Литература Серебряного века продолжила реалистическое направление и одновременно выразилась в новых художественных течениях: неоромантизме, декаденстве, многие мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма. В то же время идею соединения религиозно-мистических мотивов с защитой традиций крестьянской культуры исповедовали крестьянские поэты. Ни одна эпоха не дала такого числа литературных течений и такого обилия деклараций собственной исключительности. На небосклоне русской вспыхнули десятки звезд первой величины – от К.Д.Бальмонта и А.А.Блока до Н.С.Гумилева и совсем молодых М.И.Цветаевой, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой.
Открытие в Москве в 1898г. Художественного театра, основанного К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко, стало невиданным сценическим экспериментом. В то же время и не менее интересно в русском театре экспериментировал родоначальник метафорического театра В.Э.Мейерхольд.
Развитие музыкального театра эпохи также связано с поисками новых форм как в императорских, так и в частных. В творчестве композиторов нового поколения усиливался интерес к философско-этическим проблемам и к самым современным формам (модернизм).
Появление новых строительных материалов позволило применять новые художественные приемы, стили. Архитекторы рассматривали детали средневекового зодчества сквозь призму модерна и создавали особое его направление – неорусский стиль, неоромантизм. Модерн – один из наиболее последовательных стилей в архитектуре, так как подразумевает ансамблевый подход, гармоничное сочетание архитектуры, интерьера, скульптуры, живописи, декоративной отделки. Как и архитектура, скульптура освобождалась от эклектизма. Связано это с влиянием импрессионизма.
Начало ХХ века оказалось переломным для живописи, которая с молниеносной быстротой совершила переход от старых принципов аналитического реализма к новейшим системам художественного мышления. В живописи взамен реалистического метода также утверждались импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, примитивизм, абстракционизм ( А.П.Остроумова-Лебедева, М.В.Добужинский, А.Я.Головин, И.Я.Билибин, Н.К.Рерих, Б.М.Кустодиев, М.А.Врубель, В.А.Серов, В.Кандинский, А.Явленский, М.Веревкин и другие).
Русская наука, естественно-научная мысль вышла на одно из первых мест в мировой науке (И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев, И.И.Мечников, Н.И.Пирогов, Д.И.Менделеев, А.С.Попов, П.Л.Чебышев, И.И.Павлов и др.).
Серебряный век русской культуры – время исканий и замечательных находок, ставших вкладом не только в русскую, но и мировую культуру.
3.Традиции западноевропейского Возрождения в развитии культуры России
Сама постановка проблемы «русский Ренессанс» всегда неоднозначно воспринималась отечественным научным сообществом. В отличие от итальянского Ренессанса в России не было Возрождения как самостоятельной и целостной культурной эпохи. Но не было также подобных эпох по своей законченности и масштабу влияния в странах Северной и Восточной Европы. Применительно к этим странам, включая Россию, мы можем говорить лишь об особенностях их культур на отдельных стадиях своего развития в контексте общих типологических черт (рост национального самосознания, антропоцентризм, универсализм, гуманизм, титанизм, становление национального типа личности, формирование национальных языков и художественных стилей).
Культура Италии эпохи Возрождения стала для Западной и Восточной Европы культурой-донором, породив мощное развитие культур-реципиентов сопредельных государств, включая Россию.
Состояние культуры в обществе есть всегда показатель его развития в политической, социально-экономической и иных сферах. Расцвет искусств, например, знаменует собой, как правило, подъем государственности, упадок же сопровождается социальным утомлением, декадансом.
Намного раньше, на рубеже ХШ-Х1\/ вв., похожие культурно-исторические процессы происходили в Италии. Это привело к рождению гуманизма, который стал, по мнению немецкого историка культуры К. Бурдаха, самостоятельной силой формирования Европы.
Россия также не осталась в стороне от этих тенденций национально-культурного развития, хотя время ренессансного обновления пришло сюда значительно позже и протекало иначе, чем в Западной Европе.
Общепринятым является мнение, что в культуре России не было периода гуманизма с его представлением о человеке, основывающимся на новом типе мировоззрения.
Поднять культуру «безмолвствующего большинства» до высот европейского Возрождения можно было только благодаря росту национального самосознания, в результате чего мог появиться интерес к человеческой личности, да и сама личность стала бы возможной.
Ученые отказывают России в эпохе Возрождения. По их мнению, русская культура якобы совершила скачок от Средневековья сразу к Новому времени, которое, считают они, ориентировано на западноевропейскую традиционную схему развития: классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, романтизм, критический реализм. Единодушное признание смены этих художественных направлений в России в ХVIII-ХIХ вв. и сегодня не подвергается сомнению. Все народы Западной Европы прошли через эпоху Возрождения с XIII в. по XVI в., а в России этот этап развития отмечается гораздо позже - в ХVIII-ХIХ вв.
