Многие культурные достижения древних индийцев вобрали в себя богатейшую мифологию и народную мудрость. Наиболее полно это величайшее наследие дошло до нас в поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна».
«Махабхарата» известна своими литературными достоинствами и религиозным руководством. Автором ее считается мудрец Вьяса. Поэма состоит из почти 100 тыс. стихов, она содержит изложение дхармы, образцовых норм поведения царя, воина, любого человека, живущего в период бедствий, а также наставления для того, кто стремится освободиться от цепи перерождений.
Название «Рамаяна» переводится как «Путь Рамы». Поэма написана на санскрите в III в. до н.э. поэтом Вальмики. В дошедшем до нас виде «Рамаяна» насчитывает около 24 тыс. стихов. Поэма до сих пор пользуется широкой популярностью не только в Индии. Ее сюжеты распространились в Юго-Восточной Азии, а герои, вместе с героями «Махабхараты», стали традиционными персонажами народного театра.
Архитектура. Необычайным своеобразием отличается древнеиндийское искусство. Ведущая роль в нем принадлежит архитектуре, памятники которой дошли до нашего времени. Буддистские храмы появились в III в. до н.э. В отличие от Древнего Египта и Месопотамии, где в строительстве широко использовались камень и глина, в Индии основным материалом Древнего строительства было дерево.
Камень начал применяться в Индии с III в. до н.э. для сооружения храмов, и это связано с принятием буддизма в качестве официальной религии. Власти стремились увековечить основы буддизма в монументальном искусстве. Гражданские здания (даже дворцы) строить из камня не разрешалось, поэтому они не сохранились до наших дней; увековеченная древняя и средневековая архитектура Индии представлена в основном храмами и другими сооружениями культового назначения.
К таким сооружениям относятся мемориальные колонны, соединяющие в себе элементы зодчества и скульптуры. Колонна, или стамбха, представляет собой хорошо отполированный каменный столб, нередко превышающий 10 м и завершающийся капителью со скульптурными изображениями священных животных. Самая знаменитая из стамбх – Львиная капитель из Сарнатха (середина III в. до н.э.). По преданию, она была поставлена на том месте, где Будда произнес свою первую проповедь. Ныне ее изображение является государственным символом Индии.
Одним из главных типов буддийских сооружений в Индии является ступа – постройка в виде большого сферического купола. По легенде, на вопрос о том, каким должно быть его погребальное сооружение, Будда перевернул круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа приобрела полусферическую форму и являет собой символ Неба, нирваны и самого Будды. Наиболее знаменита ступа из Санчи (середина III в. до н.э.), которая сложена из сырца и облицована обожженным кирпичом. У нее имеется ограда с четырьмя воротами – торанами, ориентированными по сторонам света и украшенными рельефами.
Начиная с III в. до н.э. храмы в Индии сооружали, выдалбливая помещения в цельной скале – чайтьи. Пещерный храм включал в себя зал с культовым символом – ступой или статуей Будды. Это сложное сооружение с колоннами и множеством крупных и мелких деталей целиком высекалось из скалы.
Поверхности каменных столбов, балок и других элементов в храмах покрывали рельефом. За образец бралась резьба по дереву. Обильный, сочный, пластичный рельеф – одна из характерных черт индийской архитектуры. Стены построек покрывались резьбой, находили свое продолжение в скульптурных композициях. Сами сооружения приобретали вид огромных фантастических скульптур.
Достижения древнеиндийской культуры I тысячелетия до н.э. заложили основу для ее дальнейшего развития в последующий период – эпоху Кушанской и Гуптской империй.
Индийская культура в эпоху Кушанской и Гуптской империя (I в. до н.э. – VI в. н.э.). С образованием новых мощных империй возросло значение интегральных верований индуизма, которые постепенно вытесняли буддизм.
Религия. Многоликий индуизм – религия, распространенная в Индии вплоть до настоящего времени. Это итог взаимодействия буддизма и брахманизма, синтез и конечный вариант всех индийских религиозных поисков. Его важными чертами являются: поклонение священным животным (коровам, быкам, обезьянам), культ предков, отсутствие единой церковной организации, множество сект, признание кастовой иерархии, вера в вечность души, строгая регламентация прав и обязанностей человека от его рождения до смерти, вера в перевоплощение душ и троицу главных богов – Брахму, Вишну и Шиву. Два последних божества почитаются больше, что нашло отражение в двух основных течениях индуизма – шиваизме и вишнуизме. В пантеон индуизма включен и Будда как девятое воплощение Вишну, а также Кришна – как его восьмое воплощение.
