СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. РУССКИЙ БАЛЕТ – ПРИЗНАННАЯ КЛАССИКА
1.2 Первые русские профессиональные танцоры
1.3 Профессионализация русского народного танца
1.4 Крепостной балет, как необходимый этап развития русского балета
2. БАЛЕТ XIX-го и XX-го ВЕКОВ – ПРОДОЛЖЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РУССКОМ КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ. ЗАРОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ТАНЦА
2.1 Балет «Каменный цветок» - новый этап в развитии и соединении классического, современного танца и народного фольклора
3. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На рубеже XX—XXI веков традиционная культура в ее различных проявлениях: музыкальном, устно-поэтическом и хореографическом фольклоре, декоративно-прикладном искусстве и народных ремеслах, празднествах и обрядах — активно возвращается в жизнь россиян. Фольклор признан уникальным культурным наследием. В течение последних полутора десятков лет при непосредственной государственной поддержке в стране сформирована полифункциональная разветвленная, многоярусная фольклористическая инфраструктура. Ее деятельность характеризуется целенаправленностью, опорой на новейшие научные разработки, современные технологические и информационные ресурсы.Российское общество и государство с пониманием относятся к своей роли в сохранении национальной культуры и решении с ее помощью сложнейших культурно-экологических, воспитательно-образовательных проблем. В стране формируется одно из самых динамично развивающихся профессиональных сообществ — фольклористическое, представляющее науку, образование, художественно-исполнительскую практику, организационно-творческий менеджмент. Наряду с отмеченными положительными тенденциями, существует ряд проблем, требующих безотлагательного решения. Проблемы эти связаны со все большим расслоением культуры на элитарную, массовую и традиционную, известным “экономическим” отстранением значительных слоев народа от культурных ценностей и благ, активной интервенцией со стороны СМИ и пропагандой низкохудожественных образцов искусства и литературы, так и с общемировыми тенденциями глобализма, подавления национальных культур. Опасение за их будущее нашло отражение в ряде важнейших международных документов ЮНЕСКО, других организаций, занятых вопросами сохранения нематериального культурного наследия. Актуальна задача привлечения внимания к проблемам этой отрасли культуры. Необходимо обратить внимание государства, общества на недостаточно задействованный духовный потенциал национальных традиций для вывода страны из нравственного и социального кризиса, нацелить фольклористическое сообщество на разработку и принятие системной и скоординированной программы изучения, сохранения и поддержки традиционной культуры как органичной составной части национального достояния России.
Фольклорный танец является важным направлением национальной культуры в силу доступности понимания его другими народами из-за отсутствия в хореографическом искусстве языкового барьера.
«Язык танца» понятен всему миру.
В связи с этим очень актуально знать, какое влияние оказал фольклор на развитие в нашей стране классического искусства, каковым является балет, и как под влиянием фольклора развивается сейчас современное искусство танца.Данную взаимосвязь призвана раскрыть эта работа.
1. РУССКИЙ БАЛЕТ – ПРИЗНАННАЯ КЛАССИКА
Русский балет — за этими словами стоит искусство, признанное во всем мире непревзойденным. Искусство одухотворенное и человечное, искусство глубокой мысли и горячего сердца, искусство, отличающееся яркой национальной самобытностью.
Русская классическая школа танца существует более двухсот лет. Для нее характерно стремление выразить духовное богатство, внутренний мир человека средствами точными, виртуозными, но при этом мастерство, совершенное владение техникой никогда не становились для нее самоцелью. «…Русской Терпсихоры душой исполненный полет...», — кратко, но исчерпывающе определял существо русского балета А. С. Пушкин.
Русские артисты по-своему отнеслись к технике танца, предложенной им зарубежными постановщиками и педагогами. Они развили её, обогатили качествами, свойственными народному танцу: выразительностью, одухотворенностью, осмысленностью.
На этой основе и начало формироваться то искусство, которое мы называем теперь русским балетом.
Истоки русского балета – в народных плясках, то величественных и певучих, то озорных и дерзких. Пляску породили движения, подчиненные ритму. Именно она является одним из наиболее ранних проявлений человеческой культуры. Пляска, видоизменяясь и развиваясь, послужила основой для создания особого вида театрального искусства – балета.
