Смекни!
smekni.com

Образы девушек в комедиях Менандра (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

Глава I. Новая аттическая комедия

Глава II. Менандр. Биография и творчество

Глава III. Образы девушек в комедиях Менандра

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Менандр жил и творил в конце IV и начале III в. до н.э. Он был состоятельным афинянином, но участия в политической жизни своего города не принимал. От позднейшего Аристофана, представителя древней комедии, до начала деятельности Менандра прошло полстолетия. К этому времени замолкла политическая комедия, греческая общественность переставала волноваться политическими событиями. Между Аристофаном и Менандром действует несколько комедиографов так называемой средней комедии. Она расстается с политическими темами и переходит на пути бытовой комедии, так как считается, что древняя аристофановская комедия слишком близка к деревне, далека от повседневной жизни, слишком прямо разоблачает политические ситуации и полна непристойностей. Однако средняя комедия все еще полна условностей и не в силах отобразить повседневную жизнь человека.

Менандр стал известен тем, что стал принципиально избегать изображения условных типов и стремился из самих же характеров выводить действие. У него сравнительно небольшое число типических характеров, и все его искусство заключается в наделении их разными жизненными деталями. Обычно в этих комедиях фигурируют: молодой человек, легкомысленный или серьезный, отец, тоже легкомысленный или скупой, девушка, кем-нибудь обиженная и добродетельная, женщина легкого поведения и с благородными чувствами, рабы, жулики или честные, оборотистые и пронырливые, помогающие своим господам довести дело до благополучного конца, хвастливые и много о себе мнящие воины. За пределы этих типических характеров комедия Менандра почти не выходила, но он сделал ряд нововведений, его произведения заметно отличались от комедий современников. Таким образом, им был сделан огромный шаг в развитии комедийного жанра, обеспечивший ему большой успех и в Греции, и в Риме на много столетий. Некоторые античные писатели отводили ему даже первое место после Гомера, а Плутарх ставил его выше Аристофана. Римские комические поэты все в той или иной степени подражали Менандру, что особенно видно по произведениям Плавта, Теренция, Лусция Ланувина. Через посредство римских подражателей творчество Менандра оказало сильнейшее влияние на всю европейскую литературу.

Глава I. Новая аттическая комедия

Новоаттическая комедия была рождена новой исторической эпохой. Последние десятилетия IV и первые III в. до н.э. в истории Греции - время бесконечных войн между наследниками Александра и их сыновьями, причем театром военных действий становится почти все восточное Средиземноморье и прилегающие к нему страны Малой Азии. Старые, "классические" греческие государства могут существовать в это время, только опираясь на поддержку то одного, то другого могущественного полководца, для которого сами эти государства - не больше, чем незначительные фигуры в ожесточенной военно-политической игре. Не составляют в этом смысле исключения и Афины. Именно социальная действительность Греции второй половины IV – VI вв. до н.э., утрата политической независимости и преобладание личных интересов – все это создало почву для бытовой комедии с ее тремя основными направлениями – нравов, характеров, интриги. В ней нет присущей Аристофану сатирической публицистики, социальных идей и общественных интересов. Критиковать влиятельные лица, их действия и поступки стало опасным: за высмеивание какого-нибудь должностного лица или самого царя комедиограф мог быть наказан. Новой комедии чужда сатира на пороки общества, равно как и аристофановская буффонада, фантастика, грубые шутки, веселье, она углубляется во внутренний мир своих героев, побуждает отказаться от пороков, ищет хорошие черты в каждом человеке. Основными темами комедий становятся вопросы семьи, брака, воспитания, отношений между детьми и родителями, положения женщины, положения рабов и т. д., и освещаются они с прогрессивной, гуманной точки зрения.

Внешним отличием новой комедии от древней было отсутствие хора, который теперь не подходил к её содержанию, требовавшему большей интимности. В исполнении комедий число актеров не ограничивалось тремя. Другой особенностью была специальная фигура «пролога», которая давала объяснение содержания пьесы.

Расцвет новой аттической комедии относится к концу IV и к III в. до н.э. Известно более шестидесяти имен её представителей, но их произведения дошли только в отрывках. Родоначальником новой аттической комедии принято считать Филемона (приблизительно 361 – 263 гг. до н.э.). Среди других авторов – Дифил (приблизительно 350 - 263 гг. до н.э.), Аполлодор (III в. до н.э.), Посидипп (III в. до н.э.), Демофил. Главным представителем новой аттической комедии является Менандр (343 – 292 гг. до н.э.).

