фестиваль массовый мероприятие проект
2. Особенность музыкального фестиваля. ( Экономически, политически, культурно)
Фестивали различных видов искусств обладают большим социальным и экономическим потенциалом, благодаря чему могут приносить выгоду не только своим организаторам, но и целым регионам. Среди множества фестивалей, пожалуй, самыми распространёнными на сегодняшний день являются музыкальные. Ресурсы этих культурных событий выгодно отличаются от ресурсов, имеющихся в условиях стационарной деятельности учреждений культуры.
Планируя проведение музыкального фестиваля, следует уделить особое внимание маркетингу этого культурного «продукта», оценить фестиваль с коммерческой точки зрения и ответить на традиционные для коммерческих мероприятий вопросы.
Какова потенциальная аудитория фестиваля? Сколько предполагается посетителей на предстоящих мероприятиях? Как cпланировать рекламную кампанию? Довольно часто такие вопросы ставят организаторов музыкальных фестивалей в тупик. Между тем, туристические фирмы используют происходящие события для привлечения туристов и зарабатывают на этом деньги. Даже если устроители музыкального фестиваля не предполагают получить большой прибыли, маркетинг все равно необходим, поскольку предполагает формирование особой аудитории для этого события.
Работая в направлении туризма, организаторы фестивалей сразу обеспечивают себе несколько дополнительных возможностей:
· расширение потенциальной аудитории фестиваля за счет привлечения зрителей из других регионов и иностранных туристов;
· получение дополнительной прибыли за счет групповых продаж;
· рекламирование фестиваля через туристические фирмы;
· дополнительная продажа сувениров, рассчитанных на туристов;
· усиление привлекательности фестиваля для спонсоров.
Кроме того, заблаговременная продажа билетов на мероприятия фестиваля дает возможность снизить коммерческие риски.
Музыкальные фестивали — это публичное действие, готовый рекламный продукт, с помощью которого можно:
формировать и продвигать торговые марки (бренды);
привлекать туристов в места проведения фестивалей;
рекламировать товары и коммерческие фирмы;
формировать имидж политических деятелей, партий, общественных движений, организаций;
формировать имидж региона, города, преобразовывать городскую среду;
привлекать внимание к проблемам общества, экологии;
формировать культурные потребности посетителей фестивалей.
Дополнительные возможности музыкальных фестивалей:
запись концертов на аудио и видео носители;
продажа права трансляции по радио и телевидению;
возможность повторных трансляций по телевидению и радио (при этом не теряется художественная значимость и актуальность события);
выпуск аудио- и видеопродукции с записями прошедших мероприятий;
аудио и видео подборка с предыдущих фестивалей может продаваться в виде сувенирной продукции;
продвижение молодых артистов и коллективов;
присвоение различных званий участникам в целях рекламы самого фестиваля.
Перечисленные ресурсы доказывают большие возможности музыкальных фестивалей. Анализ конкретного фестиваля поможет раскрыть его дополнительные возможности, к примеру, показать, что данное событие способно заинтересовать не только местного спонсора, но и международную компанию, общественную организацию или общественное движение.
Демократичность, праздничность и творческая свобода делают музыкальные фестивали более доступными для различных групп аудитории, чем традиционные концерты в учреждениях культуры. «Большая часть населения либо вообще не посещает культурные мероприятия в опере и концертных залах, либо посещает, но очень редко. Многим людям само понятие „храм культуры“ внушает благоговейный страх, они чувствуют себя там чужими и уязвимыми, и поэтому у них даже не возникает мысли пойти, к примеру, в оперу. Такое определение больше всего подходит тем группам населения, у которых уровень образованности и культурная традиция очень невелики», — пишут исследователи (Blau, DiMaggio, Judith. The Economic Approach to Human Behavior. Chicago: Chicago University Press 1989). Однако ситуация меняется коренным образом, когда речь идет о широко разрекламированных культурных событиях, которые привлекательны для всех групп населения. В основном это касается фестивалей, проводимых в общественных местах, а не в «храмах искусства». Наблюдения показали наличие среди посетителей фестивалей представителей разных социальных групп, в отличие от обычных концертов. В свою очередь, для организаций культуры такой «выход в народ» служит поводом для новых творческих решений, экспериментов, на которые творческие коллективы не решаются пойти в обычных условиях. Как правило, оперные и музыкальные коллективы довольно ограничены в творческом плане, часто они не могут по-новому интерпретировать классические произведения, а тем более исполнять произведения современных или неизвестных авторов, из-за боязни потерять своих постоянных слушателей. Владельцы абонементов чаще всего обладают достаточно консервативным вкусом и активно интересуются репертуаром коллектива, тем самым оказывая на него сильное давление. Это также распространяется на менеджеров и спонсоров, которые не должны разочароваться в «своем» оперном коллективе или оркестре.
