Министерство образования и науки Российской федерации
ГОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»
Кафедра Р.К.
Контрольная работа №1
По курсу: Культурология
тема: Культурология в системе социально-гуманитарного знания
Выполнил: ст. группы ТСЗУ-01
Иванов С.Ф.
Проверил: пр. Титов Е.В.
Красноярск 2011 г.
Культурология — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве.
Термин «культурология» был предложен в 1946 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.
Культурология является интегративной сферой знания, рождённой на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии, культуры и искусствоведения.
Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя.
В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры.
Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.
Культурология, наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеческой культуре как целостностном феномене. О предмете и месте культурология в системе научного знания не сложилось единого мнения.
В Оксфордском словаре указывается на то, что слово Kulturologie впервые использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1913, а английский термин culturology первым употребил в 1949 американский антрополог Л. Уайт. После чего термин культурологии встречался в литературе лишь несколько раз — в 1949,1956,1957.
В словаре Вебстера фиксируется: «Culturology — наука о культуре; более специальный смысл: некая методология, связанная с именем американского антрополога Л. Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а культурные черты (институты, идеологии и технологии) — в качестве независимых от некультуры факторов (от климата, человеческого тела, наших желаний и целей)».
Прямой аналогии отечественной культурологии в принятых за рубежом классификациях наук выявить сложно, поскольку в отличие от российской традиции, связывающей понятие культуры, прежде всего с художественной и просветительской практикой, за рубежом культуру трактуют преимущественно в научном, а именно социально-этнографическом смысле.
Сложившиеся в отечественной литературе точки зрения можно разделить на две группы:
а) изоляционистскую позицию, согласно которой у культурологии свой, непохожий на другие науки, подход,
б) интегративистскую, в основании которой лежит убеждение, что
культурология — синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.
Изоляционистская точка зрения заключается в сведении, а затем и подмене культурологии другой наукой, например, философией культуры, искусствознанием, социологией культуры или антропологией.
В последнее время российские ученые склоняются в пользу интеграционистского подхода. Его сторонники понимают культурологию, как синтетическую область знаний, возникшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры и др. Они выступают против сведения культурологии исключительно к философии культуры или к истории искусства. Интеграционистский подход имеет те преимущества, что, синтезируя разные науки, он способен дать прирост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывеской культурологии будет повторяться то, что давно известно в курсе антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры.
Интеграционистский подход, по всей видимости, заложен и в государственном образовательном стандарте, где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специализации «Культурология» отнесены теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний язык. культурология не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой.[1]
Но если культурология несводима к антропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе не означает, что проблематика данных наук не входит в предметное поле культурологии. Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими методами, теоретическими и эмпирическими достижениями.
2. Культурология в системе социально-гуманитарного знания
Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на звание культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное образование.[2]
Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний.
В культурологии выделяют следующие подразделы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурологии (антропология и социология культуры).
Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определился.
Она принадлежит одновременно области социального знания (этому способствуют социология культуры и антропология), использующего количественные методы сбора данных, и гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования.
Культуролог чаще всего обращается к методам философии, логики, социологии, языкознания, психологии, семиотики, историческим методам, а также к аналитическим процедурам междисциплинарного плана — структурно-функциональному подходу, методу моделирования и др.[3]
В СССР культурологии, обладающей собственным статусом, признанным среди других наук, своим предметом и объектом исследования, своей историей и традициями, не существовало.
О ней в полной мере стали говорить только в начале 90-х.
По существу мы имеем дело с самой молодой, хотя и активно развивающейся, отраслью знания.
В России крупными культурологами считаются: Н. Я. Данилевский, Н. А. Бердяев, Ю. М. Лотман, М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, Б. А. Успенский, С. С. Аверинцев, Б. А. Рыбаков, М. А. Алпатов и др.[4]
Культурология в России развивалась также как и на западе, она делала первые шаги в недрах философии, понимание сущности культуры в России теснейшим образом связано с видением мира.Русский народ отличался патриотизмом. Революционные катаклизмы в России оказывали огромное влияние на развитие культуры, все повороты в России отразились на ее культуре.Соловьев (поэт, критик) он проповедовал утопический идеал всемирной теократии, оказал большое влияние на русский идеолизм и символизм. Данилевский-публицист и естествоиспытатель - он выдвинул теорию обособленных культурно-исторических типах, которые развиваются подобно биологическим организмам.Бердяев определил становление отечественной идеологии.В условиях непремеримой вражды между капитализмом и социализмом Бердяев сделал попытку объективно оценить, на сколько и та и другая форма сознания отвечает религиозному культурному идеалу человечества. Бердяев уделил огромное внимание разработке таких основополагающих тем для нашей дисциплины как культура и познания.Также огромный вклад в развитие Отечественной культурологии внесли такие известные люди как Федоров, Франк, Шестов и другие.Различные подходы и методологии в истории культурологии нашли достаточно полное отражение в современной научной литературе, что позволяет нам не останавливаться специально на этих вопросах.
Однако следует различать понятия «подход» и «метод». Подход к исследованию чего–либо характеризует то, с какой преимущественно стороны видится объект исследования. Впрочем, некоторые подходы могут одновременно представлять собой и методы. Так, если явление культуры рассматривается прежде всего как система, то одним из методов его исследования может быть системный[5].
Метод научного исследования
– это совокупность объединенных единым обшим принципом исследовательских технологий, которые используются для решения конкретных исследовательских задач.
Метод – это то, как исследуется нечто. Выбор метода исследования полностью определяется содержанием исследуемой проблемы, которая представляет собой противоречие между познанным и непознанным в структуре научного знания. Непознанное не может быть представлено сознанию в силу того, что речь идет об отсутствующем знании. Отсутствующее знание есть одновременно и указание на то уже существующее знание, которое следует дополнить, развить или видоизменить.
Для того чтобы охватить область непознанного каким–либо предварительным знанием, выдвигаются различного рода научные догадки, формируются научные гипотезы.