1.4. Театрально-музыкальное искусство и кино Беларуси
Театральная жизнь. После победы Октябрьской революции 1917 г. начался отсчет истории белорусского советского театрально-музыкального искусства. Продолжали дело И. Буйниц- кого в новых условиях режиссеры и актеры Ф. Жданович, B. Фальский, В. Голубок. Созданное в апреле 1917 г. Первое товарищество белорусской драмы и комедии просуществовало до середины 1920 г. Актер и драматург Ф. К. Алехнович (1883–1944) основал Белорусский народный театр.
После освобождения Минска от польских захватчиков в сентябре 1920 г. здесь открылся Белорусский государственный театр, переименованный в 1926 г. в Первый белорусский государственный театр, или БГТ-1. Художественным руководителем этого театра с 1921 по 1931 г. являлся талантливый режиссер Евстигней Мирович (1878– 1952). Сегодня на родине и за рубежом его знают как Национальный академический театр им. Я. Купалы. За короткое время труппа Мировича показала зрителям около 30 пьес, среди которых были «Паулiнка» и «Сон на кургане» Я. Купалы, «На Купалле» М. Чарота, «Кастусь Калiноускi» Е. Мировича. 16 ноября 1926 г. состоялась премьера пьесы Я. Купалы «Тутэйшыя». Уже на следующий день пьеса была снята с репертуара и запрещена. Новая премьера этого спектакля произошла много лет спустя, 17 октября 1990 г.
В ноябре 1926 г. в Витебске был создан Второй белорусский государственный театр, который с 1944 г. носит имя Я. Коласа. Костяк труппы составили выпускники Белорусской драматической студии, образованной при МХАТе. БГТ-2 воспитал такие замечательные таланты, как А. Ильинский, П. Молчанов, C. Станюта. Театр ориентировался на достижения мирового театрального искусства, в том числе и в репертуарной политике. Яркие, выразительные, высокопрофессиональные спектакли были рассчитаны на подготовленного зрителя, открытого для философских раздумий, идущего на откровенный диалог. Официальная критика объявила эти спектакли формалистскими и эстетскими. С конца 20 – начала 30-х гг. театр вынужден был переориентироваться на освоение советской (классовой) тематики.
Белорусский национальный театр, который был создан В. Голубком, до 1926 г. имел название «Труппа Голубка». Большинство пьес для него были написаны им самим. Но театр был закрыт, а его руководитель в 1937 г. репрессирован.
На рубеже 20–30-х гг. развернулось движение самодеятельных драматических коллективов, таких, как «Синяя блуза», «Живая газета», театры рабочей молодежи.
В 30-е гг. сеть театров расширилась: в Минске открылся Театр юного зрителя (1931), в Гомеле – Государственный театр кукол (1938) и Второй русский театр (1939). На сценах республики ставились новые пьесы К. Крапивы «Хто смяецца апошнiм» (1939) и Н. Погодина «Человек с ружьем» (1938); национальная и классическая тематика в данных театрах сочеталась с революционной.
Началась война, и театры республики были эвакуированы: БГТ-1 – в Томск, БГТ-2 – в Уральск, а затем – в Орехово-Зуево. Всего в начале 1942 г. в тылу оказались более 400 артистов. Многие из них вступали во фронтовые бригады и выезжали с концертами на передовую, вели шефскую работу, помогали создавать художественную самодеятельность. Чтобы поддержать тружеников тыла, они давали спектакли и концерты во время посевных и уборочных кампаний и, помогая армии, вносили деньги в фонд обороны. К примеру, на личные средства сотрудников БГТ-1 был изготовлен для фронта боевой самолет.
Тематика спектаклей белорусских театров тогда была связана главным образом с войной. На сцене прославлялись героизм и подвиг народа, его мужество и оптимизм, утверждалась вера в человека-борца, показывались богатство его души, чувство юмора. Зритель также с восторгом принимал пьесы с традиционными белорусскими персонажами, например, спектакль «Несцерка» (режиссер Н. Лойтер, БГТ-2) шел в Уральске около 100 раз и был удостоен Государственной премии СССР (1946).
В послевоенное время развернулась кампания за «чистоту» репертуара, под флагом борьбы против буржуазного влияния и космополитизма. Драматическим театрам предписывалось ежегодно ставить не менее 2–3 новых, идейно выдержанных спектаклей на предписанные темы. Репертуар утверждался Бюро ЦК КПБ. Несмотря на эти и им подобные регламентации, драматическим театрам республики удавалось каждый сезон радовать зрителей творческими находками, открытием новых актерских талантов.
В разные годы популярностью у зрителей пользовались такие спектакли, как «Трибунал» и «Зацюканы апостал» А. Макаенка, «Плач перапёлкi» И. Чигринова, «Амнiстыя» и «Мудрамер» Н. Матуковского, «Парог» и «Радавыя» А. Дударева (Белорусский государственный академический театр им. Я. Купалы); «Снежныя зiмы» И. Шамякина, «Званы Вцебска» В. Короткевича, «Выклiк багам» А. Делендика (Белорусский государственный театр им. Я. Коласа); «Возвращение в Хатынь» по А. Адамовичу, «Пойти и не вернуться» по В. Быкову, «Макбет» В. Шекспира (Государственный русский драматический театр им. М. Горького).
