Смекни!
smekni.com

В тени пирамид и храмов (стр. 2 из 4)

Так же, близ верхних заупокойных храмов оставляли солнечную лодку, чтобы воскресший фараон смог поплыть по небу в его восточную часть к богу Ра.

1.2 Пирамиды в Мезоамерике

В другой стороне света, на другом континенте существовала цивилизация такая же грандиозная и величественная как Египет, создавшая не менее грандиозные и внушительные по своим размерам пирамиды, - это Латино- и Мезоамериканские цивилизации.

Древнейшая и самая развитая цивилизация американского континента возникла в Мезоамерике — на огромном перешейке, связывающем Америку Северную и Южную. В течение веков здесь, на территории нынешних Мексики, Гватемалы, Гондураса, Сальвадора, сменяли друг друга народы и государства, наследуя, немалые достижения друг друга. Высокая культура индейцев Мезоамерики просуществовала более двух с половиной тысяч лет, породив выдающиеся памятники искусства и письменности, оставив богатую память о себе.

В отличие от других земель Америки в Южной Мексике примерно в одно и то же время появились все три основных признака цивилизации. Начали возводиться города, возникли письменность и первые памятники монументального искусства – пирамиды, храмы. Произошло это около 1200 г. до н. э. на южном побережье Мексиканского залива.

У народов этого времени уже существовали сложные погребальные обряды, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней захоронения. Случалось, что погребение сопровождалось и человеческими жертвоприношениями.

Известно индейцам было и искусство мумификации. Во всяком случае, индейцы народностей Южной Америки еще за две тысячи лет до появления первых мумий в Древнем Египте овладели искусством мумификации, хотя и отличным от древнеегипетского.

Для древней архитектуры Центральной Америки были характерны два типа сооружений: первый из них относится к пирамидам, а второй - к храмам. Первый представляет собой ступенчатую пирамиду с усеченной вершиной, на которой находился небольшой храм с одним или двумя внутренними помещениями. От подножия пирамиды к двери храма обычно шла длинная широкая лестница. У больших пирамид такие лестницы располагались по всем четырем сторонам. Лестницы эти тянулись непрерывно от основания к вершине, либо (если уступы пирамиды были немногочисленными и очень высокими) они велись с уступа на уступ. По форме такой тип пирамидальных сооружений был наиболее близок к вавилонскому зиккурату.

Характерным образцом строения первого типа может служить Храм Солнца в городе майя Паленке, построенный во второй половине VII в. н. э. Он воздвигнут на невысокой пирамиде, сложенной из пяти уступов-этажей. Сам храм, расположенный на усеченной верхушке пирамиды, представляет собой продолговатое небольших размеров здание со средней продольной стеной. К торцовым стенам примыкают два узких отрезка фасадной стены, а между ними находятся еще два прямоугольных столба. Таким образом, из первого, выходящего на фасад помещения, образовано нечто вроде портика. Продольная стена прорезана тремя дверьми, во втором помещении в центре находилось маленькое святилище, перекрытое бревенчатым накатом. На задней стене его помещен барельеф, изображающий маску бога солнца, подвешенную на двух скрещенных копьях, около которой в позе поклонения находятся две человеческие фигуры.

На плоской крыше храма возвышался кровельный гребень, достигавший здесь, как и в других постройках, майя, значительной высоты. Он не имел никакого конструктивного значения и служил лишь для увеличения общей высоты здания. Гребень этот, состоящий из двух сходящихся наверху под острым углом стен с многочисленными окноподобными отверстиями, был покрыт богатым геометрическим орнаментом, в центре которого находилось изображение мифологического фантастического существа.

Уравновешенность частей, простота и благородство очертаний, сдержанное употребление орнамента делают Храм Солнца одним из наиболее выразительных и впечатляющих памятников архитектуры майя. Другие храмы Паленке близки по плану Храму Солнца и отличаются от него лишь незначительными деталями и более богатой орнаментацией фасадов.

Пирамида Луны - второе по размеру строение после пирамиды Солнца в городе Теотиуакан. Одно из самых больших зданий в Месоамерике. Расположена в северной части города Теотиуакан, своими контурами повторяет Серро-Гордо. С некоторых индейских наречий название переводилось как "защитный камень" или "мать". Под пирамидой Луны расположено ещё одно строение, которое старше Пирамиды Солнца (существовавшего уже до 200 года н. э.).

