Смекни!
smekni.com

Феномен демократической экономической культуры (стр. 1 из 2)

демократический корпорация социабелизм культура

Демократическая экономическая культура представляет собой взаимодействие, взаимоопосредование, взаимную адаптацию разделенных (корпоративных) смыслов, ценностей, норм, идеалов, институциональных (гуманитарных) механизмов, регулирующих и уравновешивающих различные формы хозяйственной деятельности и экономического поведения.

Наиболее рельефно сущность демократической культуры проявляется в самоорганизуемых (по методу А.В. Чаянова) кооперативах с долевой формой собственности и в объединяющих их многопрофильных корпорациях со смешанным капиталом и с элементами трудовых неэксплуататорских укладов хозяйствования. Демократического типа корпорации функционируют пока, так сказать, в узколокализованных экономических пространствах.

Среди слагаемых демократической экономической культуры социально-экономические компоненты соответственно играют ведущую роль. Но от этих компонентов, как показали в своих работах немецкие ученые П. Верхан и П. Козловски, неотделимы ориентирующие на достижение реального гуманизма векторы правовой, управленческой (предпринимательской), нравственной, религиозной, эстетической, интеллектуальной культур. Самое главное в демократической экономической культуре - это интегрируемые совместные ценности и нормы, которые объединяют организаторов и исполнителей в сфере производства и быта в сплоченную коллективную общность. Сила и продуктивность последней во многом определяется корпоративным, этическим началом, складывающимся в неформальном («горизонтальном») экономическом общении и поведении. Такой тип общности сложился в свое время, например, в межотраслевом научно-техническом комплексе «Микрохирургия глаза», основанном выдающимся врачом, прозорливым экономистом, истинным демократом Святославом Федоровым. Хотелось бы надеяться, что социально-экономический менталитет белорусов позволит извлечь уроки из российского эксперимента.

«Элитарные зерна» корпораций с демократическими формами собственности, нравственно возвышенными дружескими трудовыми отношениями рассеяны по всему миру в виде кооперативных и кооперативно-акционерных народных предприятий и объединений. Подобные предприятия и объединения выявлены (в ряде западных стран «второго эшелона») и типологизированы американским экономистом и политологом Р. Далем. Их росту будет способствовать вариативная реализация охарактеризованных экономистом П. Верханом принципов индивидуальности, солидарности, общего блага, субсидиарности. Под субсидиарностью понимается преимущественное право индивида по отношению к обществу, нижестоящих (по материальному жизненному уровню) слоев - по отношению к вышестоящим, бедных стран - по отношению к богатым державам и т.д.

Белорусы исконно предрасположены к последовательному и полному проведению в жизнь подобных принципов. Они органично сочетают в своем социально-экономическом менталитете хозяйственную автономию, стремление к экономической самостоятельности с устойчивой склонностью к добровольной избирательной кооперации в прочные трудовые союзы. Такие союзы создают «прозрачный» долевой капитал, механизмы обращения и функционирования которого были подробно охарактеризованы А.В. Чаяновым в 1920-х гг. в работах, посвященных исследованию форм демократической кооперации.

Белорусы и представители национальных меньшинств, этнически смешанных групп ментально готовы превратить обновленную кооперацию в основу оптимизации организационно-экономических структур в ряде отраслей народного хозяйства. В будущем необходимо в соответствии с межнациональным социально-экономическим менталитетом осуществить в промышленности и строительстве прочное соединение добровольного объединения с усовершенствованным акционированием; в сфере сельского хозяйства - постепенно нарастить постчаяновские производственно-торговые кооперативы с замкнутым экономическим циклом (И внутренним потреблением относительно дешевых товаров).

Согласно точному замечанию А.В. Чаянова, сами работники определяют сущность своей кооперативной организации. Кооперативное предприятие «никогда не может являться самодовлеющим предприятием, имеющим собственные интересы, лежащие вне интересов создавших его членов; это предприятие, обслуживающее своих клиентов, которые являются его хозяевами и строят его управление так, чтобы оно было непосредственно ответственно перед ними и только перед ними» (курсив А.В. Чаянова). Начиная с торгово-сбытовой интеграции, мелких семейно-товарных хозяйств и кончая крупными производственными объединениями, ориентированными на самостоятельный сбыт производимой продукции, формы корпоративной ассоциации организуются на сугубо добровольных началах в порядке свободного волеизъявления их членов и коллективных субъектов. Эти дифференцированные организационно-экономические формы со временем охватят как бы единой сетью хозяйственно-культурные ареалы города и деревни.

