В конце 1950-х гг. появилась новая форма драматического действия – хэппенинг, идеологом и практиком которого был М. Керби, который, как и его единомышленники, пытался стереть грань между сценическим действием и жизненной реальностью (спонтанное действие часто происходило на открытом воздухе). Свободное взаимодействие актеров и зрителей включало элемент импровизации. В отличие от хэппенинга перформанс (возник в 1960-е гг.) требовал наличия сценария, имел ритуально-символический подтекст; во главу угла здесь ставился игровой процесс, слагающийся из алогичных выразительных действий («искусство действия»). В хэппенинге и перформансе используются возможности других видов искусства, технические приспособления, аудиовизуальные эффекты.
Завершая обзор основных течений модернизма, необходимо отметить его большое значение для культуры XX в. Модернизм показал принципиальную относительность типов, форм, средств эстетического освоения мира. Его лидеры выработали множество новых способов и приемов художественного выражения, создали оригинальные стили, способствовали становлению необычных искусств. Вместе с тем в целом он свидетельствовал о наступившем кризисе искусства, его духовной дезориентации.
Однако модерн и модернизм были не единственными движениями в художественной культуре XX в. Рядом с ними продолжало развиваться искусство, основывавшееся на традиционных эстетических принципах.
Неотрадиционализм. Этим термином можно обозначить совокупность тех движений в художественной культуре XX в., которые продолжали следовать реалистическому началу искусства, претерпевая, однако, значительные стилевые изменения и отличающиеся от классики XIX в. Неотрадиционализм включал ряд различных течений: неоклассицизм, академизм, национальную романтику, живописный, социальный и магический реализм, анахронизм, неореализм, натурализм, отчасти примитивизм и наивное искусство. Их представители использовали в своем творчестве как приемы художественных стилей прежних эпох, в первую очередь реализма, так и находки модернистов. К примеру, немецкая художница К. Кёльвиц сочетала в ряде работ идеи социального реализма с экспрессионистской техникой, а в работах архитектора И. Фомина чувствуется влияние классицизма.
Традиции реалистической литературы продолжали писатели Т. Манн, А. Барбюс, Д. Голсуорси, Г. Бёлль, Р. Роллан, А. Франс, Э.-М. Ремарк, Э. Хемингуэй; обогащали мировую классику композиторы С. Прокофьев, Г. Малер, С. Рахманинов, В. Бриттен. Развивался неоклассический балет Дж. Баланчина, С. Лифаря, И. Килиана. В реалистическом ключе творили художники Ф. Мазерель, А. Марке, Дж. Беллоуз, скульпторы А. Майоль, А. Бурдель, В. Мухина, архитекторы Д. Скотт, Е. Начич, А. Щусев. Жизнеподобие не утратило своей привлекательности в искусстве. Некоторые представители модернистских течений временами переходили на позиции реализма (П. Пикассо, А. Дерен, Ф. Леже, М. Вламинк, П. Элюар, Л. Арагон).
Главная заслуга сторонников неотрадиционализма состояла в том, что они своим творчеством соединили современность с предшествующими художественными эпохами и сумели сохранить историческую преемственность искусства в условиях наступившего кризиса в культуре.
Постмодернизм. В последней трети XX в. своеобразное обращение к традициям прошлого стало характерной чертой нового культурного движения, получившего название постмодернизма. В современном значении термин «постмодернизм» был истолкован архитектором Ч. Дженксом в работе «Язык архитектуры. постмодерна» (1977) для обозначения новых тенденций в архитектуре. Позже выражаемое этим термином понятие распространилось на другие сферы культуры (пост классическая наука и философия, постмодернистские литература и изобразительное искусство) и художественного быта.
Возникновение постмодернизма в 1970–80-х гг. обусловлено кризисом западно-центристского мировоззрения и прогрессистского мышления. Предшествующее художественное направление к этому времени во многом исчерпало себя. В противовес модернизму сложились базовые основания постмодернизма – плюрализм, релятивизм и историзм. В представлении постмодернистов мир лишен целостного единства, ясности и однозначности. В нем нет абсолютных ценностей «центральных» мировоззрений и единственно верного пути развития общества. Культурные эпохи неповторимы. Ни один художественный стиль не может считаться более правильным по сравнению с другими и соответственно служить приоритетным образцом для подражания. Он лишь отражает историческую ситуацию и определенный ракурс восприятия действительности. Тем не менее, обращение к эпохам и стилям прошлого не только возможно, но и необходимо в целях установления связей истории и современности.
Новое видение мира было связано со значимостью многомерного самопознания и самоосуществления личности, с признанием множественности культурных миров, с чутким восприятием социальных проблем, с диалогичностью. Вместе с тем, дойдя до крайности, постмодернизм обнаружил поверхностность, утрату целостности и четких ценностных критериев творчества, вылившегося в бескрайний зыбкий релятивизм (от лат. relativus – относительный).
