Для метафизического течения характерны ностальгия по античности и Возрождению, в целом тоска по утраченному вниманию к традиции, связывающей различные эпохи в неразрывную цепь. Но ностальгия и тоска как бы прячутся в форму игры. К примеру, в картине К. Мариани «Рука заменяет интеллект» «два персонажа, символизирующие прошлое и настоящее, увлеченно разрисовывают друг друга, образуя своими позами иллюзию художественного зазеркалья, двоящейся исторической жизни культуры» (Н. Б. Маньковская).
Представители повествовательного течения, комбинируя приемы реализма, поп-арта, абстракционизма, по-своему решают проблему сохранения (хотя бы видимости) воспитательной функции искусства в условиях этического плюрализма и релятивизма.
Ирония аллегорического постмодернизма обращена на разрушение иллюзий современного массового сознания. Сопоставляя прошлое и настоящее (например, изображая дам-каратисток, которых обороняют от своих кавалеров на фоне классического пейзажа), художники показывают нелепость типичных явлений профанной культуры, расходящихся с традиционными ценностями и представлениями. Характерное для мастеров этого течения сожаление об утерянных достижениях прошлого выражено в аллегории М. Костаниса «Стоящая фигура», изображающей греческую тунику, «одетую» на пустоту.
Постмодернистский «реализм» стремится объединить нормативы и приемы натурализма с современными эстетическими установками, изображая фигуры с глянцевитой фотографической точностью. Но их лощеная плоть лишена внутренней жизни и духовной наполненности; это «живые манекены», идолы рекламной красоты массмедиа.
Сентименталистский постмодернизм является единственным течением в постмодернизме, представители которого по-настоящему стремятся найти позитивные ценности и модели поведения, адекватные современной кризисной ситуации. Поэтому ирония здесь сведена к минимуму. В качестве новых установок сознания предлагаются экологизм, возвышенное и чувственно тонкое, трепетное отношение к жизни.
Специфика постмодернистского кинематографа состоит в сочетании приемов киноискусства, литературы, мультипликации, видеоклипов, рекламы, шоу-бизнеса, компьютерных игр, обеспечиваемое спецэффектами и электронным монтажом.
Синтез различных видов искусства и художественных стилей свойственен и постмодернистскому театру. Для воплощения принципа двойного кодирования театральные режиссеры используют различные визуальные и шумовые эффекты, которые доносят «видения» и «голоса» иных времен, благодаря чему создается многомерная интерпретация сюжета.
Постмодернистский балет рассматривает танец как синтез духовного и телесного, большое внимание уделяет возможностям выражения средствами танца необычных философских идей. Отсюда – метафоричность современного балета, большая роль ассоциаций. При этом своеобразными приемами достигается эмоциональный эффект. В танец вводятся игра, импровизация. Цитатность постмодернистского балета проявляется в соединении танцевальных техник различных народов, эпох и социальных слоев (классического европейского, индийского, современного японского, африканского танца, рэгтайма, брейка, кантри-данса, фламенко и др.).
Коллажность музыкального постмодернизма связана с объединением приемов классической европейской, восточной, народной музыки, поп-музыки, рока, джаза и т.п. В произведениях музыкантов широко используются последние достижения техники (синтезаторы и компьютерная обработка музыки). Наряду с чисто музыкальными приемами в композиции вводятся световые и шумовые эффекты (гул улицы, гудки паровозов, телефонные звонки), разговор. Цитатность постмодернизма в музыке просматривается и в использовании классических мелодий, и в их электронной обработке, иногда оставляющей только намек на первоначальный мотив.
По мнению писателя У. Эко, постмодернизм знаменует собой начало радикальной смены культурных парадигм. Современное общество находится на разломе культурных эпох. Остается открытым вопрос о возможностях и формах продолжения культурных традиций. Живя среди «обломков» прошлого, мы еще ясно не видим будущего. Постмодернисты пока не могут ответить на вопрос «как быть дальше?». Но этот скрываемый за эпатажной игрой вопрос для них, несомненно, главный. Постмодернизм быстро прошел стадии становления и распространения. Как только сформировались его общие контуры и локализовались основные идеи, появились вестники «пост постмодернизма», делающие заявку на то, чтобы дать творческий импульс новой культурной эпохе, а не остаться только переходной формой, констатирующей угасание классического типа европейской культуры.
Список использованных источников
1. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А. А. Радугина – М., 2001.
2. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.
3. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.