Кирхнер Эрнест Людвиг (1880–1938), немецкий художник, один из лидеров экспрессионизма.
Родился в Ашаффенбурге 6 мая 1880 в семье инженера-химика. В 1901–1905 занимался на факультете архитектуры Высшей технической школы в Дрездене, посещал также Учебно-экспериментальную мастерскую свободного и прикладного искусства в Мюнхене. По возвращении в Дрезден образовал в 1905 (вместе с Э.Хеккелем и К.Шмидт-Ротлуфом) группу «Мост», ставшую эпицентром экспрессионистского движения. Переехав в Берлин (1911), в 1912 издал Хронику «Моста», но вскоре рассорился с членами группы и с той поры работал обособленно.
В его зрелых вещах доминируют темы большого города, жанры и пейзажи, воплощенные в нервных, изломанных формах и драматическом, напряженно-контрастном колорите (Прогулка, 1911–1912, Художественный музей графства, Лос-Анджелес; Мост через Рейн, 1912–1914, Галерея современного искусства, Берлин). Попутно проявил себя и как замечательный мастер рисунка и гравюры. В начале войны служил артиллеристом под Галле, но уже через год (1915) был комиссован; итогом военных переживаний, тяжело сказавшихся на психике художника, явился саркастический Автопортрет в солдатской форме (1915, Алленовский мемориальный музей, Оберлин, США). Значительной разрядкой для мастера, пристрастившегося к алкоголю и морфию, явился переезд в Швейцарию. Живя во Фрауэнкирхе под Давосом (с 1915) – поначалу в санатории, который украсил своими фресками, – создавал по-прежнему напряженно-динамичные по ритму и колориту, но в целом более мажорные картины и графику по альпийским мотивам (Восход луны в Альпах, 1917, частное собрание, Давос; Прогулка в санях, 1922, частное собрание, Франкфурт-на-Майне; Лесорубы, около 1930, Кунстхалле, Гамбург). Создал в технике ксилографии ряд иллюстративных циклов – к Истории Петера Шлемиля А.фон Шамиссо (1916) и др. Выразил свое творческое кредо (идею искусства как сочетания «иероглифов», передающих внутренний духовный смысл видимого мира) в критических заметках о собственных работах, опубликованных под псевдонимом «Луи де Марсаль».
На протяжении 1920-х годов все ближе подходил к абстракции, делая свои образы действительно все более «иероглифическими», полуабстрактными. Причисленный нацистами к представителям «дегенеративного искусства» (или «искусства вырождения»), оказался в вынужденной творческой изоляции, хотя, как житель нейтральной Швейцарии, находился в относительной безопасности. Тем не менее трагические события в Германии толкнули его к самоубийству.
Отто Дикс (1891–1969), немецкий художник и график. Родился 2 декабря 1891 в местечке Унтерхаус близ города Гера в Саксонии. Учился живописи в дрезденской Академии художеств у Рихарда Мюллера. Во время Первой мировой войны служил добровольцем в действующей армии. Вернувшись с фронта, примкнул к дадаистам и испытал влияние Георга Гроса.
Основная тема графических листов Дикса – война и ее полная и абсолютная враждебность жизни. Ряд офортов из серии Война (1824) – эпизоды трагедии войны: Засыпанные, Застреленные, Раненый солдат, Мертвый часовой, заброшенные окопы с трупами солдат, раненные с развороченными внутренностями – таковы образы, которые представляет художник. Работы Отто Дикса, выполненные до 1924, имеют много общих черт с рисунками последнего. Примером работы Дикса в стиле реализма может служить Портрет доктора Майера-Херманна (1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1927–1933 Дикс преподавал в дрезденской Академии художеств. В начале Второй мировой войны он жил с семьей в окрестностях озера Констанс. К этому времени на смену произведениям, созданным в жесткой реалистической стилистике, проникнутым социально-критическим пафосом, приходят яркие экспрессионистические работы с гротескными и изломанными формами. В 1945 он был призван в народное ополчение и попал в плен к французам, откуда вернулся в 1946. В поздний период творчества художник все чаще обращался к религиозным сюжетам. Умер Дикс в Зингене 25 июля 1969.
Джорж Грост (1893–1959), также Гросс (Gross) немецкий и американский художник и график, родился в Берлине 26 июля 1893. Его настоящее имя – Георг Эренфрид (George Ehrenfried). С 15 лет рисовал карикатуры. В 1909 поступил в Королевскую Академию художеств в Дрездене; позднее учился в берлинской Художественно-промышленной школе и в Париже. Начав профессионально заниматься живописью, Грос поселился в Берлине и жил там до 1932, затем эмигрировал в США, а в 1938 принял американское гражданство.
В Германии художник был видным деятелем авангарда. В 1917–1920 он принимал активное участие в жизни берлинских дадаистов. Для его творчества этого периода типичен Портрет Д.Хартфилда, где есть определенное искажение форм и использован коллаж. В конце 1920-х годов Гросс присоединился к направлению, получившему название «новая вещественность», или «веризм». Портрет доктора Нейссе (1927) – характерный пример использования подчеркнуто реалистических деталей для экспрессионистических целей, в манере, культивировавшейся веристами. Произведения Гросса, созданные до его отъезда в Америку, можно охарактеризовать как резкие обличения политического и общественного зла, открытые и прямые, исключающие всякий юмор. В годы фашизма его работы были изъяты из музеев. По приезде в США в стиле и общей направленности творчества художника произошли изменения. Он по-прежнему прекрасно владел профессиональными навыками, однако в поздних работах чувствуется возрастающий интерес к чисто живописным и техническим проблемам. Его обличительный пафос сменился проявлением гуманистического философского мировоззрения. В 1954 Гросс был избран членом Национального института искусства и литературы. В течение 20 лет он преподавал в нью-йоркской Лиге изучающих искусство. Умер Гросс в Берлине 6 июля 1959.
Вывод
Таким образом, мы видим, что художники-экспрессионисты имели большое значение на рубеже XIX-XX вв. в западноевропейской культуре. Экспрессионизм возникает как протестом на ужасы войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом. Течение экспрессионизма было широко развито в Западной Европе, что подтверждается великими представителями этого течения в разных странах.