Работы Рембрандта - одни из немногих подлинных примеров единства выражения формы и содержания в графике. Изображения выполнены в основном в технике перового рисунка и в офорте. Особенно хороши его офортные портреты ("Ювелир Ян Лютма" и др.). Штрих Рембрандта никогда не бывает однотолщинным, каждый участок линии в штрихе имеет свой нажим. Пересекаясь под разными углами, штрихи создают ту таинственную среду, которая во многом обязана разнообразию фактур, получающихся при пересечении штрихов. Таким же способом набирается знаменитая рембрандтовская глубина тона и выявляется светотень. ("Автопортрет с пером") Совершенно другое использование штриха можно увидеть в рисунках А. Ватто. Короткий мелкий штрих прекрасно выражает форму, почти не прибегая к добавлению контурной линии. В рисунках Дюрера штрихи активно идут по поверхности формы, точно выявляя объем. Штрих недлинный и чаще всего поперек формы сильно подчеркивает округлости. Это почти скульптурное понимание пластики. Методически точным штрихом обладал Гендрик Гольциус (1558-1617). Его считают виртуозом в истории резцовой гравюры по меди. Изощренным рисовальным штрихом владел Г. Доре. (иллюстрации к романуФ. Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль"). Штриховые рисунки В. Ван-Гога нельзя спутать с другими. Обостренное чувство ритмического строя среды сподвигает его на создание своего языка. Ван-Гог редко использовал перекрещивание штрихов, так как это снижает динамику, необычайно важную для него. Для фактуры каждого предмета он находил свой штрих ("Лодки в море у Сен-Мари"). Нельзя оставить без внимания рисунки пером Н.С. Самокиша, выполненные для журнала "Нива". Он существенно повлиял на развитие штрихового графического изображения в журналах России, применяя традиции английских рисовальщиков конца ХIXв. Для них был характерен плотный, почти сливающийся штрих, определяющий местоположение объекта на бумаге, тон и до некоторой степени фактуру. Изображение исполнялось виртуозно, очень точно, но "грешило" однообразием приема штрихования, переходящего часто с предмета на предмет без особых изменений и работающего как усложненное штриховой фактурой графическое пятно. Об особенностях техники работы М.А. Врубеля можно судить по штриховой мозаичной кладке в известных рисунках цветов и пейзажах. Видными мастерами штрихового рисунка в русской графике были А. Кубин, Г. Лоссов, В.А. Фаворский, Н.В. Кузьмин, И.И. Шишкин, А.М. Лаптев и др.
Кроме этого, чисто технический опыт фактурной штриховки накоплен граверами Европы XVIII - XIXвв., занимавшимися репродуцированием известных работ. Репродукционной гравюрой заполнены многочисленные книги по искусству и периодическая печать этого периода.
В пятновой графике основным изобразительным элементом являются черные и белые пятна (плоскости). В крайнем выражении пятновая графика приходит к искусству силуэта - черный силуэт на белом фоне или белый силуэт на черном фоне.
Не многие художники в совершенстве владели искусством пятновой черно-белой графики. Центральной фигурой среди этих немногих является Феликс Валлотон. Художник пришел к графике контрастных пятен через поиски в штрихе, линии ("Этюды обнаженного тела", Обложка каталога издательства Э. Саго). Художник В.А. Фаворский писал, что с помощью " формы пятен мы можем достигнуть тяжелого черного, лежащего выпуклым пятном на белом, черного уплощенного, характеризующего плоскость, черного, дающего глубину, и черного воздушного". Советская книжная графика 1920-х гг. прекрасно это подтверждает. Работы В.В. Лебедева, В.Н. Курдова, В.А. Дувидова, Л.М. Лисицкого и др. вошли в золотой фонд советской графики. Использовал возможности пятновых графических решений в художественном оформлении книги Д.И. Митрохин. Его плоскостные изображения точны в своих подробностях и подчас сказочно экзотичны.
Искусство силуэта восходит к профильным фигурам на сосудах Древней Греции. Из наиболее известных русских мастеров силуэта XIXв. можно назвать графа Ф.П. Толстого и Е.М. Бем. В период расцвета силуэтного искусства в графике видное место занимали К.А. Сомов, А.Н. Бенуа, М.В. Добружинский и особенно Г.И. Нарбут (иллюстрации к книгам " Отечественная война 1812 года в баснях Крылова", "Спасенная Россия в баснях Крылова") и Е.И. Кругликова ("На выставке "Мир искусства", "Портрет А.А. Радакова"). Активное введение в черные силуэты человеческих фигур и голов белых элементов одежды в работах Кругликовой усилило взаимодействие силуэта и белого поля бумаги.
