Смекни!
smekni.com

Магическая медицина в первобытном обществе (стр. 2 из 4)

Исследования в пещере Шанидар, проводимые в 1960 г. под руководством американского археолога Р.С. Солецки (Solecki, R.S.) предоставили и первые достоверные сведения о целенаправленном использовании первобытным человеком лекарственных растений. Мужчина Шанидар–IV (ок. 60 тыс. лет от современности) был погребен на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов восьми видов. Среди них были тысячелистник (лат. Achillea), золототысячник (лат. Centaurium), крестовник (лат. Senecio), эфедра (лат. Ephedra), алтей (лат. Althaea) из семейства мальвовых (лат. Malyaceae), растение рода Muscary из семейства лилейных (лат. Uliaceae) и др. 3 Все они и по сей день произрастают в Северном Ираке. Это открытие является несомненным научным доказательством социальных отношений, сложившихся у поздних палеоантропов, по меньшей мере, 60 тыс. лет тому назад, т.е. почти за 20 тыс. лет до выделения человека современного вида – Homosapiens.

магия врачевание первобытнообщинный лекарственный

1.2 Магия в первобытный период

Магия, как одна из форм первобытных верований появляется на заре существования человечества. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно – все они были тесно связаны между собой.

Если придерживаться теории о магическом («симпатическом» по Фрезеру) значении наскальной живописи (как это трактуется многими историками религии, например С.А. Токаревым или М. Элиаде), время появления магии можно отнести к периоду Верхнего палеолита.

В ранних формах социума магия ещё не была отделена от прочих верований, так же как ещё не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т.п. Важнейшее значение имели групповые действия, необходимые всему племени, в первую очередь связанные с обрядами перехода (роды, инициация, свадьба, похороны) и охотой. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину» – что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку. Необходимо так же учитывать, что это разделение весьма условно, и часто разница между шаманом, колдуном и знахарем весьма условна. Развитие жречества, в свою очередь, тесно связано с развитием политеизма, формированием культов отдельных божеств [3].

2. Истоки магии. Магия в медицинских представлениях

С самого начала своей истории человек стремился найти такие средства, с помощью которых можно было вызвать дождь или ветер, вылечить болезнь и победить старость. Считалось, что всего этого можно добиться с помощью особых магических приемов и заклинаний. Магия часто находит отражение в обрядах, связанных с верой в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы.

Заклинания и заговоры явились предвестниками классического гипноза – вернее, техники словесного внушения. Сам обряд был необходим во время словесного внушения для того, чтобы снять психическую защиту с человека и получить так называемый «раппорт». Проще говоря, целитель манипулирует подсознанием человека. Для того чтобы достичь этого эффекта, даже без погружения человека в стадию гипнотического сна, волхвы, колдуны, чародеи и маги пользовались весьма сложными и синтетическими способами.

В магической медицине, вне всякого сомнения, существовали вполне ясные представления об основных медицинских разделах – происхождении болезней, профилактике, лечении и прогнозе. Происхождение (этиология) болезней объяснялось с мифологических позиций. Основными причинами возникновения заболеваний считались нарушения законов и обрядовых норм, принятых в обществе, а также воздействия разрушительных сил – духов, демонов, душ умерших и живых злонамеренных магов. Всякую болезнь или травму и даже смерть пытались осмысливать магически.

Профилактика заболеваний состояла в соблюдении правил и обрядов, гарантирующих то, что злые силы не смогут навредить. Лечение заболеваний включало в себя ряд практически оправданных действий, которым тем не менее был приписываем магический смысл, оправданный мифологией. Обрядовая сторона магии и религии была почти одинаковой, а вот разница в содержании обрядов приводила к тому, что религия всегда конфликтовала с магией. Религиозные деятели во все времена не могли перенести, что с помощью магии человек может воздействовать на окружающий мир без помощи или посредничества богов и вполне способен заставить богов силой заклинания исполнять его требования.

