Перевод хозяйства на новые рельсы, переход к ускоренной индустриализации, коллективизация сельского хозяйства, значительные культурные преобразования требовали многочисленных кадров высшей квалификации. Учитывая потребности нового времени, уже в 1918–1919 гг. Витебский, Гомельский и Могилевский учительские институты были преобразованы в педагогические институты, возобновил работу земледельческий институт в Горках (с 1925 г. – Белорусская сельскохозяйственная академия), открылись Белорусский политехнический институт (1920), Белорусский государственный университет (1921), ряд других высших учебных заведений. Многие из них неоднократно реорганизовывались. В итоге к 1941 г. в БССР насчитывалось 25 вузов, в которых обучалось 21,5 тыс. студентов. Развивалось среднеспециальное образование: за годы второй пятилетки техникумы подготовили 19 678 специалистов.
Иначе обстояло дело на территории отторгнутой Западной Белоруссии. Польское правительство, вопреки обещаниям не покушаться на национально-культурные интересы белорусов, вело активную политику полонизации, препятствовало росту национального самосознания белорусов, принижало самобытность их культуры. Закрывались белорусские школы, гимназии, клубы, библиотеки, православные церкви. В государственных учреждениях и органах местного самоуправления нельзя было использовать белорусский язык. В 1937 г. была прекращена деятельность Товарищества белорусской школы и Союза белорусских учителей. Те, кто отстаивал образовательные и культурные права белорусов, преследовались. Все это негативно сказывалось на развитии белорусской культуры в Западной Белоруссии в 1921–1939 гг.
Война, развязанная гитлеровской Германией против Советского Союза, нанесла тяжелый урон белорусскому народу, в том числе в сфере образования и науки. На оккупированной фашистами территории закрылись тысячи учебных заведений. Но и в суровых условиях войны велась учебная работа. Около 20 высших и средних специальных учебных заведений были эвакуированы. Весной 1943 г. на станции Сходня под Москвой возобновил деятельность Белорусский государственный университет. В 1943/44 учебном году на шести его факультетах обучалось 289 студентов.
На оккупированной территории детей учили в подпольных и лесных школах, было организовано тайное домашнее обучение. Часть детей посещала так называемые «народные школы», созданные под контролем оккупантов. Среди работавших здесь учителей были и патриоты, с риском для жизни препятствовавшие «онемечиванию» учебных программ и продолжавшие гуманистические образовательные и воспитательные традиции.
После освобождения республики от оккупантов началось восстановление материально-технической базы народного образования и самой системы обучения и воспитания. Гитлеровцы разрушили 6808 школьных зданий, сожгли и разграбили оборудование, библиотеки, вузовские аудитории, лаборатории и учебные кабинеты, уничтожили пособия. Вся страна помогала БССР возрождать систему образования, готовить кадры учителей. С 1949/50 учебного года республика смогла наконец перейти ко всеобщему семилетнему обучению. Лучшим выпускникам средних школ стали вручать золотые и серебряные медали.
В послевоенных условиях, при острой нехватке образованных кадров в республике выход был найден в налаживании сети вечерних школ рабочей и сельской молодежи. В 1950/51 учебном году действовали 230 школ рабочей молодежи (30 784 учащихся) и 714 школ сельской молодежи (23 401 учащихся).
В 1958 г. в Белоруссии в соответствии с Законом СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» началась образовательная реформа. Всеобщее обязательное семилетнее обучение уступило место обязательному восьмилетнему обучению, делался упор на трудовое воспитание школьников. Появились школы-интернаты, школы и группы продленного дня, учебно-производственные комбинаты. Пересматривались учебные программы, начальное образование сокращалось с 4 до 3 классов. Значительно выросло число детских дошкольных учреждений. В результате реформы был завершен переход ко всеобще му среднему образованию молодежи.
Количество средних специальных учебных заведений увеличилось со 102 в 1960 г. до 139 в 1985 г., а число учащихся в них соответственно – с 62,6 до 160,4 тыс. человек.
В послевоенные и последующие годы восстанавливалось и развивалось среднее специальное и высшее образование. Вернулись из эвакуации и возобновили работу ВУЗы. Открылись Белорусский государственный театрально-художественный институт, Минский государственный педагогический институт иностранных языков, Белорусский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, Минский радиотехнический институт, Минский институт культуры, Брестский инженерно-строительный институт, Гомельский политехнический институт и другие вузы. К 1985 г. их число выросло до 33. Для оказания помощи молодежи при поступлении в высшие учебные заведения создавались подготовительные отделения, школы юных математиков, физиков, химиков, проводились специализированные школьные олимпиады.
Развитие науки. Задачи индустриального строительства и научно-технической модернизации, вставшие перед новым обществом в послеоктябрьский период, требовали глубоких систематических научных исследований. Одним из первых шагов в этом направлении стало создание в феврале 1921 г. Научно-терминологической комиссии при Наркомпросе БССР, основная задача которой заключалась в разработке белорусской научной терминологии. За два года комиссия выработала около 3 тыс. терминов для гуманитарных, естественных и математических наук.
