробный мир, где душа умершего пребывает после смерти. Вероятно, уже в первобытную эпоху у далеких предков китайцев сложились зачатки представлений о том, что души умерших, обитающие в ином мире, способны оказывать влияние на судьбы живущих в этом мире. В иньском и раннечжоуском Китае древний культ мертвых получил очень большое развитие и постепенно превратился в детально разработанный и обставленный торжественными ритуалами культ родословных предков. Особенно пышно и торжественно отправлялся этот культ в честь старших родовых предков, родоночальников основной линии определенного родо-племенного коллектива. Именно с почитанием родовых предков был связан и культ верховного божества Шанди в Инь (династии Шань-Инь - 1766 до н. э. — 1122 до н. э) и в начале Чжоу (династия Чжоу - 1122 до н. э. — 247 до н. э.).
Характер культа родовых предков в Инь и в начале Чжоу говорит о том, что этот культ был характерен для знати, родовой аристократии. Чем знатней был человек, тем ближе он стоял к покойному или живущему ещё вану, тем большую роль играло в его жизни и в его служебных обязанностях играло все то, что было связано с культом предков. Всем покойным предкам регулярно приносились жертвы, в их честь совершались торжественные обряды, для участия в которых собиралась многочисленная родня. Центральную роль в торжественном обряде жертвоприношения играл сам покойный предок, а точнее, замещявший его мальчик, обычно старший внук покойного. Считалось, что дух покойника на время жертвоприношений вселялся в его внука.