Смекни!
smekni.com

Достопримечательности Москвы (стр. 2 из 2)


Колокольня Иван Великий

Свое название колосс получил по деревянной церкви Иоанна Лествичника, на месте которой приезжий зодчий Бон Фрязин соорудил 60-метровую махину в 1505-1508 годах. Борису Годунову этого показалось мало, и при нем Ивана Великого надстроили еще на двадцать метров, чтобы можно было обозревать московские окрестности на до километров. Строили тогда здорово, добавляя в раствор яичные желтки: в 1812 году, при отступлении из Москвы, французы пробовали взорвать колокольню, но Иван устоял и только дал длинную продольную трещину. Трудами архитектора Доменико Жилярди весь комплекс, включавший также звонницу для 22 колоколов, был восстановлен в 1813 году. После успешного восстановления в первой половине XIX века на колокольню любили подниматься романтичные москвичи. Например, Лермонтов, который описывал в своем очерке «Панорама Москвы» виды, открывающиеся с верхнего яруса. Теперь это очевидное удовольствие невозможно, ибо поговаривают, что на колокольне сидят снайперы.

В первом этаже звонницы сейчас располагается зал для сменных экспозиций. Рядом с колокольней - ранние симптомы российской ме­галомании: Царь-пушка (мастер Андрей Чохов, 1586) и Царь-колокол (мастера Иван Моторин и сын его Михаил). Двухметровый кусок, аккуратно поставленный рядом с колоколом, откололся еще тогда, когда колокол лежал в плавильной яме, в лесах, во время большого пожара 1737 года: кто-то плеснул на раскаленный металл водой - и вот результат.

Неглинная и Цветной бульвар

Улица появилась в конце 18 века после того, как речку Неглинную взяли в трубу. Но еще в середине XIX века писатель Загоскин в «Москве и москвичах» описывал ее как совершеннейшую деревню, с буколическими свиньями и гусями, резко контрастировавшими с французскими вывесками Кузнецкого. Нравы у местных обитателей, впрочем, были отнюдь не буколические. На углу Трубной площади и Трубной улицы (тогда Драчихи) стоял трактир «Крым» с двумя подвальными отделениями, «Адом» и «Преисподней», куда пускали только избранных и куда не отваживались спускаться даже хитровские воры. В «Аду», например, заседал Ишутинский кру­жок, подготовивший первое покушение на Александра и. По ночам на Трубной квакали лягушки и раздавались крики «помогите», «не надо» и «у нас жить, так жить».

Помимо «Крыма» достопримечательностей в этом районе было всего две - зато какие! Первая - знаменитые Сандуновские бани (Неглинная, 14), устроенные в 1806 году актером Силой Сандуновым и потом не раз менявшие хозяев и фасады, но сохранившие имя первого владельца. Последняя хозяйка, дочь купца Фирсанова, по наущению мужа, желавшего переплюнуть купцов Хлудовых с их Центральными банями, сделала из Сандунов настоящий дворец с плавательным бассейном. Достопримечательность вторая - здание театра «Школа современной пьесы» (Петровский б-р, 14), некогда ресторан «Эрмитаж», открытый поваром Оливье, автором салата, известного во всем мире, кроме России, под именем «русского». «Эрмитаж» появился прямо напротив бандитского «Крыма», но посетители этих двух заведений не пересекались, за исключением Татьяниного дня, когда Оливье отдавал «Эрмитаж» для пира студентов Московского университета. Как писал автор другой «Москвы и москвичей», репортер Гиляровский, «огромный зал «Эрмитажа» преображался. Дорогая шелковая мебель исчезала, пол густо усыпался опилками, вносились простые деревянные столы, табуретки, венские стулья... В буфете и кухне оставлялись только холодные кушанья, водка, пиво и дешевое вино... Пели, говорили, кричали, заливали пивом и водкой пол». Из кабинетов «Эрмитажа» особенно славился «красный», где съели ученую свинью из цирка на Цветном бульваре, 13.

Существующий цирк на Цветном построен в конце 1980-х, но точно воспроизводит вид старого, простоявшего на этом месте сто лет: реконструированный фасад обрамлен темным тонированным стеклом. Цирк для бульвара, безусловно, самое главное, но кое-кто решил, что раз цирк, то все можно. И перед Цветным открылась перспектива стать музеем скульптурного китча. У входа установлен памятник Юрию Никулину Алексея Рукавишникова, изображающий артиста выходящим из непропорционально маленького автомобильчика, напоминающего драндулет из «Кавказской пленницы». За рулем по проекту должен был сидеть белый попугай, но, к счастью, обошлось. Другой странный памятник, работы Зураба Церетели, установлен на самом бульваре, напротив цирка, и изображает резвящихся клоунов-садистов. Недавно на Цветном вырубили старые деревья и тут же насадили новые, но те по молодости пока не могут скрыть непривлекательную застройку.