Коренной особенностью постмодернизма является плюрализм. К концу века множественность становится нормой жизни, а единая система идеалов и норм выглядит все более консервативной. В отличие от интеллектуалов, воспитанных в духе европейского рационализма и болезненно воспринимавших культурные шатания, духовные колебания и моральный релятивизм как проявления кризиса, постмодернистский человек признает множественность естественным состоянием общества и культуры. Он сочетает идею множественности с допущением относительности ценностных миров, идеологических установок, способов формотворчества и самовыражения. В художественной культуре принцип плюрализма реализуется в соединении в одном произведении элементов различных художественных стилей, смешении жанров. Эта черта постмодерна обусловлена общими процессами «сетевой» коммуникации, взаимопроникновения ценностей, мировоззренческих ориентаций многих культур и художественных практик различных стран и регионов мира, возрождением интереса к прошлому. Деятельность художника здесь рассматривается как способ вдохнуть жизнь в старые формы, избрав путь диалогического общения между различными культурными мирами.
Диалог между прошлым и настоящим осуществляется в постмодернизме и благодаря принципу цитатности. «Цитатное мышление» воплощается через переосмысление классических тем и сюжетов, явное или скрытое воспроизведение культурных значений, намеки на известные произведения, сокращенное их изложение или деконструкцию, а также через подражание и пародию. В итоге мир предстает как непрерывно реструктурируемый текст, в котором все когда-то уже было сказано, а новое возможно только по принципу «перетасовывающего» калейдоскопа, «паспарту». Такая установка порождает своеобразную «ничейность» создаваемых произведений, когда и автор, и публика оказываются «растворенными» в дискурсах культурных традиций. Ярким примером «цитатного мышления», доведенного до абсурда, является роман Жака Ривэ «Барышни из А.», который составлен исключительно из 750 цитат 408 авторов.
Смыслообразующим принципом постмодернизма является ирония. В отличие от классической пародии и сатиры, критикующих прошлое и настоящее с точки зрения гуманистических принципов и идеалов, субъект постмодернистской иронии сомневается в авторитете последних, так же, впрочем, как и в авторитете собственных критических позиций. Поэтому ирония здесь часто соседствует с самоиронией.
Среди других характерных особенностей искусства постмодернизма нужно отметить гедонизм, театрализацию культуры, смешение высокого и низкого, элитарного и массового, ориентацию на современные информационные технологии. В искусстве постмодернизма отчасти происходит возврат к повествовательности, сюжету, мелодии, реалистичности изображения. Но при этом красота связывается и с асимметрией, дисгармонией, возвышенное замещается удивительным, трагическое – парадоксальным.
Известными представителями постмодернизма являются писатели У. Эко, Д. Варне, Дж. Хеллер, архитекторы Ч. Дженкс, Ч. Мур, Р. Бофилл, Р. Вентури, художники М. Паладино, М. Мерц, В. Сивитико, кинорежиссер Ж.-JI. Годар, хореографы Т. Браун, П. Шираиши, Р. Шопино, композиторы К. Штокхаузен, П. Булез.
Особенности постмодернизма ярче всего проявились в литературе. Для произведений постмодернистов новой волны характерен синтез массового и элитарного. Например, У. Эко в романе «Имя розы», с одной стороны, добивается сюжетной развлекательности текста (включает в него элементы детектива, фантастики, повседневности), ставя своей целью доставить массовой аудитории удовольствие от чтения. С другой стороны, в тексте содержатся ссылки на образцы и приемы, сюжетные ходы, заимствования из жанра средневекового романа. Ироничная игра всякого рода ассоциациями дает возможность получить интеллектуальное наслаждение подготовленному читателю, знатоку истории культуры.
В основу архитектуры постмодернизма положен принцип комбинации различных стилей. Архитекторы как будто не создают принципиально новых художественных форм, а необычными способами сопоставляют и модифицируют старые (и здесь присутствует элемент «игры»). Так, в комплексе «Площадь Италии» (Новый Орлеан) Ч. Мур объединил принципы древнеримской, барочной и модернистской архитектуры. В композицию комплекса включен фонтан в форме сапога, обрамленный арками и ордерными бетонными колоннадами, которые по вечерам освещаются неоновыми трубками. Принцип историзма проводится в архитектуре с учетом национальных традиций прошлого. Р. Вентури, проектируя особняки, возрождает скатные крыши, дымовые трубы, небольшие окна, использует в строительстве традиционные материалы (дерево, камень, черепицу).
Многообразны проявления постмодернизма в изобразительном искусстве. Здесь возник ряд специфических течений.