Смекни!
smekni.com

Образы девушек в комедиях Менандра (стр. 2 из 3)

Язык Менандра – образец чистейшей аттической речи. Он близок к разговорному языку и содержит признаки зарождающегося общегреческого наречия. Менандр, таким образом, продолжает наметившуюся у Эврипида тенденцию. Он не допускает ни грубости, ни вульгарности. Менандр умеет тонко индивидуализировать речь, применяясь к моральному облику каждого действующего лица; живо оттеняется разница между речью людей высшего класса, ее утонченностью и некоторой торжественностью, и безыскусственностью речи простых людей. Своим мыслям он умел придать такую ясность и образную форму, что многие его выражения стали пословицами.

Менандр иногда отходит от комического тона, переходя в трагический, например, в «Отрезанной косе». Некоторые его произведения по сюжету и системе образов приближаются к тому, что можно назвать бытовой драмой, например «Третейский суд».

Изображая мелкого и среднего человека, Менандр проводит некоторые свои принципы, которые были прогрессивными. Он стоит за нормальную семейную жизнь, в презренных и маленьких людях склонен видеть человеческие и даже благородные чувства, в гетере он тоже видит человека с благородными чувствами, а не относится к ней с холодным и безусловным осуждением, как это делает общество, которое само же ее порождает. Женщина у Менандра вполне равноправный член общества, иной раз даже превосходящий мужчину по своим душевным качествам. Рабы для него тоже люди, и притом самого разнообразного склада, то эгоистического, а то и мягкого, доброго, отзывчивого.

Из комедий Менандра мораль вытекает сама собой, хотя он никого не бичует и никого не принуждает к добродетели каким-нибудь строгим авторитетом. Мораль эта заключается в том, что все люди имеют разного рода слабости и совершают разного рода погрешности, но что у всех людей есть и хорошие стороны. Есть мягкость и доброжелательность, сознание своих погрешностей и желание от них избавиться.

Среди приемов, используемых Менандром, большую роль играет прием «узнавания», нередко встречается мотив подслушивания чужого разговора. Творчество Менандра основывалось на существовании определенных сюжетных стереотипов и наличии галереи традиционных масок, существовало традиционное художественное мышление, находившее отражение во множестве трафаретных названий пьес, имен персонажей, сюжетных ситуаций. Но автор внес в традиционные схемы то, что оказалось гораздо жизненнее их самих, что строилось не на стандартных приемах, а открывало новые перспективы для жанра.

Глава III. Образы девушек в комедиях Менандра

Менандр в своих комедиях часто показывает только влюбленных юношей, о чувствах их избранниц он не упоминает, видимо, всем должно быть ясно, что, получив героя-молодца в мужья, любая девушка будет счастлива. Кроме того, по традиции по поводу брака договаривались родители, молодые часто даже не видели друг друга до свадьбы, тем более никто не спрашивал мнения девушки. Девушка должна была во всем слушаться родителей, кроме того, воспитанной девушке не позволялось разговаривать с незнакомыми мужчинами. В эллинистическое время обычаи понемногу начали меняться, но особой революции не было.

Мотив женитьбы по любви – новшество Менандра. Особенностью его творчества стало то, что он открыл положительные стороны у таких персонажей, которым в комедийной традиции были присущи только пороки, например, в комедиях «Третейский суд» и «Самиянка» изобразил благородных гетер. Другим нововведением стало выведение свободной девушки непосредственно на комическую сцену.

В комедии "Брюзга" действие происходит в маленьком аттическом селении Фила, где живет крестьянин Кнемон, озлобленный житейскими невзгодами на всех людей и презирающий весь человеческий род. Характер Кнемона столь тяжел, что от него ушла жена к своему сыну от первого брака Горгию, тоже бедному крестьянину. Кнемон остается вместе с дочерью и старой нянькой. Молодой человек из богатой семьи, Сострат, увидев случайно дочь Кнемона, влюбляется в нее и собирается на ней жениться. Однако сделать это не так-то легко. Вместе со своим параситом Хереем он является во владение Кнемона, пытается безрезультатно через своих рабов познакомиться с ним, сближается с его сыном, чтобы добиться руки девушки. Все напрасно. Однако влюбленному помогает случай. Кнемон попадает в колодец, и его вытаскивают Горгий и Сострат. Кнемон смягчается, мирится с Состратом и соглашается на брак дочери, а также на брак Горгия с сестрой прежде так им презираемого Сострата.

Девушка, дочь Кнемона на себе испытывает все капризы и причуды отца, но вместе с тем по-своему жалеет этого одинокого человека, она любит отца, переживает за него. О ее чувствах к Сострату ничего не сказано, но мы видим, что она получает в мужья благородного человека.