2.1 Два закона магического мышления

В основе самых разнообразных магических приемов лежат два закона магического мышления:

1. Закон подобия

Подобное производит подобное. Любое действие можно вызвать путем простого подражания. В чем могло выражаться действие закона подобия? Вот несколько примеров. Земледельцы поливали поле водой, стараясь вызвать дождь; охотники, желая добиться успеха на охоте, изображали на стенах пещеры пораженных стрелой животных. В средневековой Европе воры часто рассыпали возле дома землю с кладбища, чтобы погрузить хозяев в глубокий сон, подобный смерти.

2. Закон соприкосновения

Вещи, которые хотя бы один раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают

взаимодействовать на расстоянии, приобретают общую судьбу.

Например, чтобы погубить врага, лепили куклу из глины, в которую подмешивали несколько его волосков или лоскуток от одежды. Эти предметы, согласно закону соприкосновения, имели общую судьбу с человеком, своим «хозяином». Если повредить или уничтожить такую куклу, это принесет вред человеку в соответствии с законом подобия.

В разных странах Европы долгое время существовало поверье, что если кто-то порежется косой или садовыми ножницами, он должен до блеска натереть и смазать этот инструмент, чтобы избежать нагноения раны. Здесь легко увидеть проявление законов магического мышления: согласно закону соприкосновения, нож и рана имеют общую судьбу, и если коса или ножницы будут в чистоте и порядке, то и рана заживет, «придет в порядок» в полном соответствии с законом подобия. Римский писатель Плиний Старший рекомендовал с той же целью вычистить и смазать нож, если кто-нибудь во время ссоры поранил человека, а позже раскаялся в этом.

Законы магического мышления имеют множество проявлений. Они соединяют магической связью человека, его внутренние органы и части тела с их подобиями, именами и изображениями. Например, древние ассирийцы считали, что аэтит – «орлиный камень» способен помогать женщинам при родах. Согласно поверью, без него орлы не могли высидеть птенцов. Вероятно, это было связано с любопытной структурой аэтита, который якобы иногда находили в орлиных гнездах. В пустотелом внешнем камне заключен второй, небольшой по размеру. Это создавало впечатление «зарождения» нового камня внутри старого подобно тому, как птенец зарождается в яйце. Позже такие воззрения перешли к персам, грекам и римлянам. «Орлиные камни, – писал Плиний Старший, – в большой находятся славе. Обретаются они в орлиных гнездах… Орлы не высиживают детенышей без них».

В некоторых африканских и индейских племенах, у австралийских аборигенов фотография вызывает суеверный ужас: изображение человека, попавшее в чужие руки, дает, по их мнению, власть над его жизнью и здоровьем, потому что между человеком и его изображением («подобием») существует магическая связь. На использовании законов магии основано множество приемов древней медицины.

2.2 Магические приемы в древней медицине

Использование магических приемов характерно для древней медицины. Шаман, излечивающий больного, часто изображал болезнь и выздоровление. Так, например, лекарь, который должен был унять боль в желудке, катался по полу, корчами и гримасами изображая боль в животе, а потом вставал подобно выздоровевшему больному. Для излечения тяжело больного человека знахарь мог притвориться мертвым, а затем изобразить «оживление»; в результате этих действий больной должен был выздороветь. Такое поведение лекаря соответствует первому закону магического мышления: подобное производит подобное; любое действие может быть вызвано простым подражанием. Кроме того, использовалась магическая связь вещи с ее именем: когда врач в Древнем Китае не мог быстро достать какое-то лекарство, он писал его название тушью на полоске бумаги, которую затем опускал в воду. Главный демон в окружении подчиненных ему демонов отдельных страданий (Цейлон) растворялся, и больной выпивал эту воду в качестве заменителя лекарства. Иногда такие рецепты сжигали, и пациенты проглатывали золу. Часто считалось, что болезни вызываются демонами. Жрец-врачеватель выступал в роли посредника между демонами н людьми. Перед выполнением лечебного ритуала он одевался в специальную устрашающую одежду, иногда брал в руки оружие, которым должен был победить демона болезни, напугав его уже одним своим видом.

