С большими надеждами приехал в Витебск основоположник супрематизма Казимир Малевич (1878–1935). Прежнюю живопись он считал отжившей, предметами внимательного изучения и художественного изображения избрал квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, а основными красками – черную, белую, красную. Своеобразным символом мастера стала картина-загадка «Черный квадрат» (1913).
В 1920 г. К. Малевич и В. Ермолаева основали УНОВИС – одно из самых боевых и последовательных в поисках новых форм и средств творческих объединений (полное название – «Учредители нового искусства»). Оно сыграло заметную роль в развитии европейской художественной культуры, повлияв на архитектуру, живопись, искусство дизайна.
На базе Народной художественной школы открылись свободные художественные мастерские, Художественно-практический институт (просуществовал всего несколько месяцев), а в 1923 г. – Витебский художественный техникум.
После Гражданской войны многие художники покинули Витебск, некоторые известные мастера эмигрировали. Уехал и М. Шагал, навсегда сохранив теплое отношение к родному городу. Во Франции он много лет спустя воскрешал на холстах ветхие домишки и кривые улочки Витебска. Интересно, что в Париже в одно время с Шагалом работал другой всемирно известный белорусско-еврейский художник – уроженец Смилович, прекрасный колорист, классик авангарда Хаим Сутин (1894–1943).
Особое таинственное постижение природы отличает творчество талантливого художника и скульптора, родоначальника национального романтизма, «вечного странника» Язепа Дроздовича (1888–1954). Влюбленный в гармонию Вселенной, он первым из белорусских живописцев создал ряд картин на космическую тему («Встреча весны на Сатурне», 1932; «Жизнь на Луне», 1932; «Жизнь на Марсе», 1931). При этом даже далеким планетам художник придавал облик родной Беларуси. Кроме того, по примеру Н. Орды Я. Дроздович делал зарисовки памятников древнего зодчества и сказочной природы, курганов, часовен, домов, создавая своего рода художественную панораму извлечений из национально-исторической памяти.
С Витебском связана художественная деятельность основателя белорусской советской исторической живописи Валентина Волкова (1881–1964). Он отзывался на наиболее важные события современности создавал картины на революционные и военные темы («Баррикады», 1923; «Партизаны», 1928), писал портреты известных исторических деятелей – К. Калиновского, М. Богдановича, В. Ленина и др.
Немало мастеров искренне верило, что их творчество составляет часть великого созидательного процесса, венцом которого станет общество социальной справедливости, где только и возможна вседоступность демократической культуры. Им еще предстояло узнать, что путь к такому обществу не может пролегать через диктатуру. Художники М. Станюта, Н. Тарасиков, М. Филиппович, Я. Кругер, Е. Зайцев, В. Кудревич, П. Сергиевич, М. Севрук в своих произведениях отражали новые явления общественной жизни, характерные для времен «оттепели» и «застоя».
Развитие изобразительного искусства в довоенный период (и после войны) происходило в условиях господства метода социалистического реализма. Это стесняло свободу выбора темы и объекта изображения, сужало поле стилевого разнообразия; художник должен был исходить из текущей обстановки и политической конъюнктуры. Появлялись помпезные картины, подчас тенденциозно отражающие революционные события, Гражданскую войну, ход социалистического строительства, роль И. Сталина в достижениях страны.
В период военного лихолетья художники республики как истинные патриоты боролись с захватчиками. Одни сражались в рядах Красной Армии и партизанских отрядах, другие работали во фронтовых изданиях, в составе художественных бригад готовили агитационные листовки, плакаты, рисунки. Сегодня это правдивые документы художественной летописи войны.
Особое место в белорусском изобразительном искусстве военного времени занимала боевая политическая и сатирическая графика.
Уже в июле 1941 г. в Гомеле вышел первый номер сатирического издания «Раздавим фашистскую гадину», в выпуске которого участвовали 3. Азгур, В. Казак, А. Шевченко. В дальнейшем для него работали И. Ахремчик, А. Волков. Рисунки И. Ахремчика, П. Гавриленко, Е. Зайцева, М. Филипповича создавали боевой настрой сатирического листка «Партизанская дубинка».
Особенную историческую и художественную ценность представляют фронтовые зарисовки батальных и жанровых сцен, портреты с натуры и по памяти, выполненные художниками, которые непосредственно участвовали в боевых операциях (Н. Тарасиков, Н. Воронов, Н. Обрыньба). Здесь дышат огнем эпизоды боев, пахнет порохом фронтовой и партизанский быт. Художники по-своему документировали зверства оккупантов, воспевали мужество и героическое самопожертвование советских людей.
Но даже война с ее испытаниями не могла отучить людей любоваться природой, вызывающие тонкие душевные переживания пейзажи по-прежнему занимали важное место в творчестве В. Бялыницкого-Бирули, Е. Красовского, В. Цвирко, А. Шибнева. Их картины излучали любовь к родине, несли заряд бодрости и оптимизма.