Новым шагом в становлении белорусской науки стало открытие в начале 1922 г. Института белорусской культуры (Инбелкульта), который должен был координировать научные изыскания в области культуры на территории республики, в том числе этнографические, заниматься целенаправленным изучением литературы, языка, национальной экономики, истории и др. По приглашению руководства республики в БССР приехали работать известные ученые В.Н. Ивановский, И.И. Замотин, М.В. Довнар-Запольский, В.Н. Перцев, Н.М. Никольский, Н.М. Щекотихин.
С накоплением опыта исследований к науке предъявлялись новые, более высокие требования, в том числе по внедрению исследовательских разработок в практику. В стране начиналась индустриализация, в обществе нарастали социальные и культурные изменения. На базе Института белорусской культуры 1 января 1929 г. была открыта Белорусская Академия наук. Ее первым президентом стал историк В.М. Игнатовский. В 30-е гг. в Академии наук был создан ряд научно-исследовательских институтов (философии, экономики, физико-технический, биологический), открылся в качестве одной из ее опытно-экспериментальных баз Центральный ботанический сад. Активизировалась подготовка научных кадров в академических институтах и высших учебных заведениях, в том числе через аспирантуру. В АН БССР научные исследования проводили видные ученые: химик Н.А. Прилежаев, почвовед Я.Н. Афанасьев, генетик и селекционер А.Р. Жебрак. Они занимались и преподавательской деятельностью, воспитывая способных учеников.
К сожалению, с конца 20-х гг. творческие достижения белорусских ученых тормозились необоснованными обвинениями и репрессиями. Жертвами беззакония стали С.М. Некрашевич, В.Ю. Ластовский, В.М. Игнатовский, И.3. Сурта. В 30–40-е гг. было репрессировано 143 сотрудника АН БССР. В условиях периодически проводившихся репрессий приходилось закрывать целые институты (философии и советского строительства, физико-технический).
В суровые годы войны деятели науки не прекращали работу. В советский тыл были эвакуированы 60 научно-исследовательских учреждений и лабораторий. Белорусские ученые разъехались по Советскому Союзу, продолжая свои исследования. В апреле 1943 г. основной научный состав АН БССР сосредоточился в Москве.
Главное внимание эвакуированных ученых в военное время было направлено на решение актуальных военных задач. Так, авиаконструктор П.О. Сухой (1895–1975) создавал боевые самолеты, конструктор С.А. Косберг (1903–1965) – авиационные двигатели. Б.В. Ерофеев и М.М. Гудимов разработали технологию и организовали производство бронестекла для самолетов, за что в 1946 г. были удостоены Государственной премии СССР.
После окончания Великой Отечественной войны научные учреждения республики вернулись в белорусские города и широко развернули исследовательскую деятельность. Число таких учреждений возросло с 76 в 1956 г. до 167 в 1985 г. Ведущая роль по-прежнему принадлежала академическим институтам. Несмотря на недостаточные объемы финансирования, жесткую регламентацию научных исследований и другие помехи, белорусские ученые добивались весомых результатов.
Дальнейшее развитие получила отраслевая и вузовская наука, укреплялась ее интеграция с производством, однако внедрение научно-прикладных достижений во многих случаях происходило медленно, что подчас отрицательно сказывалось на развитии народнохозяйственного комплекса, оборачивалось экономическим застоем.
1.2. Успехи и проблемы развития белорусской советской литературы
Первые годы послеоктябрьского периода ознаменовались возникновением, ростом и идейной борьбой разных художественных течений. Особенно ярко она проявилась в литературе. Сюда пришло много молодых талантов, в том числе из рабочей среды и из деревни. Различие интересов, целей, мировоззрений, разница в образовании, образе жизни и культуре, свое видение проблем развития литературы в условиях строительства общества нового типа – эти и другие обстоятельства сыграли свою роль в создании множества литературных объединений, деятельность которых отразилась на культурной жизни республики и общем состоянии отечественной литературы.
В 20-е гг. писатели группировались в объединениях «Маладняк» (1923–1928), «Узвышша» (1926–1931), «Полымя» (1927–1932). Их активными участниками были А. Дудар (А.А. Дайлидович), Я. Пуща (И.П. Плащинский), Я. Купала, Я. Колас, А.И. Александрович, В.Н. Дубовка, К. Крапива (К.К. Атрахович), В.А. Жилка, А.А. Бабареко, П.Р. Головач, Б.М. Микулич и многие другие демократически настроенные писатели и поэты. Они публиковали свои новые произведения в журналах, вели литературную полемику. Процесс деления старых и создания новых объединений прекратился в июне 1934 г., после Первого съезда белорусских писателей, на котором был создан Союз писателей БССР.