Действие другой комедии - "Третейский суд" - возникает благодаря одному случаю, происшедшему за несколько месяцев до того. Богатый юноша Харисий на празднике Таврополий вступил в связь с некоей Памфилой. Вскоре после этого Харисий вступает в законный брак с Памфилой, не зная, что это та самая девица. В отсутствие Харисия она рождает через пять месяцев после заключения брака ребенка, не зная, что это ребенок от Харисия. Вернувшийся же Харисий тоже не знает, что ребенок от него, бросает свою жену и не хочет с ней жить. Он проводит время в кутежах со своими приятелями и с арфисткой Габротонон. Памфила же, удрученная тяжелыми семейными обстоятельствами, подкидывает своего ребенка чужим людям. Ребенок попадает сначала к рабу Харисия, а раб Харисия отдает его рабу приятеля Харисия. Рабы между собой ссорятся, так как раб Харисия хочет оставить у себя те вещи, которые были при ребенке, и между прочим перстень, потерянный Харисием и найденный Памфилой. В качестве третейского судьи оба раба зовут Смикрина, отца Памфилы, то есть тестя Харисия, тот присуждает вещи вместе с ребенком рабу, взявшему ребенка на воспитание. Но раб Харисия узнает по перстню подлинного отца ребенка, то есть Харисия, а Габротонон, беря ребенка к себе вместе с перстнем, без труда доказывает Харисию, что этот именно их ребенок, Харисия и Габротонон. Оказывается, Габротонон тоже была на злополучном празднике Таврополий и даже помнит в лицо Памфилу, Габротонон все-таки все открывает Памфиле, передавая ей ребенка с перстнем. Харисий, веря Габротонон, раскаивается в том преступлении, в котором сам обвинял Памфилу, но Габротонон открывает тайну и ему.

Памфила в этой комедии представляет собой вариант образа преданной жены, готовой поддержать мужа в трудные минуты его жизни, эта женщина борется с отцом за право остаться вместе с человеком, который бросил ее ради наемной любовницы.

Отличается и образ Габротонон. Предшественники Менандра рисовали гетеру мало привлекательными красками: это алчная хищница, готовая разорить очередного вздыхателя и немедленно приняться за следующего, очень редко в ее характеристике звучали более мягкие тона. Ни в средней, ни в новой комедии не было фигуры гетеры, подобной Габротонон. Она не только берет на себя вымышленный грех, но и делает все от нее зависящее, чтобы примирить Харисия с женой и восстановить мир в их семье. «Она старалась, она дитя спасла, - В ней благородство есть!», - говорит в конце Симий, друг Харисия, подчеркивая положительную роль умной и доброй рабыни. Таким образом, Менандр показывает, что порядочность не есть привилегия знатных и богатых, даже люди самого низкого положения могут и должны быть честными и благородными.

В комедии «Сикионец» рассказано, как командир наемников Стратофан, считающий себя гражданином Сикиона, лет 10-12 назад находясь в Карий, купил на рабском рынке раба Дромона с маленькой девочкой по имени Филумена. По рассказам раба, Стратофан знал, что девочка, происходящая из Элевсина, была похищена пиратами. Об обстоятельствах пропажи дочери знал и ее отец Кихесий, так как пираты, захватив сначала вместе с Филуменой и рабом старуху-няньку, отпустили последнюю, считая ее таким товаром, за который много не возьмешь. Когда девочка повзрослела, Стратофан влюбился в нее и мог бы сделать ее своей сожительницей. Вместо этого он в сопровождении парасита Ферона и своей любовницы Малфаки приезжает в Элевсин с целью разыскать родителей Филумены и оформить свои отношения с ней законным браком. Здесь ему, однако, приходится преодолеть значительное сопротивление со стороны некоего Мосхиона - молодого человека, возымевшего свои виды на девушку.

В данной комедии вновь ничего не сказано о чувствах девушки, об этом можно только догадываться, но человек, ставший ее супругом, поступает благородно. Заметно, что он интересуется мнением девушки, что было редкостью.

В случае с Кратией и Гликерой, также учитывается мнение девушек. В комедии «Ненавистный» Фрасонид испытывает ужасные муки из-за купленной им на рабском рынке девушки: несмотря на предоставленную ей свободу и богатые подарки, она отказывается отвечать взаимностью на любовь воина, он же не заставляет девушку стать его женой, а ждет решения от ее отца, который учитывает мнение дочери.

В комедии «Отрезанная коса» рассказывается о воине Полемоне, живущем с девушкой Гликерой. Однажды Полемон увидел, как ее обнимал соседний молодой человек Мосхион, из ревности Полемон обрезал у девушки косу, чем опозорил ее перед всеми людьми, а сам удалился в деревню, где предался кутежам. Гликера обратилась к соседке Миррине, объяснив ей, что приемный сын Миррины Мосхион – ее брат и что оба они были брошены отцом, которым оказывается Патек, друг Полемона. При посредничестве Патека Полемон добивается у Гликеры прощения и вступает с ней в законный брак. В построении сюжета Менандр исходил из реалий афинского быта в последние десятилетия IV в. В этом быту с богатством соседствовала бедность, и старой женщине, не имеющей средств к существованию, чтобы хоть как-то устроить жизнь своей воспитанницы, приходилось отдавать ее на содержание разжившемуся в далеких походах воину.