«Новое государство вступило в пору расцвета. Корабли голландской Ост-Индской компании... бороздили воды недавно открытых морских путей на Восток. Амстердамская биржа... позволила купцам, ремесленникам, лавочникам и земледельцам значительно приумножить их, недавно полученные, богатства.
К концу XVII в. Голландия имела самый высокий в Европе доход на душу населения. Основу экономического процветания Голландии составлял торговый капитал, возник новый тип заказчика, гордящегося своими политическими завоеваниями и финансовыми возможностями. Этот примечательный контраст с атмосферой, что царила при абсолютистских дворах Европы, нашел наглядное выражение в грандиозных художественных и архитектурных творениях. Празднуя отвоеванную независимость, голландские города вкладывали огромные суммы в строительство зданий и в произведения искусства во славу могущества новой республики. Огромные крытые рынки и другие торговые здания, построенные в тот период, свидетельствовали об уровне купеческого богатства. Ратуша, главный символ городской власти, стала предметом соперничества между городами, каждый из которых стремился обрести собственное лицо в рамках государства. Любые решения, связанные с проектом, строительством или убранством ратуши, полностью зависели от муниципального совета... Протестантская архитектура, выдержанная в классическом стиле, тщательно продуманная система скульптурного и живописного декора символизировали мир, процветание и независимость нового государства. Изобразительный язык был типично голландским...» - такими выводами поделилась М. Холлингсворт в книге «Искусство в истории человека».
Гуманитарный рынок, характеризующийся отношениями честного сотрудничества разномасштабных собственников, утверждался самой демократической (экономической, политической, религиозной, нравственной, художественной) бюргерской культурой.
Субсидиарный (социально-партнерский) капитализм в «голландской редакции», опираясь на позитивные исторические традиции и приобретая развитые современные формы, продолжает прогрессивную эволюцию, утверждая высокий уровень жизни и стиль потребления в среде преобладающего среднего класса. В настоящее время Нидерланды занимают передовые позиции по интегральному показателю социального прогресса (ИПСП). Думается, что опыт экономического и социокультурного строительства общества суверенных собственников в Нидерландах может найти применение в системной перестройке отечественной цивилизации. Утверждение единых принципов экономической, политической, культурной демократии предусматривает возрастание роли первичных производителей и организаторов производства, стратов (социально-профессиональных групп) среднего класса в качестве главной социальной опоры государственной власти.
Отвергнув «либеральный сценарий», Беларусь имеет возможность выбрать на далекую перспективу свой срединный (близкий к направлениям социально-экономического и культурного прогресса Швеции, Нидерландов) государственно-демократический, народно-демократический путь развития.
Будущее - это скорректированное прошлое. В будущем подчас воплощаются недореализованные возможности прошедших эпох. Нельзя, напоминаем, в этой связи сбрасывать со счетов и опыт корпоративного строительства в самоуправляемых городах политически самостоятельного Великого Княжества Литовского. Мы можем сегодня представить себе только самые общие контуры, канву экономического и политического строительства корпоративного социабелизма (содружества ассоциированных собственников) в Беларуси.
Корпоративный социабелизм - это развивающийся из передового хозяйственно-экономического уклада демократический строй, созданный суверенными собственниками, свободными акционерами и добровольными кооператорами, основанный на долевой коллективно-частной собственности. В условиях развития многоукладной рыночной экономики, гуманитарного рынка он предусматривает прерогативу кооперативных, народных, а также государственно-народных акционерных предприятий и объединений, межотраслевых промышленно-аграрных корпораций, промагрополисов. Новые субъекты хозяйствования должны установить взаимоприемлемые договорные отношения с институтами государства (и органами местного самоуправления), регулируемые системой дифференцируемых налогов, льготных кредитов, социальных заказов, резервно-стимулирующих фондов, грантов.
Данный строй, занимающий промежуточное положение между капитализмом и социализмом, должен реализовать научно выверенную систему технико-технологических, социально-экономических, культурных приоритетов.
Прочной социальной и политической опорой корпоративного социабелизма станет преобладающий средний класс. Главными формами неуклонного совершенствования строя производителей-собственников явятся воплощение в жизнь системных прогнозов, проектов, рекомендаций, экспертных оценок специалистов и широкое развертывание плодотворной творческой активности членов профессиональных корпораций.