Искусство. Кушано-гуптский период считается классическим в индийской художественной культуре. В это время в искусстве Индии параллельно с индуистскими инновациями развивались традиции, заложенные в империи Маурьев. Широкое распространение получают буддистские пещерные храмы. Примером может служить храм в Карли (I в. до н.э.). Перед пещерой возведены две колонны, увенчанные капителями с изображениями животных. Центральный коридор храма отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В центре пещеры находится ступа.
В I–IV вв. н.э. в художественной культуре Индии произошли значительные изменения. В изобразительном искусстве появились антропоморфные изображения Будды, пришедшие на смену символам (священному дереву Бо, Колесу Закона и т.п.). Черты эллинистического искусства заметны в статуе сидящего Будды из Тахт-и-Бахи (около 300 г.). Облик Будды ясен и спокоен, полон сосредоточенности и умиротворения. Его поза со скрещенными и поджатыми ногами (поза «лотоса») с того времени стала основной для буддийской скульптуры. По положению рук, ладоней и пальцев статуи можно судить об этапах священного пути Будды.
В эпоху Гуптов продолжало развиваться пещерное зодчество. Образцом великолепного единства архитектуры, скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV –VII вв.), состоящий из 29 пещер. Ансамбль Аджанты известен в первую очередь благодаря своей живописи, так как это едва ли не единственный сохранившийся образец данного вида искусства Гуптской эпохи. Росписи пещер различны по содержанию, главное в них не композиция, а линия и цвет. Богатое сочетание красок производит огромное эмоциональное впечатление.
В Гуптский период последний расцвет переживало в Индии буддийское искусство, постепенно уступая место индуистским храмам и изображениям.
Наука. Значительными достижениями отмечена наука Древней Индии. Начиная со второй половины I тысячелетия до н.э. математика и астрономия оказывали значительное влияние на развитие соответствующих областей арабской и персидской науки. Почетное место в истории математики занимает Арьяпхата, живший в V – начале VI в. н.э. Этот ученый предложил оригинальное решение линейного уравнения с использованием числа «пи». Кроме того, именно в Древней Индии система счисления впервые стала десятичной за счет добавления к ней нуля. Сегодня она называется арабской и составляет основу современной арифметики. Наибольшее развитие получила алгебра. Понятия «цифра», «синус», «корень» впервые появились именно в Древней Индии.
Дошедшие до нас трактаты по астрономии свидетельствуют о высоком уровне развития этой науки в Древней Индии. Независимо от античных ученых Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси. Введение десятичной системы способствовало точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.
Почетное место в индийской науке занимает медицина. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата и наследственности на здоровье человека, большое внимание уделяли личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия: медицинский трактат «Сушру- та Самхита» содержит описание 300 операций, которые делали древнеиндийские врачи, применявшие более 120 хирургических инструментов.
До сих пор в Индии большим почетом пользуется «Аюрведа», включавшая учение о долголетии. Популярная тибетская медицина основана именно на «Аюрведе».
Литература и театр. Высокого уровня развития достигла в Древней Индии теория литературного творчества, особенно поэзии. Ученые составляли подробные правила стихосложения, писали трактаты по теории, метрике и поэтике. Несколько школ «поэтической науки» состязались между собой, вели споры о жанрах, о цели литературы и особенностях художественного языка.
Концепция божественного характера речи заметно повлияла на развитие науки о языке. Согласно ей, другие науки и искусства имеют в своей основе речь. В грамматике Панини (V–IV вв. до н.э.) анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученые ваходят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.
Большую роль в индийской культуре играл театр. Заслуга его создания приписывалась богу Брахме. Первые театральные действа были связаны с ведийским культом Индры. Спектакль включал диалоги, музыку, песни, пантомиму, действия факиров, но главную роль играл танец. Любопытно, что в спектакле использовались разные языки – до 10 диалектов и наречий. Например, герой всегда говорил на санскрите, а героиня – на каком-либо диалекте. Со временем выделялись отдельные жанры – драма, клоунада, танцевальное представление. Крупнейшим древнеиндийским поэтом и драматургом считается Калидаса (прибл. V в. н.э.), которого называют «индийским Шекспиром». Мировую известность Калидасе принесли драма «Шакунтала», а также поэмы «Рождение Кумары» и «Облако-вестник».