На театральной сцене расцвел талант многих белорусских актеров. В их числе: С. Станюта, Г. Макарова, 3. Стома, 3. Броварская, Н. Еременко, Л. Давидович, М. Захаревич, Г. Гарбук, А. Климова, Р. Янковский, Ф. Шмаков, Г. Овсянников, Б. Платонов, Г. Глебов.
В 1970-е гг. главные драматические театры республики возглавили в то время молодые, но талантливые режиссеры В. Раевский («купаловский») и Б. Луценко («горьковский»).
Драматические театры приобщали зрителей к лучшим образцам национальной и мировой театральной культуры, прививали им высокий эстетический вкус, просвещали, пробуждали гражданские чувства.
Музыкальное искусство. В середине 20-х гг. уже можно было говорить о первых успехах белорусского советского музыкального искусства. Наряду с фольклором и самодеятельностью развивалось профессиональное творчество, росло мастерство исполнителей. Они работали в разных по уровню музыкальных, хоровых и танцевальных коллективах. Подготовку специалистов в области музыки в то время осуществляли Минский, Витебский и Гомельский музыкальные техникумы. В Витебске, Гомеле и Бобруйске действовали народные консерватории. Оперный и балетный классы, а также музыкальные коллективы Минского музыкального техникума послужили базой для создания Белорусской студии оперы и балета, симфонического оркестра Белорусского радиоцентра, оркестра народных инструментов филармонии. В 1924 г. в Могилеве была поставлена первая белорусская советская опера «Освобождение труда» Н. Чуркина.
В 1932 г. открылась Белорусская консерватория, в 1933 г. был создан Государственный театр оперы и балета БССР, в 1937 г. начала работать Белорусская государственная филармония, в 1938 г. на сцену вышел ансамбль песни и танца Белорусского военного округа.
Первой хореографической постановкой театра оперы и балета стал «Красный мак» Р. Глиэра – профессора Московской консерватории. В 1939 г. был поставлен первый белорусский советский балет «Соловей» М. Крошнера. Ведущими артистами балетной сцены стали П. Засецкий, 3. Васильева, С. Дречин. В 40-е гг. на оперной сцене блистали народные артисты БССР Р. Млодек, М. Денисов, И. Болотин.
В 1938 г. композиторы объединились в Союз советских композиторов БССР. Росту музыкальной культуры в республике способствовало расширение сети музыкальных заведений и концертных залов. В 30-е гг. были написаны оперы «Тарас на Парнасе» Н. Аладовым, «В пущах Полесья» А. Богатыревым, «Цветок счастья» А. Туренковым.
Белорусские советские композиторы осваивали сложные музыкальные жанры, такие, как вокально-симфоническая поэма (Н. Аладов), инструментальный концерт (А. Клумов, Г. Столов), симфония (В. Золотарев), кантата (А. Богатырев, П. Подковыров). Их многогранное творчество опиралось на знакомые народные мелодии, впитывало богатый опыт музыкального фольклора. Это способствовало популяризации профессионального музыкального искусства Беларуси. Некоторые из композиторов выступили в качестве кропотливых исследователей данного опыта, изучали и записывали яркие образцы народной музыки, ездили по республике с экспедициями. Например, много сделали по сбору, стилистической обработке и пропаганде западнобелорусского музыкального фольклора Г. Ширма, А. Гриневич.
В годы военного лихолетья главное место в творчестве белорусских музыкантов занимала героико-патриотическая тема. Написанные в это время произведения ярко отразили музыкальные тенденции эпохи в ее переломный момент. Композиторы осваивали разные музыкальные жанры. Первую оперу на тему партизанской борьбы «Алеся» создал Е. Тикоцкий. Она была написана на либретто Петруся Бровки в 1941 г. Театральная премьера состоялась в Минске в конце 1944 г. и стала общественно значимым событием. Театральная публика благожелательно приняла оперы А. Туренкова («Купалле»), Н. Щеглова («Лесное озеро», «Всеслав Чародей») и других композиторов, черпавших вдохновение в исторических глубинах белорусского мелоса.
В 50-е гг. в развитии белорусской музыки наметился новый этап, который характеризовался более глубоким освоением действительности и уходом от иллюстративности. Были написаны оперы «Маринка» Г. Пукстом (1955), «Надежда Дурова» A. Богатыревым (1956), «Ясный рассвет» А. Туренковым (1958), пополнившие репертуар Белорусского государственного театра оперы и балета. Партии национальных героинь блестяще исполняла народная артистка СССР Л.П. Александровская. В дальнейшем оперная сцена принесла успех замечательным вокалистам 3. Бабию, С. Данилюк, Т. Шимко, Н. Ткаченко. В симфоническом жанре в эти и последующие годы успешно работали Н. Аладов, Е. Глебов, Г. Вагнер.
В 60–80-е гг. Ю. Семеняко написал отличавшиеся особой мелодичностью оперы «Колючая роза» и «Зорка Венера». Существенный вклад в развитие оперного искусства внесли произведения «Джордано Бруно» С. Кортеса, «Седая легенда» С. Смольского, «Тропою жизни» Г. Вагнера, «Новая зямля» Ю. Семеняки. Белорусские композиторы сочиняли музыку и для балета (Е. Глебов, Г. Вагнер и др.). В 1973 г. во главе балетной труппы ГАБДТ стал В. Елизарьев, главные партии блестяще исполняли Ю. Троян, Л. Бржозовская.