Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №57 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла"
В тени пирамид и храмов
Исполнитель:
Семенов Михаил Дмитриевич
ученик 11 класса "А"
Руководитель:
Родюкова Ольга Викторовна
учитель МХК
Новоуральский городской округ 2011
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПИРАМИДЫ
1.1 Пирамиды в Египте
1.2 Пирамиды в Мезоамерике
1.3 Сходства и различия в архитектуре пирамид
ГЛАВА II. ХРАМОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
2.1 Храмовые комплексы в Египте
2.2 Храмовые комплексы в Южной Америке
2.3 Сходства и различия в архитектуре храмов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
"Ещё задолго до того, как появились античные шедевры … человечество восхищалось прекрасными образцами, созданными другими людьми и другими цивилизациями. Сооружения древнего Египта на много веков старше греческих…
Глядя на величественные руины этих совершенных творений искусства, соединявших величие масс с изяществом и точностью деталей, можно представить себе, какое восхищение они вызывали у греков…" (Любимов, с. 9)
Так в статье "Вариации прекрасного" писал великий французский живописец Эжен Делакруа. Но тогда еще не знали о существовании древних цивилизаций Южной Америки, культура которых не менее восхитительна, чем египетская.
Пирамиды - самые грандиозные сооружения, воздвигнутые человечеством за всю историю существования, затерявшуюся во мраке времён. По всей Земле, как будто по единому плану и точнейшим расчётам, практически одновременно, были сооружены грандиозные строения пирамид и храмов, призванные обеспечить существование будущих цивилизаций.
Места нахождения пирамид и храмов издавна являлись местами рождения и существования наиболее великих Божественных культов Земли. Во все века люди преклонялись перед пирамидами, особая энергетика мест их расположения привлекала людей, мистические культы, проводимые в пирамидах, делали эти места священными.
Пирамиды Древнего Египта и Мезоамерики в своих идеальных формах и кристаллической ясности стояли на переходе из одного мира в другой. Об ориентации пирамид на небесные светила свидетельствует направление их по сторонам света, хотя компас ещё не был известен.
Местом поклонения великим Богам в Древних цивилизациях Египта и Месоамерики были храмы. Храмы различались по устройству и оформлению, но назначение было одинаковым – поклонение богам.
Сегодня в различной литературе, с экранов телевизоров много рассказывают о загадках, которые таят пирамиды и храмы Египта и Месоамерики. Нам стало интересно, чем похожи и различны две древние и таинственные культуры, существовавшие примерно в одно время.
Цель данной работы: сравнить архитектурные сооружения Месоамерики и Древнего Египта.
Задачи:
1. Описать и проанализировать архитектуру пирамид Месоамерики и Древнего Египта.
2. Описать и проанализировать архитектуру храмовых комплексов Мезоамерики и Древнего Египта.
3. Сравнить пирамиды и храмовые комплексы.
Методы:
· Сбор, анализ и систематизация литературы по данной теме;
· Составление электронного представления работы;
· Составление Web-сайта "В тени пирамид и храмов …"
В основе данной работы лежит исследование Мануэля Галича "История доколумбовой Америки", в которой анализируется развитие архитектуры Древней Южной Америки, даётся описание наиболее известных пирамид и храмов древнейшей цивилизации.
В исследовании Л. Любимого "Искусство древнего мира" в увлекательной форме рассказывается об истории искусства древнего мира (Египет) во всём многообразии различных художественных памятников, созданных зодчими, скульпторами, живописцами, резчиками по камню, ювелирами. В анализе произведений искусств раскрывается непреходящая художественная ценность наследия далёких эпох.
ГЛАВА I. ПИРАМИДЫ
1.1 Пирамиды в Египте
Северная Африка почти непригодна для жизни, но именно здесь возникла одна из величайших цивилизаций в истории человечества — египетская. Основой этой цивилизации был Нил, несущий свои воды от Эфиопского нагорья и Центральной Африки к Средиземному морю. Благодаря великой реке Египет ещё в III тысячелетии до н. э. превратился в процветающее государство Восточного Средиземноморья и оставался таковым вплоть до римского завоевания в 30 г. до н. э.
Тёплый климат Египта и плодородная почва долины Нила предопределили бурное развитие земледелия. Особенности культуры и мировоззрения египтян во многом обязаны Нилу. Их картина мира, в отличие от большинства других народов, была ориентирована не на север, а на юг, к истокам реки.
Не меньшие различия и строгая иерархия сохранялись в Египте и после смерти человека, ведь смерть представлялась египтянам продолжением земного существования. Умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Гробницу, "дом вечности", обустраивали так, чтобы там всего оказалось в достатке. Для будущего воскрешения человека было необходимо сохранить его тело, т. е. мумифицировать.
Общение живых с покойными происходило не только во время жертвоприношений и молитв, но и в виде письменных обращений к умершим с различными жалобами и просьбами. Возможность вмешательства мертвых в дела живых считалась делом обыденным. Существовала твердая вера в то, что умерший может помочь в несчастье или навлечь бедствия. Покойных просили выиграть судебное дело, исцелить больного, даровать потомство. Последнее было особенно важно для поддержания заупокойного культа. Человек желал после смерти сохранить возможность бывать на земле и находиться среди людей. Специальные тексты должны были способствовать ему в этом и обеспечить "выход днем" из гробницы.
Об отношении египтян к смерти многое мог рассказать Праздник долины. В этот день родственники приходили к гробнице и торжественно поминали покойного. Египтяне не считали смерть событием "окончательным" и на празднестве веселились.
Из гробниц рядовых жителей, вельмож и сановников возникали целые "города мёртвых" — некрополи. Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе. Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки - мастабы, что на арабском означает "скамья", "лавка". Прямоугольные в плане, мастабы напоминали жилой дом усопшего. Они имели слегка наклонные стены, сплошной карниз на крыше. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы.
Сначала мастабы делались монолитными, своеобразными надгробиями, затем появились "пустые" мастабы. В подобной гробнице помещения повторяли те, которые находились в доме покойного, т. е. комнаты членов его семьи. Как простые мастабы напоминали дома рядовых граждан, так и гробницы фараонов были копиями их дворцов.
В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного эбенового дерева, фигурки ушебти.
Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов являлась задача произвести впечатление подавляющей мощи и величия. Но увеличение надземной части мастабы не давало нужного эффекта. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды.
Пирамиды являются "визитной карточкой" Египта. Их сохранилось около сотни больших и маленьких, ступенчатых и с гладкими боками, дошедших до нас почти в неизменном виде и больше похожих на бесформенную груду камней. Они расположены вдоль левого, западного берега Нила небольшими группами, неподалеку от того места, где в эпоху Древнего царства находилась столица страны - Мемфис.
Первой пирамидой была Ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккаре, фараона III династии. Она состояла из семи ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены подземные кулуары и шахта, на дне которой помещалась погребальная камера с мумией фараона.
Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, который египтяне отдали "вечности", на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни, на границе жизни и смерти.
Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары, на окраине Каира, на кромке пустынного плато Гиза, нависшего над зеленой долиной Нила. Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны и держащиеся силой собственной тяжести.
Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Являясь входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырёхгранными гранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фараона вдоль стен.
Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона и охраняющего вход в царство мёртвых.