Считалось, что демоны, причиняющие отдельные страдания, подчиняются главному демону. Такие представления оказали большое влияние на развитие медицины стран Древнего Востока.

Исторические параллели: в магических представлениях берут начало обычаи, которые пришли к нам из глубокой древности и давно утратили свой первоначальный смысл. Так, например, пожелание здоровья при чихании у многих народов древности было связано с желанием умилостивить поселившихся в носу маленьких духов или демонов, которые способны вызвать болезнь. Они заявляют о себе своим «шевелением», результатом которого и является чихание. Старый обычай пожелания «здравствования» при чихании был распространен у древних греков и римлян, персов и индусов, у арабов на средневековом Востоке, у жителей Африки и Австралии, у полинезийских племен и многих других народов в разные времена. Демонов болезни устрашали шумом, курением трав, разжиганием костров, фантастическими одеждами. Для предохранения от заболевания использовали маски, которые должны были «испугать» болезнь. Иногда, наоборот, изготавливали фигурки идолов, способных возбудить болезнь. Для того, чтобы вылечиться, этих идолов надо было задобрить с помощью заклинаний и жертвоприношений. Исторические параллели: Маски и амулеты до сих пор продаются в аптеках некоторых стран Азии и Африки. Так, например, в современной южноафриканской аптеке посетителей может встретить аптекарь в одежде колдуна и предложить им как современные лекарства, так и «колдовские средства» против болезней. Считалось также, что амулеты, предохраняющие от болезней, должны иметь вид той части тела, для излечения которой они предназначены: в соответствии с первым законом магического мышления подобное лечили подобным. Восточные маги, составляя различные сочетания чисел, заметили, что они подчиняются определенным законам. Казалось, что числа ведут самостоятельную таинственную жизнь. Складывая их снизу вверх и по диагонали, можно получить одинаковую сумму. Кроме того в магических квадратах четные и нечетные числа часто распологались симметрично, а в середине находился крест из нечетных чисел. Уже в глубокой древности широкое распространение в медицине получили магические заклинания. В странах античного мира и средневековой Европы дощечки с магическими заклинаниями носили с собой в надежде на выздоровление. На таких амулетах также изображали магические числа – 3, 7, 9 и другие. В эпоху позднего средневековья в Европе получили распространение так назывемые магические квадраты – талисманы, оберегающие от ран и болезней. Считают, что их привезли рыцари из крестовых походов. В странах Древнего Востока такие квадраты рисовали на стенах домов и верили в то, что они отгоняют болезни и несчастья. Исторические параллели: В истории медицинской магии сыграли свою роль не только квадраты, но и другие геометрические фигуры. Самый яркий пример – «магический круг». В эпоху Возрождения во время опустошительных эпидемий чумы в европейских странах оытовало поверье о том, на территории Древней Индии что если приблизиться к больному на расстояние меньше пяти метров, можно заразиться. Были случаи, когда люди кончали жизнь самоубийством, обнаружив, что перешли роковую границу «магического круга». Представление о нем пришло из оккультных (от лат. «occultus» – тайный, скрытый) наук. Считалось, что этот круг может ограждать мага, стоящего в центре, от действия нечистой силы. Магическое врачевание рекомендовало чертить магический круг и в начале ритуала сбора некоторых лекарственных растений, которым приписывались особые магические свойства. Обычно они выражались в способности растений отгонять демонов, исцелять меланхолию, отводить от человека молнию, град и ночные кошмары. Этими свойствами, согласно древним лечебникам, обладал настой папоротника, который традиционно считался одним из наиболее пригодных для магии и колдовства растений. Собирали его в день или ночь накануне дня Ивана Купалы (24 июня). Перед тем, как сорвать растение, следовало очертить вокруг него магический круг таким образом, чтобы на папоротник ни разу не упала тень.