Владимиро-суздальская архитектура опиралась на строительную схему, сложившуюся в Киеве, но отличалась богатой внешней отделкой: обилием резьбы и рельефов. Владимиро-суздальские храмы величественны и торжественны. «Храмы (Владимиро-суздальской области) украшались с расчетом на то, что толпы толкущегося возле них в праздник народа найдут и время и охоту разобрать поучительные темы наружных украшений и воспользуются ими как наглядным наставлением и церковным обучением» (Н.П. Кондаков).
«Владимиро-суздальская пластика занимает совсем особое место в истории средневековой скульптуры. Хотя в ее сложении сыграли свою роль восточные, византийские и западные элементы, тем не менее ни на Востоке, ни в Византии, ни на Западе мы не найдем ни одного памятника, который хотя бы в отдаленной степени повторял то, что было создано руками русских мастеров» (В.Н. Лазарев).
Архитектура Чернигова
В начале XIII в. в Чернигове возвели Пятницкую церковь. Памятник был очень сильно перестроен, но сохранился во всех своих частях. Во время Великой отечественной войны церковь была повреждена, но позднее реставрирована, причем полностью восстановлена в первоначальных формах. Эта небольшая четырехстолпная церковь имеет план, на первый взгляд мало отличающийся от планов храмов середины века. Апсиды оконтурены плавной линией и представляют собой не три полукружия, а одну трехлопастную кривую. Пилястры сложные, с тонкими полуколонками, но очень мягко профилированные. Церковь имеет чрезвычайно стройные пропорции и нарядные, насыщенные кирпичной орнаментацией фасады. Завершаются фасады одной средней закомарой и двумя боковыми полузакомарами, благодаря чему завершение приобретает трехлопастную форму. Арки, соединяющие подкyпольные столбы, расположены выше примыкающих к ним цилиндрических сводов. Таким образом, была создана система повышающихся к центру арок, отчего барабан сильно поднимался над сводами. Снаружи повышенные подпружные арки образуют второй ярус закомар, служащий как бы пьедесталом для барабана. А на самом барабане размещен третий ярус закомар, на этот раз уже чисто декоративных, т.е. по существу кокошников*. Все особенности Пятницкой церкви подчинены одной идее – придать ей вертикальную устремленность и столпообразность.
Строительство в Смоленске
Яркое развитие получило новое архитектурное направление в Смоленскойземле. Для постройки в конце 80-х – начале 90-х гг. XII в. дворцового храмаархангела Михаила смоленский князь, Давид Ростиславич пригласил полоцкого зодчего. Непосредственная зависимость смоленской церкви архангела Михаила от полоцкого храма не вызывает сомнения. Планы данных храмов почти полностью совпадают, хотя в них имеются и некоторые различия. В смоленском храме можно отметить два существенных нововведения, свидетельствующих о разработке новых архитектурных решений. В смоленской церкви двухустyпчатые наружные пилястры усложнены введением тонких полуколонок. За счет этого в фасады здания внесено большое количество дополнительных вертикальных членений, сильнее подчеркивающих высоту и остроту его пропорций. Второе отличие смоленской церкви – исчезновение стенок с порталами, отделяющих притворы от основного помещения. Эти новшества вызваны естественной эволюцией форм, ведущей к созданию вертикально устремленных динамических композиций, и стремлением зодчих разработать единый слитный интерьер, подчиненный композиции экстерьера.
Смоленская церковь архангела Михаила столпообразная, с высоко поднятой центральной частью. С восточной стороны церкви выделяется одна полукруглая апсида, тогда как боковые имеют снаружи прямоугольную форму и меньшую высоту. С трех сторон перед входами расположены притворы, северный и южный снабжены небольшими самостоятельными апсидами. Очень высокий центральный объем храма (высота до вершины купола 33 м) со всех сторон как бы подпирается более низкими, в результате создается ступенчатость. Это впечатление усиливается большим количеством вертикальных членений, проходящих по корпусу здания и создаваемых сложнопрофилированными пилястрами. Фасады завершаются кривой трехлопастного очертания. Высокий барабан имеет в основании декоративные трехлопастные кокошники. Идея столпообразного храма с вертикальной устремленностью выражена в этой церкви очень ярко.
Смоленские церкви схожи с полоцкими храмами, их планы почти полностью совпадают. Но имеются значительные отличия во внешнем оформлении. В смоленской архитектуре применялось большое количество дополнительных вертикальных членений на фасадах, ведущих к созданию вертикально-устремленных композиций.