Ко времени появления Менандра на афинской сцене аттическая комедия представляла собой небольшую по объему (около 1000 стихов) пятиактную пьесу с сюжетом, изображавшим события, происходящие с членами двух-трех живущих по соседству семей, и с персонажами, круг которых был ограничен набором стандартных масок. Сюжеты новой комедии были довольно однообразными: освобождение девушки из-под власти сводника; подкинутый, а затем найденный ребенок; мотивы насилия, подкидывания детей и признания их родителями повторялись из комедии в комедию, менялись только детали. Основным стержнем новой комедии чаще всего была любовь.

Новая аттическая комедия со своими общечеловеческими мотивами долго держалась в греческом театре и оказала сильнейшее влияние на римскую комедию, а через нее и на новую европейскую комедию Шекспира, Мольера, Лессинга и другихавторов.

Глава II. Менандр. Биография и творчество

Менандр – последний классический и первый новый писатель. Он родился в Афинах в 343г. до н.э., был сыном Диопейфа и племянником известного поэта средней комедии Алексида, который и стал первым наставником Менандра в литературе. Менандр получил хорошее риторское и философское образование. В молодости он отслужил на военной службе. Менандр учился у Феофраста, был знаком с Эпикуром, с оратором Деметрием Фалерским, который некоторое время был македонским наместником в Афинах. Менандр сторонился общественно-политической деятельности. Из писателей он более всего увлекался Эврипидом.

Первое выступление Менандра в театре относится к 323 г. до н.э., а первая победа – к 315 г. до н. э. с комедией «Гнев». Всего он одерживал победу восемь раз, но был высоко оценен после смерти.

Менандр написал 105 или 110 комедий. Из них полностью сохранилась лишь одна – найденная на египетском папирусе и впервые опубликованная в 1958 г. – «Брюзга». В отрывках сохранилось около трех тысяч стихов, по которым можно составить представление о таких комедиях как «Третейский суд», «Отрезанная коса», «Сикионец», «Земледелец», «Герой», «Самиянка», некоторых других.

Комедия Менандра по своему стилю является логическим выводом из всего предшествующего развития аттической драмы, шедшей от мифологии к быту. В ней есть черты, связывающие новую комедию с классической драматургией, например пролог. В "Брюзге" его произносит Пан, который сам "направляет" главные линии сюжета, так как заставляет Сострата влюбиться в дочь Кнемона. В "Отрезанной косе" пролог произносит богиня Неведение. В комедии "Брюзга" есть и эксод с веселой пирушкой, которыми так изобилуют комедии Аристофана, а также прямое обращение актера к публике с просьбой аплодировать и мольба к Деве Победе быть благосклонной.

Движущими силами комедии нравов и интриг у Менандра являются характер человека, его природа и случай. (Онисим в "Третейском суде": Наш нрав - вот кто наш бог! И счастье и беда - все от него зависит, ...)

Природа одна владеет только ей присущими свойствами, которыми она одаряет всех. У человека нет ничего иного, кроме только полученного от нее, то есть она - источник жизни и существования. У природы свои законы, она сама по себе, но природа воплощается в человеке, и ее "умная" деятельность берет верх над чувствами. Природа человека, как его сущность, чрезвычайно устойчива, никакие обстоятельства, никакое воспитание не в силах ее побороть. Природа человека понимается Менандром не только как некая твердая основа, но и как благо, присущее людям независимо от их национальности. Однако природа воплощается в конкретных характерах людей, часто слабых, неуверенных в жизни, скептически настроенных, погруженных в мир домашних и семейных забот, поэтому, будучи твердой основой бытия, здоровой силой, поддерживающей человека, она, тем не менее, сама ограниченна и мелка, как и тот человек, которому она служит опорой. Кроме того, действующая по своим законам природа рушится под воздействием стихийной силы случая - Тюхе, понимавшейся в эпоху эллинизма как мощное и своенравное божество, вытеснившее древнюю устойчивую и неотвратимую судьбу. У Менандра Тюхе "безрассудна" и "не надежна", но вместе с тем эта великая сила действует в мире малых дел человека и, распоряжаясь в обывательской и скромной жизни, вполне ей соответствует. Таким образом, жизнь героев Менандра никак не может быть сведена к бесцельному бытовизму, так как она управляется надличными силами, имеющими свои цели и задачи.

Комедии Менандра серьезно отличаются от большинства произведений других комических поэтов. Автор везде соблюдает строгую выдержанность плана и композиции, логическую последовательность в развитии действия, вместе с этим он тщательно избегает всего грубого, за что и ценился как образец аттического изящества. У него почти совершенно отсутствует буффонада, он сосредотачивает внимание на внутренних переживаниях действующих лиц, только изредка допускает обращение актеров к зрителям.

Именно Менандру принадлежит заслуга создания комедии характеров. Он сумел соединить типическое с индивидуальным. Характер действующего лица представляет для поэта главный интерес. Не внешняя занимательность сцены, не отдельные сценические эффекты, а глубокое проникновение в психологию героя представляется автору самым важным, именно это определяет весь ход действия.