Пирамида Луны была построена между 200 и 450 годом н. э., завершив двустороннюю симметрию храмового комплекса. Лестница пирамиды ведёт к Дороге Мёртвых (CalzadadelosMuertos), на вершине располагается площадка, использовавшаяся для ритуальных церемоний в честь Чальчиутликуэ, богини воды и Луны.

На полуострове Юкатан находится ещё один из известнейших комплексов храмов и пирамид Чичен-Ица. Пирамида Кукулькана из этого комплекса – или пирамида "пернатого змея", высотой 25 метров имеет 9 уровней, в основании пирамиды лежит квадрат со стороной 55,5 метров, по её сторонам поднимаются четыре широких лестницы, каждая из которых имеет по 91 ступени.

Если число ступеней лестницы умножить на число лестниц и рассматривать платформу на вершине пирамиды, на которой стоит храм, как ещё одну ступеньку, получается число дней в году (91 x 4 + 1 = 365). Пирамида выстроена и ориентирована таким образом, что в дни весеннего и осеннего равноденствия игра тени и света создает иллюзию вползающей по северной лестнице пирамиды гигантской змеи. Ученые сделали заключение, что в основу пирамиды был положен принцип календаря, и пирамида имела астрономическое значение.

Пирамида Чолула (построенная примерно VI в.н.э.) в Мексике - пирамида времён тольтеков. Длина основания – 440 метров, высота - 77 метров, объём - свыше 3 млн. кубических метров. Пирамида Хеопса по объёму меньше на 900 кубических метров. По предположению ученых мексиканской пирамиде около 6 веков.

1.3 Сходства и различия в архитектуре пирамид Древнего Египта и Мезоамерики

Назначение пирамид в Мезоамерике отличалось от назначения пирамид в Древнем Египте. В Америке пирамиды являлись главным центром в общественной жизни города и его жителей. Пирамида в Мезоамерике была культовым зданием, местом поклонения богу, жертвоприношений ему, в отдельных случаях местом массовых захоронений и специальным местом наблюдения за небом. В Египте же пирамиды были усыпальницами для правителей фараонов, размещались далеко от города, на другом берегу реки Нил, и не являлись центром общественной жизни города и его жителей.

Пирамиды в Америке отличаются от пирамид в Древнем Египте и количеством ярусов. Так как в Египте в основном были распространены одноярусные пирамиды, а в Америке многоярусные, содержащие от трех до пяти и более ярусов. Строительным материалом, как в Египте, так и Месоамерике служил камень.

В Египте пирамиды практически не украшались снаружи, в отличие от пирамид Мезоамерики. Там украшением служили настенные узоры, окраска пирамид в красный и зелёный цвета.

Пирамиды в Египте и в Мезоамерике были строго ориентированы по сторонам света.


ГЛАВА II. ХРАМОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ

2.1 Храмовые комплексы в Египте

Пирамиды имели огромное культовое значение, но не меньшим значением обладали и храмовые комплексы.

Наземные храмы представляли собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух - статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский.

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву "Т". Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал с образом жены Рамзеса II Нефертари.

В эпоху Нового царства храмовая архитектура поражает своей пышностью и грандиозностью. Отныне дом бога состоит из нескольких пилонов, открытых (перистильных) и крытых (гипостильных) колонных дворов и залов, построенных на одной прямой, завершающейся святилищем. Храм был частью священной территории, к ней относились колодец, небольшое священное озеро, кельи жрецов, комнаты прислуги, конторы писцов и складские помещения. В поздний период сюда добавился и так называемый Дом рождений – "маммиси". Все эти постройки были обнесены высокой кирпичной стеной с несколькими воротами. Если храм находился у реки, тогда к нему проводили от Нила канал и строили маленькую пристань. Отсюда начинался и здесь заканчивался путь священной ладьи со статуей бога. Во многих случаях к храму вела дорога со сфинксами. Планировка и композиция храмов служила интересам и потребностям литургии, последовательному совершению религиозных обрядов. Можно смело сказать, что эти египетские храмы были воплощением теологии в камне.