В противовес этому, независимые фестивали обеспечивают возможность проявить творческую изобретательность. Главной идеей фестиваля может быть оригинальность, превосходство, желание выйти за пределы повседневной деятельности, ограниченной стенами театров и залов.
Чрезвычайно важная составляющая фестиваля — событийность. Фестиваль — это событие, привлекающее внимание телевидения и других СМИ. А внимание со стороны прессы, в свою очередь, укрепляет позицию руководства фестиваля по отношению к политическим лидерам, спонсорам и финансирующим организациям. Такой интерес объясняется тем, что фестивали и народные празднества вносят значительный вклад в социальную и экономическую жизнь страны, влияют на социокультурную ситуацию в местах их проведения. А поскольку фестивали — мероприятия массовые, они привлекают внимание политических деятелей и бизнес-организаций своими рекламными и коммуникационными ресурсами. Органы власти европейских государств, считают исследователи, стремятся стать покровителями культурных массовых мероприятий, пользующихся успехом, и готовы выделить на это определенные бюджетные средства. Это связано с возможностью публичного выступления, демонстрации своего покровительства искусству и, тем самым, приобретения положительного имиджа.
Менеджерам фестивалей важно учитывать то, что эти мероприятия публичны, поэтому фестивальные события могут быть не только желанной новостью для СМИ, но и нести определенную PR информацию. Исследователями замечена способность массовых культурных мероприятий влиять на настроения, интересы и предпочтения людей, чем сегодня активно пользуются политики и бизнесмены. Во время развлекательных мероприятий фестиваля происходят массовые кратковременные объединения большого числа лиц, иногда представителей различных социальных групп с различными интересами. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема, и в ней действуют законы массы. Праздничная, веселая непринужденная атмосфера фестивалей способствует повышению внушаемости. Посетители фестиваля открыты для общения, настроены на принятие информации, воспринимают предложенную информацию позитивно. Именно поэтому аудитория фестивальных мероприятий особенно интересна для рекламодателей и политических деятелей.
Точные временные рамки фестиваля также положительно влияют на его посещаемость. Ограничение возможности посетить фестиваль из-за его кратковременности заставляет посетителей не откладывать с покупкой билетов, в то время как поход в местную оперу или концертный зал можно легко отложить просто потому, что туда можно сходить в любой другой день.
Важное отличие фестивальных мероприятий от стационарной деятельности учреждений культуры — это юридическая, административная и творческая свобода. Поскольку фестивали контролируются меньше, чем другие концертные организации, их устроители могут более свободно определять программу по своему усмотрению. То же самое можно сказать о спонсорской активности тех компаний, которые производят товары, не имеющие отношения к искусству; они могут за определенную сумму денег прорекламировать свой товар более заметно, с привлечением СМИ и широких масс.[4]
И, наконец, главное в фестивале — это праздник, который он дарит всем своим участникам и посетителям. Праздник для посетителей, который делается руками режиссёров и артистов.
3. Сценарно-режиссёрская разработка музыкального фестиваля. Проблема недостаточной театрализации
Помимо вопросов маркетинга и менеджмента, которые остро стоят в наши дни, так же остро стоит и проблема театрализации. Год от года мы сталкиваемся с музыкальными фестивалями, большинство которых кроме рекламы пива и популярной музыки не несут ничего, а лишь подстраиваясь под предпочтения не столь образованной массы, опускают ещё больше её моральный облик. И проблема эта возникла, как мне кажется с распадом СССР. Когда массовая западная культура потоком хлынула к нам. Мы же, не обладая достаточными навыками и имея иной менталитет, не способны были качественно реализовать задуманное. Для наглядности я хочу сравнить 2 концерта одного музыкального жанра, оба из них проходили в рамках музыкальных фестивалей.
· Первый- Концерт Элиса Купера 80-х годов под названием « Добро пожаловать в мой ночной кошмар» . Хотелось бы затронуть идею данного концерта и провести аналогию с концертом группы Пинк Флойд- Стена. И в том и в другом случае рассказывается о страхах детей и о чёрствости взрослых по отношению к ним. А так же что может получиться , когда эти дети вырастут. Итак для наглядности отрывок из концерта Купера на 4мин.30сек. Первое, что бросается в глаза- оформление сцены. Метафоры и ассоциации в оформлении представлены сполна. Затем отличная для подобного рода мероприятий хореография. Само её наличие уже свидетельствует о многом. Недочёты вокальных данных главного героя заполняются его артистизмом. Свет и музыка довершая происходящее создают тот неповторимый эффект и держат зрителя в напряжении. Особое внимание хочу уделить 53:00 минуте и показать как использован экран.