Назначение храма. Устройство
Символика
Храм – как архитектурный объект является божьей обителью, и любая из частей храма несет символический смысл. Храм есть земное небо, в котором обитает Бог. Престол в алтаре означает место Гроба Господня и престол, на котором почивает Господь. Апсида соответствовала Вифлеемской пещере, где родился Христос, и пещере, где Он был погребен; потому ей и придается полукруглая форма. Кроме того, церковь служит образом распятия Христова, а поэтому желательно, чтобы в структуре храма, был запечатлен главный символ христианства – крест.
В храме Святой Софии тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы ближайшие к центральной, напоминают о четырех евангелистах: Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест. Христос вседержитель расположен в куполе, словно В необъятной дали, а в алтаре, на стене центральной апсиды, сосредоточенная и строгая фигура Богоматери. Ее руки вознесены высоко вверх в непрестанном молении. Вишневый цвет Ее одеяния – мафория, окутывающего Ее голову и плечи, символизировал страдание. Купол символ церкви Небесной, алтарь – символ Церкви Земной.
Устройство крестово-купольного храма
В Древнерусском искусстве получила распространение крестово-купольная композиция в строительстве каменных храмов, пришедшая из Византии. Над храмовым зданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от четырех до двенадцати меньших куполов. Эту центральную «главу» поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на четыре главных столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма – подкупольное пространство между четырьмя главными столбами. Главный и прочие столбы делили храм на нефы – галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства. Нефов, как правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. В области алтаря церковная стена выдавалась полукруглыми выступами – апсидами. Полукруглые покрытия церковных сводов назывались закомарами. Вход в церковь был в западной части храма. Над ним русские зодчие строили хоры – верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые гости: князь, его семья и приближенные.
древнерусский архитектура храм артель
Заключение
По мнению историков дореволюционного периода, памятники Руси являются провинциальным вариантом византийского зодчества. Исследование привело к выводу, что Русские храмы не имеют аналогий в Византии. Возникла новая точка зрения, согласно которой влияние Византии быломинимальным, а основой являлись собственные древние традиции деревянного зодчества. Дальнейшие исследования полностью опровергли обе теории.
«По сравнению с византийским искусством русское искусство несравненно демократичнее. В нем гораздо настойчивее пробивается народная струя, его формы менее отвлеченны и более полнокровны, воплощаемые им идеалы утратили византийскую строгость и суровость. Столь сильно выраженный в восточном христианстве момент пассивной созерцательности уступает место на Руси более эмоциональному и лирическому подходу к религии. Ослабление аскетического начала выразилось в усилении яркости радостных, звонких красок, в смягчении ритма линий, в умиленности добрых ликов, в интимизации образа божества. Под личиною византийских форм русские сумели прозреть из греческую, эллинистическую сердцевину и сумели блестяще использовать последнюю в создании того нового художественного мира, который, при всей своей преемственности от Византии, является глубоко оригинальным творением.
русского народа» (В.Н. Лазарев).
В XI веке на базе византийской архитектуры возникло Русское зодчество и уже на ранней стадии выработало собственные традиции. Постепенно складывались новые приемы, новые эстетические принципы. По памятникам этого времени можно проследить тенденцию к созданию четких и простых объемов, к упрощению структуры интерьеров.
Новый тип киевского храма – очень простая по объемному решению четырехстолпная церковь. На первых порах она имела с запада нартекс, который обычно былоткрыт в основе помещения, отделяясь от него высокой аркой. Поэтому по плану храм носил характер шестистолпного. Во второй половине XII в., чаще стали строить храмы сокращенного варианта, т.е. без нартекса, четырехстолпные. Отказались от лестничных башен. Храмы завершаются закомарами, основания которых расположены на одной высоте и венчаются одной массивной главой. Храмы XII века уравновешены и статичны, сложная живописность композиции памятников XI в. полностью отсутствует. Изменилась строительная техника. На фасадах появляются новые элементы – аркатурныe пояски, двух- и трехуступчатые амбразуры порталов. На углах храмов сохраняются плоские лопатки, промежуточныe лопатки фасадов приобретают характер мощных полуколонн, придающих фасадам пластичность. Поверхности фасадов часто оставляли открытыми, на некоторых памятниках отмечено наличие затирки фасадов, по которой произведена разбивка, имитирующая квадраты белокаменной кладки.