После войны продолжалось негативное воздействие на сознание людей культа личности Сталина. Догматизированная стилистика социалистического реализма отрицательно сказалась на творчестве даже небесталанных мастеров. Для ряда полотен, созданных по «социальному заказу», были характерны напыщенность, нарочитая монументальность, надуманность композиции, парадность и официозность. Тех же, кто уклонялся от ретуши произведений при помощи социалистической патетики, клеймили за «эстетство» и «формализм».
Изображению «души» родной природы посвятил свой талант художник-пейзажист, академик живописи Витольд Бялыницкий-Бируля (1872–1957). Его работы входят в экспозиции ряда белорусских и зарубежных музеев мира, они украшают и залы Национального художественного музея в Минске, Могилевского художественного музея («Лед прошел», «Ранняя весна», «Набежала туча», «Сирень цветет»). В 1996 г. в Могилеве состоялся первый международный пленэр, посвященный В. К. Бялыницкому-Бируле.
В годы «оттепели» художники вздохнули свободнее, однако партийную регламентацию искусства никто не отменял. И все-таки в это время складывались .новые художественные тенденции, появилось непривычное разнообразие авторских стилей, мощно заявили о себе молодые мастера Л. Щемелев, М. Данциг, Г. Ващенко, М. Савицкий, создавшие в последующем свои школы.
Первые картины Михаила Савицкого были мирными, ласкающими глаз («Песня», «Хлеб»). Однако художника сделали знаменитым главным образом суровые, шокирующие неприкрытой правдой полотна о войне (цикл картин о партизанах, триптих «Агрессия», цикл «Числа на сердце»). Он писал мужественные образы бойцов и партизан, светлое и скорбное лицо партизанской мадонны, изображал ужасы фашистских концлагерей. Палитра Савицкого скромна, но в выборе красок – ничего случайного. Цвет служит основной идее картины. Немало произведений написано художником на тему труда («Урожай», 1966; «Рабочие», 1968).
Белорусская скульптура также прошла испытание временем. В течение довоенных лет она находилась под воздействием жестких директивных установок и требований, продиктованных методом социалистического реализма. Не случайно в первые послереволюционные годы часть скульптур делалась из недолговечного материала – гипса, фанеры, стекла, цемента. Многие не прошедшие профессиональной школы молодые скульпторы и впоследствии спешили отреагировать на только что свершившееся событие, выступить на злобу дня. Однако находились мастера, которые не забывали о высоком предназначении искусства ваяния.
В этом виде изобразительного искусства в предвоенные годы успешно работали А. Грубе, А. Бразер, 3. Азгур. Важным событием в 1933 г. стало открытие в Минске памятника В. И. Ленину по проекту М. Манизера. Он и сегодня не утратил художественной ценности.
В скульптуре в военные и послевоенные годы преобладал портретный жанр. Только 3. Азгур изваял более 40 портретов Героев Советского Союза, генералов, партизан, солдат (В. Талалихин, Ф. Смолячков, М. Силицкий, М. Шмырев и др.). Мужественные образы защитников родины создали А. Бембель («Гастелло»), А. Грубе («Танкист», «Доватор»).
В 50–80-е гг. наблюдался всплеск творческой активности и в монументальном пластическом искусстве. Создавались скульптурные памятники и мемориальные комплексы, посвященные теме героизма советских людей в годы войны. В 1954 г. в Минске завершилось сооружение на площади Победы обелиска-памятника воинам Советской Армии и партизанам, павшим в боях с фашизмом (авторы 3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов, В. Король, Г. Заборский).
К более поздним периодам относятся комплекс «Брестская крепость-герой» (1969–1971), Курган Славы под Минском (1969), мемориальный комплекс «Хатынь» (1969), памятный знак «Минск – город-герой» (1985), мемориальный комплекс советско-польского боевого содружества в Ленино Могилевской области (1968), мемориал «Прорыв» в Витебской области (1974), памятники Я. Купале (1972), Я. Коласу (1972), С. Будному (1980), М. Богдановичу (1981).
Весьма важным в жизни республики событием стало открытие в 1975 г. в Жодино монумента в честь матери-патриотки Н.Ф. Куприяновой и ее пяти сыновей, отдавших жизнь в борьбе с врагом: один из них, Петр Куприянов, погиб, бросившись на амбразуру.
Плодотворно работал в области портретной и монументальной пластики талантливый скульптор Анатолий Аникейчик (1932–1989). В созданную им галерею образов входят скульптурные портреты Я. Купалы, А. Пушкина, JI. Бетховена, П. Машерова, а также мемориальный комплекс «Прорыв». Запоминающиеся скульптурные произведения, посвященные национальным деятелям, создали также А. Заспицкий, А. Глебов, С. Селиханов, А. Шатерник, В. Янушкевич.
Таким образом, архитектура и изобразительное искусство Беларуси в советский период достигли весомых успехов. При всех известных недостатках наше искусство «держало руку на пульсе времени», отражало далекую и близкую отечественную историю, эпохальные события и перемены. Главное же его достоинство состоит в том, что на всех этапах развития оно призывало современников к гуманизму, добру, учило понимать и ценить красоту, любить и защищать родную землю.