Резьба начинается с вертикальных надрезов движением к себе. Носок резака ставится в центр треугольника, затем делаются три вертикальных надреза. Такие же надрезы последовательно выполняются и в остальных треугольниках. Затем подрезаются треугольники с каждой стороны. На некоторых участках грани могут резаться по склеенному шву, что может вызвать некоторые затруднения. Поэтому лезвие косячка должно быть хорошо заточено, чтобы грани получились гладкими и без сколов.
Грани должны получиться ровными и точно сходиться по линиям вертикального надреза. В местах пересечений не должно быть задиров и вырывов волокон. Линии, ограничивающие стороны треугольников на поверхности заготовки, должны быть четкими и прямыми.
Готовая рамка показана на рисунке 17 (с. 34). Красота узора орнамента зависит от точности выполнения резьбы: грани лучей должны быть прямыми и четкими, все лучи по ширине и глубине должны быть одинаковыми.
3.5 Отделка изделия, тонировка, лакировка
Для тонировки изделия используется метод морения. Это старый и широко распространенный способ. При тонировании морением речь идет о натуральных красителях. Некоторое возможное ослабление их цвета с годами не внесет заметную разницу в цветовую гамму художественной поделки. Перед морением рамка очищается от имеющихся видимых линий разметки при помощи ластика и старой зубной щетки.
Очень непросто нанести морилку без полос и затеков. Покрывать поверхность следует быстро, широкой кистью, стараясь по сырому «сплавлять» новые мазки с ранее нанесенными и повторно не захватывать уже заморенные места. Первое покрытие для тренировки делают сильно разведенной морилкой. После высыхания первого покрытия таким же образом наносят второе, а затем и третье покрытие морилкой до нужного тона.
После полного высыхания морилки приступаем к процедуре покрытия изделия лаком. Лакирование – один из самых распространённых способов отделки как окрашенных, так и неокрашенных поверхностей отдельных деталей, узлов и готовых изделий из дерева[12]. Он подходит для любой древесины.
Лак на изделие наносится в несколько слоев. Перед нанесением каждого последующего слоя делают выдержку около двух часов, чтобы предыдущий слой полностью высох. Ведь сокращение сроков сушки ухудшает глянец лакового покрытия.
Для покрытия применяется акриловый лак, так как по сравнению, например, со спиртовыми и масляными лаками, он более экологичен. Так как покрытие изделия лаком происходило в закрытом помещении, а нитро- и масляные лаки имеют специфический резкий запах, то покрытие изделия акриловым лаком – самый удобный и безопасный вариант выполнения данной работы.
На поверхность изделия лак наносится жёсткой кистью. Путем лёгкой растушёвки кистью поперёк и вдоль волокон древесины для более равномерного распределения лака по поверхности. Обычно акриловым лаком изделие покрывают 3 раза, для получения более высокого качества – 5–6 раз.
После морения и покрытия лаком рамка приобретает свой окончательный готовый вид.
Заключение
В данной курсовой работе представлена технология изготовления одного изделия – деревянной рамки для фотографии. А также подробно показана технологическая и художественная сторона такой декоративной работы, как геометрическая резьба по дереву. Этот вид декора может быть интересен домашним мастерам в дальнейшем при изготовлении других изделий. Курсовая работа – первый шаг на большом пути самодеятельного творчества.
За время работы были выполнены поставленные задачи: изучена литература по данной проблеме, произошло знакомство с опытом работы резчиков по дереву и усвоили навыки работы с деревянными изделиями, узнали о качествах древесных пород. Была изучена история развития резьбы по дереву, её специфика, и в работе нашло отражение сохранение традиций народных художественных ремёсел.
Народная пословица гласит: «Без ремесла – без рук». Ремесло – это широкое понятие. На наш взгляд, в наше время ощущается большая необходимость в возрождении народных промыслов. Умение создавать нестандартные вещи, без которых порой и в быту не обойтись, к сожалению, под силу не каждому.
Самостоятельно изготовленная фоторамка, декорированная геометрической резьбой, удобна и красива. Она вызывает неизменную симпатию, а с ней и положительные эмоции как у автора и исполнителя проекта, так и всех окружающих. Об этой вещи можно поговорить, обсудить качество её исполнения, возможные варианты декорирования. После хорошо сделанной вещи хочется работать ещё, просыпается жажда творческой деятельности. В то же время накапливаются знания и навыки.
Резьба по дереву – очень интересное и увлекательное занятие.
Список литературы
1. Айриш, Л.С. Древесные духи и лешие [Текст]/ Л.С. Айриш. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.-110 с.: ил
2. Банников, Е.А. Резьба по дереву [Текст] /Е.А. Банников. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 320 с.
З. Боб, Нейл. Стильные штучки из дерева [Текст]/ Нейл Боб. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2006.-88 с.
4. Бобиков, П.А. Мебель своими руками [Текст]/ П.А. Бобиков. – М.: ЭКСМО, 2007.-320 с.: ил.
5. Булавин, В.Д. Мозаичные работы по дереву [Текст]/ В.Д. Булавин. – М.: АСТЕЛЬ, 2001.-320 с.: ил.
