Воздействие это также диктуется некоей потребностью, которую мы назвали бы потребностью эстетического самосовершествования. Как и во всех других областях человеческой деятельности, генетически не программируемой, успешность действий зависит не только от способностей человека, но и от его умений, а они приобретаются и оттачиваются в ходе освоения опыта, накопленного в данной области культуры. Опыт этот передается и в прямом процессе обучения ученика учителем, и при самостоятельном изучении человеком различных пластов культурного наследия, и во взаимных влияниях современников, в обмене опытом мастерства.
Так протекает и развитие искусства. Объективным законом его функционирования является стремление, так или иначе, воздействовать на ход собственного художественного развития, на творчество современников и потомков. Вспомним, какое громадное и длительное влияние на этот процесс оказало античное искусство, или же ту роль, которую в истории русской литературы сыграло творчество А. Пушкина, Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова, М. Горького, В. Маяковского... В конечном счете само понятие «классика», столь важное в истории искусства, означает не что иное, как признание потомками непреходящей ценности данного этапа художественного развития, в котором искусство последующих эпох черпает художественный опыт большой эстетической силы.
Характеризуя эту функцию искусства — быть эстетическим регулятором собственного развития, — нужно отметить две ее существенные особенности. Первая состоит в том, что другие функции искусства требуют от него постоянного обновления, самоизменения в соответствии с непрерывно обновляющимся жизненным его содержанием, тогда как саморегуляция художественного движения выражается в равнении на классику, в освоении уже имеющегося профессионального опыта; отсюда — вечное противоречие между запросами современности и традициями классики, между тем, что искусство должно сделать, и тем, что оно умеет делать. Вся мировая история художественного развития показывает, как сталкивались и нередко весьма ожесточенно боролись друг с другом эти две тенденции — традиционалистская и инновационная, стабилизирующая и революционизирующая, удерживающая творчество на путях, уже опробованных и исхоженных, и влекущая к открытиям еще неизведанных путей.
Чем резче любая из этих тенденций противопоставлялась другой, тем более опасные последствия это имело для искусства, — об этом убедительно говорит, с одной стороны, опыт академизма, консервативно-эпигонского по отношению к классике прошлых эпох, а с другой — опыт Модернизма, порвавшего со всеми традициями художественной культуры и алчущего «абсолютной новизны». Оптимальным для развития искусства является, несомненно, диалектическое единение традиционности и новаторства, опора на прошлое при соответствии духу современности — не случайно антимодернистский поиск такой связи с классическим наследием оказывается в наши дни, как мы увидим в дальнейшем, одной из характерных черт постмодернизма. Вторая особенность рассматриваемой нами функции искусства состоит в том, что влияние одного этапа его развития на другой, одной национальной школы на другую, одного современного течения на другое имеет эстетический характер. Именно это отличает передачу опыта в сфере художественной практики от передачи опыта в сфере научной деятельности, или технической, или педагогической, или медицинской, равно как и от тех влияний, которые оказываются на искусство извне, — из сферы философии или политики, религии или техники. Влияние искусства на самое себя не может проявляться в прямых внеэстетических — идеологических или технических — воздействиях, ибо каждая эпоха предлагает ему свое духовное и материальное содержание, оно реализуется поэтому на том уровне художественной деятельности, на котором внеэстетическое переливается в эстетическое, выражая этим специфику художественного творчества. Наиболее яркий пример — обращение искусства начала XX в. к первобытной художественной культуре в сфере музыки и танца, живописи и скульптуры: очевидно, что ни Пикассо, ни основоположники джаза не восстанавливали языческое и магическое мировосприятие древнего негритянского искусства, но осваивали и развивали его эстетическую структуру.
искусство культура эстетический
Искусство — важный аспект культуры. Это особый вид творческой деятельности, который создает образные и символические структуры. Искусство обладает художественными, познавательными и коммуникативными функциями. Являясь важной частью духовной культуры, искусство с первых страниц истории человечества явилось исключительным средством осознания мира и духовного развития личности. Каждая историческая эпоха характеризуется своим пониманием искусства и его места в культуре. Современные культурологические исследования пытаются истолковать искусство в системе других феноменов культуры. Так возникают характерные оппозиции национальной и глобальной культур, высокой и низкой, массовой и элитарной. В современной культуре наметилась тенденция снижения эстетических стандартов.
1. Специальная литература
1.1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. – М.: Омега-Л, 2010. – 432с.
1.2. Касьянов, В.В. Культурология / В.В. Касьянов. – М.: Феникс, 2010. – 576с.
1.3. Культурология / под ред. Г.В. Драча. – М.: Феникс, 2009. – 576с.
1.4. Маркова, А.Н, Культурология / А.Н. Маркова. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 496с.
1.5. Толпыкин, В.Е., Толпыкина, Т.В. Культурология / В.Е. Толпыкин, Т.В. Толпыкина. – М.: Эксмо, 2010. – 432с.
1.6. Юлдашбаева, З.Б. Культурология / З.Б. Юлдашбаева. – М.: Высшая школа, 2009. – 296с.
2. Периодические издания
2.1. Коломин, Г.Г. Искусство как способ бытия в мире или к вопросу о коммуникативной функции искусства / Г.Г. Коломин // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007. - №7. – С. 158-162
2.2. Огородников, Ю.А. Сущность искусства в контексте культуры / Ю.А. Огородников // Вестник Московского государственного педагогического университета. – 2009. - №1. – С.47-59
2.3. Осокин, Ю.В., Афасижев, Т.М. Искусство в культуре общества / Ю.В. Осокин, Т.М. Афасижев // Вопросы культурологии, 2005. - №3. – С.21-46
[1] Гуревич, П.С. Культурология. М., 2010. С. 376
[2] Толпыкин, В.Е., Толпыкина, Т.В. Культурология. М., 2010. С.87
[3] Гуревич, П.С. Культурология. М., 2010. С. 378
[4] Огородников, Ю.А. Сущность искусства в контексте культуры // Вестник Московского государственного педагогического университета. 2009. №1. С.47
[5] Гуревич, П.С. Культурология. М., 2010. С. 379
[6] Культурология / под ред. Г.В. Драча. М., 2009. С.411
[7] Осокин, Ю.В., Афасижев, Т.М. Искусство в культуре общества // Вопросы культурологии. 2005. №3. С.22
[8] Юлдашбаева, З.Б. Культурология. М., 2009. С.67
[9] Касьянов, В.В. Культурология. М., 2010. С.342
[10] Огородников, Ю.А. Сущность искусства в контексте культуры // Вестник Московского государственного педагогического университета. 2009. №1. С.47