Смекни!
smekni.com

Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века (стр. 2 из 5)

Великий немецкий поэт, драматург и теоретик искусства Просвещения Фридрих Шиллер наряду с Г.Э. Лессингом и И.В. Гете явился основоположником немецкой классической литературы. Он является автором теории (эстетического воспитания) как способа достижения справедливого общественного устройства.

Особая роль в становлении немецкого Просвещения принадлежит великому поэту и писателю Иоганну Вольфгангу Гете. Он начинал свой творческий путь с движения (Буря и натиск). В трагедии (Фауст, 1808-1832), итоговом произведении Гете, созвучном философским и научным поискам эпохи, с необычайной глубиной поставлен вопрос о смысле человеческой жизни, о соотношении научного познания мира и вечных ценностей бытия. Стремление к целостному видению мира характерно и для естественнонаучных трактатов Гете. Творчество Гете оказало существенное влияние на многих европейских художников XIX-XX вв.

Век Просвещения проходил в Европе под знаком научных открытий и философского осмысления перемен в обществе, которые должны были принести народам свободу и равенство, уничтожить привилегии Церкви и аристократии. Открытия XVII века в области естественных наук подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную картину мира. Казалось, мир и природа организованы в соответствии со строгими и абсолютными законами. Вера в авторитеты уступила место последовательному скептицизму. Традиционную сословную структуру общества должна была сменить новая форма государства, основанная на власти разума и закона.

2. Художественные стили

Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов – классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм, иррациональность. Сюда же можно добавить третий стиль – рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем - от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо - в основном только в живописи и скульптуре.

2.1 Классицизм

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) сложился в ХVII веке во Франции, а в ХVIII веке он превратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения, практически все европейские страны. Основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция), в творчестве И.В. Гете и Ф. Шиллера (Германия), одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедиях А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина (Россия).

Для театрального искусства классицизма характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Часто XVIII столетие вообще называют “золотым веком” театра.

Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер (1622-1673). Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Преодолевая схематизм итальянских комедий дель арте (ит. commedia dell'arte – комедия масок), Мольер создал жизненно достоверные образы. Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра.

Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны (Севильский цирюльник, 1775) и (Женитьба Фигаро, 1784) великого французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше (1732-1799). В них изображен конфликт между третьим сословием и дворянством.

Классическая комедия развивалась также в Италии и Англии. И в XVIII в., несмотря на экономический спад, Венеция оставалась столицей карнавалов, театров и беззаботного веселья. В этом небольшом городе работало семь театров – столько, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых. На венецианские карнавалы тогда, как и двести лет спустя, съезжались люди со всей Европы. Здесь творил Карло Гольдони (1707-1793), создатель национальной комедии. Он осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии и театра, вытеснив искусственный жанр комедии дель арте реалистической драматургией, с живыми характерами, остроумной критикой пороков общества.

Современником Гольдони был Карло Гоцци (1720-1806). Он писал сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте: (Любовь к трем апельсинам, 1761; Турандот, 1762) и другие о жизни театральной Венеции.

Если Мольера называют основоположником классической комедии, то родоначальниками классической трагедии считают двух других французов. В пьесах Пьера Корнеля (1606-1684) и Жана Расина (1639-1699) строго выдержано золотое правило классической драмы – единство места, времени и действия. Язык героев их произведений проникнут пафосом и патетикой.

Строгие правила классицизма сформулировал французский поэт Никола Буало (1636-1711) в своем (Поэтическом искусстве), где он обобщил художественный опыт французской литературы XVII века. Его поэтика оказала влияние на эстетическую мысль и литературу ХVII-XVIII вв. многих европейских стран, в том числе России.

В живописи тенденции классицизма намечаются уже во второй половине XVI века в Италии. Однако его расцвет наступил только во французской художественной культуре, где из разрозненных элементов он сложился в целостную стилевую систему. Основой теории классицизма был рационализм, опиравшийся на философскую систему Декарта. Принципы рационализма предопределили взгляд на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственных восприятий. Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность. Наиболее ярко классицизм представлен работами французских живописцев и скульпторов Н. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида, Ж.О.Д. Энгра и Э.М. Фальконе.

Иногда специалисты различают академический классицизм первой половины ХVII века и неоклассицизм конца ХVIII - начала ХIХ вв.

Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594-1665). Он явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена – это не реальная природа, а природа (улучшенная), созданная художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли (замерзшими скульптурами). Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Клод Лоррен(1600-1682), в торжественных композициях которого (идеальные) пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве ХVII века.

Через 100 лет к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз – живописец Давид (1748-1825). Возвращение классицизма получит наименование неоклассицизма. Давид – один из величайших исторических портретистов. Он завершает век старый (ХVIII) и начинает новый (ХIХ).

Между двумя классицизмами – ранним (академическим) и поздним (неоклассицизмом) господствующие позиции занял стиль рококо.

2.2 Искусство рококо

Рококо зародилось в ХVII веке, а превратилось в господствующий стиль в ХVIII. Пожалуй, это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса. Рококо - порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии. Термин (рококо), произошедший от французского (рокайль) (букв.: бриллиант и украшение из раковин), появился в конце XVIII века.

Искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства – игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Сюжеты – только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые (триумфы) и (туалеты). Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены. Статуэтки и бюсты предназначены для убранства интерьера. Стены обильно украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой и мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, зеркалами. Хрустальные люстры, изящная мебель с инкрустацией дополняли впечатление праздника. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве – в мебели, посуде, бронзе, фарфоре.

Рококо можно считать лебединой песней уходящей в историю феодальной аристократии. На смену ей шла буржуазия с новыми, более упрощенными интересами и грубыми художественными вкусами. Дворянская эпоха уходила красиво, создав неподражаемый стиль утонченной изысканности. В это время, т. е. со второй половины XVII столетия, Франция и королевский двор прочно и надолго занимают ведущее место в художественной жизни Европы.