Особые темы того времени - силуэтные изображения детей и животных. Множество книг конца XIX-XXв украшены детскими силуэтами работы Е.М. Бем. Силуэты животных удачно решаются в искусстве В.В. Лебедева, В.М. Курдова, В.Д. Фаллиева.
Точечное изображение строится на основе точек разной величины, но одинаковой конфигурации. Это след от точечного прикосновения пером, кистью и другими художественными инструментами к поверхности.
В наиболее чистом виде использование точки можно увидеть в офорте. Это прежде всего пунктирная манера, меццо-тинто и карандашная манера. Пунктирная манера заключается в создании изображения путем сложной системы точек. Точки выбиваются на металле с помощью стальных заостренных стержней и граверного молоточка. Наиболее совершенной пунктирная манера была в Англии в середине XVIIIв. Работали так и в России. Меццо-тинто получается путем выглаживания светлых мест на специально озерненной металлической доске. В карандашной манере распространены специальные рулетки и насечки, оставляющие на металле след, похожий на точки, составляющие след от карандаша, проведенного по шероховатой бумаге. В искусстве бывших социалистических стран точка широко используется венграми и поляками. Прекрасные примеры есть в графике Дьюлы Ливиуса (иллюстрации к произведениям венгерской поэзии), использующего точку в основном для передачи объема с определенной фактурой. Более последователен в применении этой техники Герман Каргинов.
В настоящее время точечная техника широко применяется в графике как при комбинации техник, так и в чистом виде.
Наиболее широко и эффектно в европейской графике линейно-пятновые изображения применялись в конце XIX– начале XXв. Часто проводят взаимосвязь между широким проникновением в Европу произведений искусства Японии, Китая. Расцвет новой европейской графики связан с углубленным изучением крупными художниками-графиками средств художественного выражения и теоретического осознания их возможностей. Родиной этой новой европейской графики принято считать Англию. И практически и теоретически она много сделала для развития и распространения "графического видения". Из художников того времени наиболее значительным является Обри Бердслей. В его работах линии влиты с черными пятнами заливок в единое целое, линии вырастают из пятен, и пятна логично заканчивают линии (рисунки к произведениям Эдгара По, графические листы серии "Саломея", заставки к книге Т. Мелори "Смерти Артура"). Истоками техники сочетания линии и пятна у О. Бердслея в определенной степени могут служить японская гравюра и греческая вазопись.
В России в линейно-пятновой графике работами почти все художники круга "Мир искусства". Им и принадлежит большинство высокохудожественных произведений, исполненных этой техникой. С необычайной графической культурой применяет линию и пятно И.Я. Билибин в заставках и концовках к журналам " Мир искусства", "Народное образование" и др. Строгость изобразительных средств прекрасно подходит к выражению мотивов русского Севера. Надолго запоминается его рисунок "Царь Дадон и ключница Амелфа" к "Сказке о золотом петушке" А.С. Пушкина. Черная линия и пятно являются основными средствами выражения великолепных маленьких гравюр на дереве 1900-1903 гг.А.П. Остроумовой - Лебедевой ("Зимка","Сломанная ель","Кипарисы на кладбище" и др.)
Блестящее чувство сочетания линии и пятна видно в заставках и концовках, исполненных Е.Е. Лансере. Мотивы имеют изобразительный характер, хорошо читаются. Рафинированное чувство графических средств русскими художниками рубежа XIX-XXвв. дало свои плоды и в 1920-30-е годы. Творчество Д.С. Моора, В.Н. Дени составляет блестящие страницы советского искусства. У Д.С. Мора на линии и пятне построены иллюстрации к сборнику "Кто они такие?", у В.Н. Дени - рисунки для газеты "Правда". Работа советских художников явилась естественным продолжением развития новой европейской графики, зародившейся в конце XIXвека.
Линия и штрих постоянно сопутствуют друг другу. В случае, когда линия и штрих вносят более или менее равноценный вклад в создание рисунка, тоэто позволяет говорить о линейно-штриховой графике. Линейно-штриховые изображения развивались с ранних периодов истории искусства. Штрих конструктивно поддерживает линию уже в европейской гравюре на дереве первой половиныXVв. Развитие искусства рисования, а вместе с этим и мастерства перевода рисунков на гравюру уже к началу XVIв. довело применение техники линия-штрих до виртуозного мастерства. Хороший тому образец - иллюстрации к произведению "Корабль глупцов" Себастьяна Бранта и сборнику рассказов "Турнский рыцарь". В XVIв. штрихи становятся более округлыми, утончающимися в сторону света и мягко входящими в линию. Гравюры с рисунков А. Дюрера, Л. Кранаха, Г. Гольбейна-младшего и др. художников прекрасно это подтверждают. Энергичные, темпераментные линейно-штриховые рисунки имеются у Микиланжело, Тициана, Рембрандта, Рафаэля, Леонардо да Винчи.