Впервые о «русском гуманизме» заговорили представители отечественной философской мысли начала прошлого века. Так, один из них, В.В. Зеньковский, относит к «русским гуманистам XVIII века» Новикова, Радищева, русское масонство, а также тех, кого он называет представителями «эстетического гуманизма» XIX века, - Карамзина, Жуковского. В центре внимания русского гуманизма, как он считает, стояли проблемы социальные (утверждение человечности в жизненных отношениях) и моральные (приоритет нравственности над разумом) [5, 542].
По мнению Н.А. Бердяева, если в России и была хоть какая-то вспышка Ренессанса, то это было исключительно творчество Пушкина. «Нам не дано было пережить радость гуманизма, у нас, русских, никогда не было настоящего пафоса гуманизма, мы не познали радости свободной игры творческих избыточных сил. Вся великая русская литература, величайшее наше создание, которым мы можем гордиться перед Западом, не ренессансная по своему духу» [12, 143].
Драма маленького человека, сострадание к униженным и оскорбленным, народопоклонство, - все то, что отличало русскую литературу от других, по Бердяеву, - не является темами классического гуманизма с его жизнеутверждающим оптимизмом и возвышением человека до уровня Бога. Гуманизм радуется жизни во всех ее проявлениях, исполнен сознания дарованного человеку совершенства, русская литература плачет и скорбит по поводу несовершенства мира. «Русская литература XIX века... была не пушкинская. Мы творили от горя и страдания; в основе нашей великой литературы лежала великая скорбь, жажда искупления грехов мира и спасения. Никогда не было у нас радости избыточного творчества... Творчество Гоголя, Достоевского, Толстого в этом смысле не гуманистическое и не ренессансное. Наше государство, философия, мораль, вся наша национальная судьба противостоит «радостному духу ренессанса и гуманизма». И в этом Н.А. Бердяев видит не недостаток, а великое преимущество России над Западом[12, 143]. Исчерпывающее объяснение этого преимущества дал другой представитель великой философии русского Серебряного века С.Н. Булгаков. По его твердому убеждению, гуманизм, начав с освобождения в человеке человеческого начала, до того заглушаемого верой в потустороннее начало, в конечном счете, порвал вообще с верой, обернулся антихристианским гуманизмом и атеизмом, что привело в итоге к созданию царства духовной буржуазности, культурного мещанства [2, 218-219]. Ему вторит Н.А. Бердяев, трактующий появление буржуазного общества как конец ренессанса и кризис гуманизма, а вместе с ними и конец человеческой истории в ее земном воплощении [12, 108].
А.Ф. Лосев и Р.И. Хлодовский выделили сущностные черты эпохи Возрождения. Одной из них, определяющей, является антропоцентризм, т. е. признание человека центром мироздания. Это абсолютизирование человеческой личности, по их мнению, и есть новое, что несет эпоха Возрождения человечеству. А.Ф. Лосев отмечал появление ярких живописных красок и телесной выпуклости изображения художниками мира, потребность в созерцании и в то же время устремленность в «бесконечные дали, не знакомые никакой антично-средневековой эстетике». Именно в эпохе Возрождения, подчеркивал ученый, заложено и «классическое равновесие», и «беспокойный уход в бесконечность», и «художественный энтузиазм, о котором говорили в эпоху романтизма» [13,372].
Сущностной чертой эпохи Ренессанса было и воссоздание в иной языковой материи высокоразвитых художественных стилей других литератур, в результате чего и появился зрелый национальный художественный стиль, а значит и национальный литературный язык. Таково принципиальное отличие эпохи Возрождения от других культурных эпох и направлений, и если признать, что в России в начале XVIII в. еще не существовало этапа становления нации, а соответственно-личности, отсутствовал зрелый художественный стиль и национальный литературный язык, то просто удивительно, откуда вдруг стало развиваться в конце XVIII - начале XIX в. стилевое многообразие. В.В. Кожинов обратил внимание на то, что типологической чертой русской литературы первой трети XIX в. явилось «равновесие», т. е. относительное единство нации, личности и государства, и что эта черта родственна западноевропейской литературе эпохи Возрождения. Исследователь подчеркивал, что только после восстания декабристов обнаружилась действительная непримиримость личности и государства, в связи с чем русская культура начала стремительно «отделяться» от государства и к 40-м гг. XIX в. преуспела в этом.