Время появления плясок в России относится к времени существования Антского государства (территория современной Украины). К 500-м годам нашей эры народы, населявшие современную территорию России, уже обладали своим танцевальным искусством.
Темы, образы, ритмы, выразительные средства народного танца обогащали профессиональное хореографическое искусство, определяли его содержание, сценические краски. На привольных лесных полянах, у костров исполняли славяне свои ритуальные, обрядовые и бытовые пляски. Кругом шумели вековые деревья, на вечернем небе всходила огненным шаром луна, люди жили среди природы, были близки к ней, чувствуя ее красоту, величие, могущество. И все это сказывалось на характере древнеславянской хореографии. Не тогда ли возникали широта и величественность жеста, размашистость, певучесть движений.
Русские народные пляски бывают сольные и массовые. К сольным относятся:
Перепляс (в основном исполняются мужчинами, является танцем-соревнованием).
Парные (исполняются мужчиной и женщиной, или супругами на второй день свадьбы). Характерные черты: импровизационные моменты, яркая мимика, большая выразительность.
Импровизационно-изобразительные пляски (одиночные, обычно исполняется девушкой, требуют богатой творческой фантазии. Это выражение внутренних чувств девушки. Мужчины этот танец не исполняют).
Момент импровизации, свойственный всем видам народного танца, не носит характера полной импровизации. Импровизация подчинена определенным канонам, отражающим характер движения танца.
К массовым:
Пляски-игры. Они являются древнейшим видом русских народных плясок. В них отображаются трудовые процессы. Параллельно с темой труда развивается и тема любви.
Пример: «А мы просо сеяли, сеяли», «Ленок» (о сеянии, сборе, треплении льна), «Яр Хмель». Вышеперечисленные пляски потеряли свое первоначальное значение и превратились в обычные бытовые танцы.
Хороводы. Этот вид танца на Руси вообще занимал совершенно особое место в молодежном досуге и представлял собой сложное действо из движения (танца), песни, музыки и умения представить ту или иную работу. Каждому участнику долженствовало не только владеть достаточно этими искусствами, но и знать последовательность пения и танцевальных движений в хороводе. Хоровод воспитывал и вкус. На праздничный хоровод девушки являлись в нарядах, сделанных или украшенных своими руками (ленты, вышивки, бисер и т. д.).
По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние. Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т.д.). Хороводы весьма разнообразны в своих построениях большинство хороводов являются круговыми. Часто можно встретить двойной круг-круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Большие круги и маленькие кружочки – очень распространённая форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.
Эти, и ещё многие другие виды плясок оказали большое влияние на формирование сценического танца. В России до начала 18-го века народная пляска повсюду сохраняла свой основной рисунок, отличаясь лишь манерой исполнения. Эстетические установки русской народной пляски явились основой для создания русского национального танцевального искусства. Эти установки сводятся к 5-ти основным положениям:
1. Наличие содержания.
2. Реалистическая форма его отображения.
3. Индивидуальность исполнения.
4. Выразительность исполнения.
5. Высокая техника пляски.
Это те установки, на которых строилась и развивалась русская национальная танцевальная культура, то, что впоследствии стало основой русского классического балетного танца.
Скоморошество на Руси вошло в историю русской культуры и оказало ощутимое влияние на музыку, танец, на истоки отдельных жанров литературы, циркового, эстрадного и других видов искусства. Творчество скоморохов было промежуточным звеном, мостом между фольклором и профессиональным искусством.
Первые русские профессиональные танцоры — скоморохи, бродячие артисты и потешники. В Киевской Руси скоморошество было весьма популярно. Существовало несколько категорий русских скоморохов: одни постоянно жили в деревне, это оседлые непрофессиональные скоморохи; другие постоянно жили в городе и, надо думать, были профессионалами; третьи - скоморохи "походные", или бродячие, странствующие, не имеющие хозяйства, безусловно профессионалы. Они образовывали особые "ватаги", которые бродили по Руси и давали представления, называемые позорищами, т.е. зрелищами. В те далекие времена скоморохов считали существами, отмеченными богами, а искусство их - служением божеству. Оно отличалось отработанной техникой. И хоть немало было лихих танцоров в народе, самыми совершенными и умелыми оказались все же бродячие актеры — скоморохи. «Всяк спляшет, да не как скоморох», — гласит народная пословица.