«Низовая» самоорганизация трудового товарищества, а также производственно-торговых компаний большого масштаба, свободное и добровольное вхождение в него новых членов и такой же свободный их выход, качественное совершенствование демократической организационно-экономической структуры остаются неотъемлемыми признаками кооперативной формы сотрудничества и корпоративного объединения, намеченными в самых общих чертах и белорусским национал-демократом Игнатом Абдираловичем в работе «Адвечным шляхам. Дасьледзшы беларускага светагляду».

Таким образом, сущность демократической корпорации заключается в многомерной (свободной и добровольной) кооперации индивидов и их группировок, движимых общими экономическими, политическими, правовыми интересами, руководствующихся сходными социокультурными и духовно-нравственными ориентирами, развивающих продуктивные формы коллективно-индивидуального творчества. В самоорганизуемом трудовом кооперативе и демократической корпорации (системе кооперативов) складывается высшая форма экономической культуры, укрепляемая промежуточной коллективно- частной собственностью, неэксплуататорскими производственными отношениями.

В Беларуси вызревают объективные предпосылки для развития и воплощения в жизнь идей сторонников демократического кооперативного движения. Предстоит утвердить внутреннее единство всех частей экономической системы на принципах кооперативной организации, намеченных А.В. Чаяновым. Эти модернизированные в соответствии с тенденциями альтер-глобализации принципы в полной мере отвечают хозяйственным предрасположенностям, социально-экономическому менталитету народа Беларуси.

В XXI в. в республике, возможно, появятся и встанут на путь «сетевой» интеграции народные и государственно-народные предприятия города и деревни. Самоуправляемые акционерные предприятия, объединившись, образуют крупнейшие межотраслевые региональные и субрегиональные корпорации. Скооперировавшись с органами местного самоуправления и с соответствующими объектами социально-культурной сферы, эти построенные по демократическому принципу корпорации создадут в регионах самообеспечивающиеся промагрополисы.

Таков оптимальный путь сращивания и ускоренного развития экономик города и села, общего подъема городской и сельской культур. Создание в нашей стране общественного строя цивилизованных кооператоров, промежуточного между капитализмом и социализмом, приведет к мощной интеграции и интенсификации всех отраслей народного хозяйства, быстрому росту его продуктивности, что повлечет за собой вхождение Республики Беларусь в число передовых цивилизованных стран мира. Сложится модель гуманитарного рынка, которая в противоположность модели монопольного рынка способна обеспечивать приоритеты покупателей, потребителей, преобладание обмена над конкуренцией, предупреждение банкротств (последние станут неприемлемыми среди учредителей-компаньонов межотраслевых промышленно-аграрных корпораций).

В условиях гуманитарного рынка достигается концентрация приумноженной общественной энергии, что способствует ускоренному развитию эффективной экономики и решению насущных социально-культурных проблем.

Рационально-всевластное социальное государство, конституированное ассоциациями суверенных собственников, станет централизованным регулятором гуманитарного рынка. Оно концентрирует усилия на управлении деятельностью больших экономических блоков, действуя в интересах создателей материальных и духовных благ.

Для формирования в Беларуси демократической экономической системы, отвечающей требованиям социальной справедливости и корпоральной сплоченности, необходимо изучить и трансформировать локальные опыты рациональной корпоративности, создания демократических экономических и политических институтов. Заслуживают в этом плане системно-исторического анализа зачатки такой корпоративности и таких институтов в Великом Княжестве Литовском, демократические уроки экономической и политической истории Нидерландов. Здесь были созданы первые показательные образцы демократической экономической и общей (элитарно-массовой) культуры.

В Нидерландах в эпоху Нового времени сложилась своя, более развитая и совершенная, нежели в Италии (без уступок власти олигархически-аристократическим семействам), система корпоративности. Торговые города имели органы муниципального самоуправления с широкими полномочиями. Города объединялись в автономные штаты, а те формировали республиканский центр. Политическая власть здесь, как отмечают исследователи, находилась в руках протестантской торговой элиты. Последняя сумела создать в стране обстановку религиозной терпимости, межнационального и социального консенсуса, раскрепощающей творчество интеллектуальной свободы.

В 1648 г. патриотичные голландские бюргеры добились признания полной независимости территории страны от Испанской короны и развернули строительство капитализма особого типа. Утверждавшиеся в Голландии в те далекие времена дух корпоративной демократии и воля к демонополизированной собственности устремляли ее граждан к экономической и военно-политической сплоченности, к взаимной социальной поддержке и меценатству, что нашло художественное отображение на полотнах великих X. Рембрандта («Портрет синдиков цеха сукноделов», «Ночной дозор») и Ф. Халса («Регенты госпиталя св. Елизаветы в Харлеме», «Офицеры и унтер-офицеры городской милиции св. Адриана»).