Смекни!
smekni.com

Ретроспективный анализ искусства графики и его элементов (стр. 3 из 3)

Наиболее сознательно, по собственной глубоко продуманной системе применял линию и штрих А. Дюрер в сериях гравюр "Жизнь Марии", "Малые страсти". В одно время с Дюрером жил и творил Альбрехт Альтдорфер. Но его работы более поверхностны и менее драматичны, чем у Дюрера, при этом его композиции очень цельны и нередко имеют декоративный характер. Альтдорфера причисляют к "мастерам малого формата". Мастерами в плане использования линии и штриха были братья Ганс Зебальд и Бартель Бехамы. Также широко известны Ганс Гольбейн-младший и Лукас Кранах, работавшие примерно в одно и то же время. С легкой разработкой штрихом гравировал Августин Хиршфосель, он известен в основном по иллюстрациям к книге "Записи о московских делах" З. Герберштейна. Популярен также в этой среде художник Вольф Губер ("Пейзаж с церковью"). Особого внимания заслуживают рисунки и офорты Франсиско Гойя. Острота видения и глубина чувств, изливаемых на плоскость листа, не дают ему возможность для размеренной обработки объема.

Древнерусские художники мастерски владели законами графического изображения. Рисунком кистью на левкасе начиналась работа над иконописной композицией, и кончалась она доводкой энергичными мазками (штрихами) в складках одежд и нанесением узорочья. На Руси штрих использовался как дополнение линий в создании характера, позы, движения, состояния. Также, штрих часто брал на себя функции выявления фактуры. Изображений, исполненных с помощью линий и штриха, много в древнерусской миниатюре и в русском лубке. Штрих здесь выполняет чисто декоративную роль. Русская академическая школа рисунка, так же как и другие европейски школы, декларирует построение изображений на основе линии и штриха. Об этом могут говорить рисунки А.Е. Егорова, Ф.А. Бруни, О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, В.Г. Перова, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.А. Серова, Ф.А. Малявина и др.

В советский период данный подход к рисунку в корне е изменился и продолжал развиваться. Так рисовали В.А. Фаворский, А.Ф. Пахомов, ныне их традиции продолжают и современные художники. Из истории русской гравюры наиболее известны линейно-штриховые изображения таких художников, как А.И. Кравченко, А.Д. Гончаров ("Портрет старухи").

2.3 Сочетание линии, штриха и точки в графике

Сочетание линии, штриха и точки ясно просматривается в гравюре на металле. Наиболее технически совершенно этой областью овладел и первым применил эту манеру Джулио Комппаньола (род. В 1482г). Точки он использовал как продолжение штриха или линии для создания плавного перехода к свету и для фактурных проработок. (" Христос и самаритянка").

Позднее подобную манеру разрабатывали Ян Лютма - младший, Франц Аспрук. В дальнейшем сочетание линии, штриха и точки прочно занимает место в основном в репродукционной гравюре. Так работал в XVIIIв. В гравюре на меди итальянец Рафаэлло Морген, репродуцируя классические итальянские произведения итальянской живописи. Достижения XVIIIв. Использовались широко в изданиях XIXв. и даже перешли в репродукционную гравюру на дереве. В гравюре на меди черная точка (пунктир) встречается чаще при выявлении объема лица или фигуры, в гравюре на дереве точка (белая) применяется при разработке теней.

Исключительно художественное использование точки в сочетании с линией и штрихом наблюдается в искусстве В. Ван-Гога ("Барки на берегу"). Наибольшее разнообразие точек в композиции с линией и штриом применял В.В. Кандинский ("Маленькие миры VIII").

Довольно широко использует штрих, линию и точку современная книжная графика. Но поскольку она не связна с гравюрой на металле и задачи ее художественные, то точка часто выполняет фактурные и декоративные функции.

2.4 Сочетание линии, штриха и пятна в графике

Черно-белые композиции линии, штриха и пятна наиболее часто встречаются в ксилографии, европейской книжной и журнальной иллюстрации, русской и советской книжной графике 1920-х гг.

Пятно, как таковое, зазвучало в полную силу в буквицах для книг, орнаментах, обрамляющих текст или сюжетные рисунки. Эффектно вводил пятно в линейно-штриховые изображения на дереве немецкий живописец Ганс Бальдунг Грин. Самое же широкое применение линии, штриха и пятна началось с творчеством Томаса Бьюика, разработавшего технику тоновой гравюры. Европейские ксилографические изображения в журналах и книгах XVIII - XIXвв. широко иллюстрируют активное насыщение ксилографии различными фактурными и светотеневыми находками.

Из русской графики отмечают работы художников начала XXв и 1920-х гг. Это заставки и концовки книг Д.И. Митрохина, иллюстрации М.В. Добружинского к повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи", произведения Д.С. Мора, В.М. Конашевича, В.А. Фаворского, А.И. Кравченко.Д.С. Моор всегда вводил сплошную, плакатно резкую черную заливку в линейно-штриховое изображение (плакат "Помоги"). Художник часто обращался к белой линии или белому штриху по черному фону, что расширяло возможности выразительных средств в графике. В иллюстрациях детских книг В.М. Конашевича, в его рисунках из серий "К 10-й годовщине Октября","Мелкие рассказы", "Улица" уверенное свободное рисование способом линия-штрих по белому фону эффектно оттеняется контрастом выверенных темных ударов.

Графика американского художника Рокуэлла Кента породила его самобытное и необычайно цельное наледие. В его работах как правило прослеживается строгое и "математически-четкое варьирование линии, штриха и черной заливки (иллюстрации к роману Г. Мелвилла "Моби Дик".

графика линия штрих точка

Заключение

Итак, можно подвести итог, что в разных странах именно на рубеже XIX-XXвв. начинается грандиозный процесс поиска новых выразительных возможностей графики. Большая работа в этом плане проделана в нашей стране в 1920-е гг. художниками разных направлений. Опыт, накопленный ими, позволил решить ряд важнейших для искусства того времени задач. Среди них большое место уделялось вопросам изучения возможностей средств художественного выражения в формальной композиции на плоскости. Процесс поиска новых выразительных возможностей графики, развивающейся с начала XXв., далеко неокончен и не замедлен. Выйдя из оков иллюзорности, графика открыла для себя множество путей и вне традиционных, установленных для нее веками традиций.

Список использованной литературы

1. Звонцов В.М. 'Основы понимания графики' - Москва: Издательство Академии Художеств СССР, 1963

2.О. Бердслей. - СПб, 1908

3. Лаптев А.М. Рисунок пером. - М., 1969

4. Молок Ю. Владимир Михайлович Конашевич. - Л., 1969

5. Фаворский В.А. О графике как основе книжного искусства // Искусство книги. - М., 1961

6. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. Пособие для студентов вузов. - М., 2008.

7. Ресурс сети Интернет: www/ /graphic.org.ru