Смекни!
smekni.com

Феномен "серебряного века" в русском искусстве на рубеже ХIХ–ХХ веков (стр. 3 из 3)

Надо сказать, что ученые периодически высказывали некоторые сомнения в полноценности существующих на российской почве художественных направлений. Скажем, В.В. Кожинов одно время считал, что между классицизмом, просветительским реализмом, сентиментализмом, романтизмом и критическим реализмом существовал настолько узкий временной просвет, что исчислялся буквально годами, самое большее - десятилетиями, тогда как на Западе эти же художественные направления существовали зачастую столетиями [6, 473].

Только после того, как личность осознает самое себя, когда бесконечная сущность человечества как некоего социального организма найдет выражение в своем индивидуальном проявлении, станет возможным ее дальнейшее развитие. Именно поэтому важны для человеческой культуры завоевания эпохи Возрождения.

Если рассматривать Россию как целостную самостоятельную цивилизацию, как «симбиоз народов, синтез различных культур, сплав, родивший общее миропредставление и общий образ жизни», то сам дух и культура Возрождения с ее абсолютизированием человеческой личности и было то новое и необходимое русскому человеку, без чего не могло быть его дальнейшего развития. В то же время считается, что становление личности не может происходить без роста национального самосознания, без становления самой нации. Вот отчего ни один народ не может миновать в своем культурном развитии этого этапа. Эпоха Ренессанса знаменательна тем, что именно в ней происходит становление Личности.

Несмотря на то, что русская литература, вышедшая из Пушкина, пошла другим путем, влияние традиций русского Возрождения не закончилось, оно продолжалось в разные эпохи по-разному, возводя всякий раз русское общество на новый виток духовного развития.

Так случилось и в начале XX столетия: русский Ренессанс проявился в эпохе Серебряного века на уровне ярчайшего всплеска индивидуализма и ницшеанского титанизма, и в социалистическом реализме, базировавшемся на основополагающем принципе Ренессанса-антропоцентризме и породившем новую индивидуальность - социалистический тип личности.


Заключение

Необычайное многообразие форм историко-культурного процесса эпохи сложилось в условиях сложной и противоречивой действительности.

Новый мир начинался в свете мистических зорь. Везде шли разговоры о богочеловечестве, о теократии, о «третьем завете» и конце света. Поэты, художники, философы пытались проникнуть силой интуиции, прозрения за пределы знания, доступные опыту и рассудку. И в этом была своя жизненная логика. Несмотря на все мир предстояло постичь, как-то объяснить и вписаться в этот сложный с социально-психологической точки зрения круговорот событий.

Многих деятелей русского «серебряного века» отличала значительная непоследовательность, причем непоследовательность не только религиозного, эстетического или научно-философского плана, но и непоследовательность в их политических и общественных взглядах и устремлениях.

«Серебряный век» отсылает к «золотому» — пушкинскому — веку. Между ними можно провести много параллелей, наметить линии преемственности. Но в «серебряном веке» явственнее звучит драматическая нота — предчувствие приближающейся катастрофы. События 1917 разрушили атмосферу, обусловившую процветание поэзии. Русским поэтам предстоял крестный путь — свой для каждого. Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, Н. А. Клюев стали жертвами репрессий. С. А. Есенин, В. В. Маяковский, М. И. Цветаева не смогли жить в условиях губительного для поэтов «отсутствия воздуха» (о нем говорил в речи о Пушкине А. А. Блок, как бы предчувствуя и собственную судьбу). Б. Л. Пастернак и А. А. Ахматова дожили до преклонных лет, постоянно подвергаясь травле. В. Ф. Ходасевич, Г. В. Иванов и многие другие, оказавшиеся на чужбине, испили горькую чашу изгнанничества.

Как отмечал Н. А. Бердяев, русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты предчувствовали не только грядущие зори, но и что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир. Пророчества о приближающемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, царской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся мировой войны. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавлялись. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние. Но апокалипсическое настроение, ожидание грядущих катастроф у русских всегда связано и с великой надеждой» [1,164-165].


Список литературы

серебряный век искусство эпоха

1. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1991 – 445 с.

2. Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х томах - Т.2: Избранные статьи. – М., 1993 – 475 с.

3. Видова О.И. «Русский Ренессанс» // Социально-гуманитарные знания №4, 2008 – с.182-202

4. Воспоминания о «серебряном веке» / Сост. В.Крейд - М., 1993. – 558 с.

5. История русской философии.: [ В 2-х т.] // Зеньковский В.В. – Т.1. - Л., 1999. – 542 с.

6. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. М., 1994 – 524с.

7. Культура и искусство России XIX в./ Под редакцией Г.А. Принцева – Л., 1985 – 174с.

8. Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф.Кефели. – Спб, 1996. – 586 с.

9. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. - СПб., 1997 – 557с.

10. Мильдон В.И. «Русский Ренессанс» // Вопросы философии №1, 2002 –

с. 40-51

11. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века / Авт. коллектив: Г.А.Бялый, А.Г.Верещагина, Н.М.Волынкин и др., под ред. Н.М.Волынкина. – М., 1976 – 431 с.

12. Смысл истории. Нового средневековье / Н.А. Бердяев; составил и коммент.

В.В.Сапова . - М., 2002 – 447с.

13. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения./ сост. А.А.Тахо-Годи - М., 1998 – 750 с.