Новое качество жизни, новый уровень развития отечественной культуры и цивилизации будут определять именно строители консолидированного гражданского общества, учредители его крепнущего единства и всестороннего сотрудничества с демократическим государством.
С учетом сделанного уточнения понятия промежуточного строя следует оценивать долгосрочный прогноз русского социолога-эмигранта Питирима Сорокина: « ...если человечество избежит новых мировых войн и сможет преодолеть мрачные критические моменты современности, то господствующим типом возникающего общества и культуры, вероятно, будет не капиталистический и не коммунистический, а тип специфический, который мы можем обозначить как интегральный. Этот тип будет промежуточным между капиталистическим и коммунистическим строем и образом жизни. Он объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа».
Принимая в целом идею конвергенции П. Сорокина, нельзя в то же время не подвергнуть ее существенной коррекции. Он ошибся с «первоначальными адресатами»: эссе, в котором был высказан процитированный прогноз, называлось «Взаимное сближение Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960).
Спустя полвека после опубликования данного эссе мы можем констатировать тот факт, что конвергенция свободного предпринимательства и гарантированного социального самообеспечения широкомасштабно осуществляется - иногда не без издержек - в странах развитого субсидиарного капитализма (Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия, Нидерланды, Сингапур и др.) и отчасти в странах социально-компромиссного капитализма (Ирландия, Чехия, Словакия, Венесуэла, Индия, Китай и др.).
Республика Беларусь встала на путь ускорения социального прогресса и увеличения коэффициента субсидиарности (КС). Последний измеряется, прежде всего, масштабом деятельности «посполитого» гражданского общества и государства, направленной на совершенствование централизованной системы перераспределения национального дохода в пользу малообеспеченных и среднебедных слоев и оказания остро нуждающимся целевой помощи. КС также предполагает в целом системную поддержку и взращивание среднего класса, в том числе посредством последовательного стимулирования мелкого и среднего бизнеса, через финансовый и организованно-экономический государственный патронаж трудовых хозяйственных структур, образуемых «горизонтальным» и «вертикальным» кооперированием.
Совершенствование производственной демократии и демократической экономической культуры, развитие трудовых хозяйственных укладов в странах социально-партнерского и социально-компромиссного капитализма, становление обществ конвергентного типа, объединение тех и других позволит потеснить позиции противоположного либерально-олигархического (и авантюрно-олигархического) капитализма, который пока занимает господствующее положение в мировой экономической системе.
Ментальная готовность белорусского общества к строительству культуры и цивилизации нового демократического типа предопределяется развитой способностью нашего народа к постмодернистской реконструкции лучших исторических и современных образцов кооперативного творчества и корпоративной солидарности. Страна только входит в фарватер великого гуманистического обновления мира, характеризующегося закономерными духовными, лингвокультурными, социально-экономическими сдвигами и альтерглобалистскими геополитическими преобразованиями.
В третьем тысячелетии преобразится облик (обще)националъных и (супер)региональных цивилизаций; появятся новые типы коллективности и государственности; произойдет комплексная гуманистическая перестройка технико-технологических, социально-экономических, политических систем; сложится кооперированное управление планетарно-космическим мировым хозяйством; утвердится интегральное знание о природе и человеке.
Позади останется тупиковый путь, который, по символическому предсказанию X. Босха («Семь смертных грехов», «Воз сена», «Корабль дураков» и др.), угрожает соединить отдельные социальные драмы в одну человеческую трагедию. Культура облагораживает цивилизацию во избежание ползучего апокалипсиса.
Культура выдавливает из человека хищника и социального зомби, вскормленных издержками антагонистической цивилизации. К ним относятся, говоря словами А.Дж. Тойнби («Постижение истории»), готовность гончара превратиться в раба своей глины и обращение с людьми или животными как с неодушевленными предметами, наконец, само неумение огромного стада буйволов активно противостоять натиску стай львов и гиен. Альтер-глобализация есть глобализация минус всетернизация плюс альтернативная экономика и корпоральность - плодотворная сообщительность работников и их корпоративная социальная ответственность.
Список использованных источников
1. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.
2. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.
3. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь – М.: «Феникс», 2001.
4. Культурология. Учебное пособие / Под редакцией А.А. Радугина – М., 2001.