6. Бурчевский, М.С. Ремесло за плечами не виснет [Текст]/ М.С. Бурчевский. – Архангельск: ОАО «ПРАВДА СЕВЕРА», 2001.-411 с.: ил.
7. Даниель, Райт. Искусство выжигания по дереву [Текст]/Райт Даниель. – М.: Издательская группа «Контект», 2005. – 96 с: ил.
8. Джексон, А. Энциклопедия работ по дереву [Текст]/ А. Джексон. – М.: АСТЕЛЬ, 2005.-319 с.: ил.
9. Кошаев, В.Б. Композиция в русском народном искусстве [Текст]/ В.Б. Кошаев. – М.: ВЛАДОС. 2006.-120 сю: ил.
10. Емельянова, Т.И. Декоративная роспись по дереву «Золотая Хохлома». [Текст]/ Т.И. Емельянова. – М.: ИНТЕРБУК. 2001. 166 с.: ил.
11. Ивановская, В.И. Русские орнаменты. [Текст]/ В.И. Ивановская. – М.: ШЕВЧУК, 2006.-244с:ил.
12. Корбет, Стивен. Работы по дереву [Текст]/ Стивен Корбет. – М.: АСТЕЛЬ, 2009.-512 с.:ил.
13. Логачева, Л.А. Основы мастерства резчика по дереву [Текст] /Л.А. Логачева. – М.: Народное творчество, 2007. – 136 с.
14. Маркин, А. Резьба по дереву для начинающих. [Текст] /А. Маркин, В. Чебан. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 253 с.
15. Мур, Денис. Энциклопедия резьба по дереву. [Текст] /Денис Мур. – М.: ПРЕСС. СКД, 2006.-128 с.
16. Рыженко, В.И., Юров, В.И. Работа по дереву. Материалы. Технология [Текст] / В.И. Юров. В.И Рыженко. – М.: ОНИКС, 2005.-512 с.:ил.
17. Соболев, Н.Н. Русская народная резьба по дереву [Текст]/Н.Н. Соболев. – М.: Сварог и К, 2000. – 480 с.
18. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: Рисунок; Живопись; Народное искусство; Декоративное искусство; Дизайн; Учебное пособие для вузов (Гриф МО) /Н.М. Сокольникова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2008. – 368 с. – (Высшее профессиональное образование).
19. Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы [Текст]: Учебное издание. – М.: АСТЕЛЬ. 2006. 318 с. ил.
20. Супрун, Л.Я. Городецкая роспись [Текст] / Л.Я. Супрун. – М.: Культура и традиции, 2006. 148 с.: ил.
21. Троекурова, Т.А. Плетеная мебель из лозы своими руками [Текст] / Т.А. Троекурова, В.И. Сергеев. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – 220 с.
22. Финягин, В.В. Изделия из бересты. [Текст]/ В.В. Финягин. – М.: АСТЕЛЬ, 2003 г. – 126.:ил.
23. Чупахин, В.М. 22 урока геометрической резьбы по дереву [Текст]: Учебно-практическое пособие /Чупахин Владимир Михайлович. – СПб.: Литера, 2004. – 152 с.
24. Чеванин, С.А. Резьба по дереву [Текст]: Уличная резьба. Витраж. Дизайн цоколя /Чеванин, Сергей Александрович. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 93 с. 25. Хворостов, А.С., Хворостов, Д.А. Искусство деревянной мозаики [Текст]/А.С. Хворостов Д.А. Хворостов. – М.: Культура и традиции, 2005. – 208 c
26. Хворостов, А.С., Хворостов, Д.А. Художественные работы по дереву [Текст]/А.С. Хворостов Д.А. Хворостов. – М.: ВЛАДОС, 2002. -304 с.:ил.
[1] Прозоровский А. И. Технология отделки столярных изделий. – М., 1973. С. 51.
[2]Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., Советский художник, 1968. С . 119.
[3] Маленькие чудеса: Сб. очерков о русском народном искусстве/Сост. Н. В. Тарановская. – Л., 1981. С. 33.
[4] Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., Советский художник, 1968. С. 123.
[5]Богуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., Советский художник, 1968. С. 125.
[6] Аронов В. Р. Художник и предметное творчество. – М., 1987. С. 90.
[7] Ястребков Н. Я. Культура жилого интерьера//Журнал «Сделай сам». – 2005 – №2. – С. 17.
[8] Маленькие чудеса: Сб. очерков о русском народном искусстве/Сост. Н. В. Тарановская. – Л., 1981. С. 49.
[9] Акунова Л. Ф., Приблуда С. 3. Материаловедение и технология производства художественных изделий. М., Высшая школа, 1979. С. 38.
[10] Барадулин В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. - Свердловск., 1982. С. 50.
[11] Прекрасное — своими руками/Сост. С. С. Газарян. – М.: Детская литература. 1979. С. 37.
[12] Прекрасное — своими руками/Сост. С. С. Газарян. Детская литература. М., 1979. С. 46.