Смекни!
smekni.com

Искусство Петербурга в эпоху Петра Великого (стр. 3 из 4)

Широко расходящиеся петербургские проспекты не дают возможности видеть их в целом. В Петербурге лучевая система рассчитана на прямо противоположный оптический эффект: если в Риме улицы ведут от планировочного узла, то в Петербурге они приводят к планировочному узлу. Великолепная Адмиралтейская башня, увенчанная сверкающей иглой, является оптической "целью" для трех петербургских проспектов и производит несравненно более сильное впечатление, чем римский обелиск или пустынный почетный двор Версальского дворца.

Самое закрепление башней исходной точки трех лучевых проспектов - есть русское нововведение, впервые примененное в Петербурге. Широкий веер петербургских проспектов находит полное оправдание в композиции генерального плана Петербурга, так как эти проспекты прорезают насквозь левобережную территорию города и прочно держат кольцевые магистрали в наиболее существенных местах, а именно: в точках перегиба Фонтанки и Мойки. Лучевые магистрали Петербурга чрезвычайно удобны и в транспортном отношении, на что указывает дальнейшее развитие этих проспектов.

Таким образом, лучевая планировочная система Петербурга лишь при самом поверхностном рассмотрении может показаться вариантом версальской или римской системы. На самом деле она является независимым и живым решением, целиком принадлежащим русскому градостроительному гению.

По указу Петра для жилых домов архитектор Трезини разработал типовые проекты, ярко отразившие классовую структуру феодального общества. Дома для "именитых", "зажиточных" и "подлых" людей отличались друг от друга не только размерами, планировкой и этажностью, но и богатством архитектурного оформления их фасадов.

Учитывая большое международное значение перенесения столицы в Петербург и значение Невы как основной транспортной магистрали города, правительство указами обязывало на берегах Невы и ее главных протоков строить каменные здания. В связи с этим, на набережной от Летнего сада до Адмиралтейства строилось после 1709 г. большое количество монументальных каменных и мазанковых зданий, далеко превосходивших образцовые дома Трезини. Дома вельмож строились также на территории, расположенной от Летнего сада вверх по Неве. О характере архитектуры петровского Петербурга дают хорошее представление сохранившиеся до нашего времени архитектурные памятники того времени.

К началу 80-х годов XVIII в. Петропавловская крепость уже значительно изменила свой первоначальный вид, как об этом можно судить по панораме Зубова. Земляные валы и бастионы начали заменяться кирпичными на каменном цоколе. С восточной стороны в крепость вели главные Петровские ворота, сооруженные архитектором Трезини в 1708 г. из дерева, а в 1718 г. выполнены по его же проекту из камня. Они сохранились до нашего времени.

В 1718 г. у Невы на Сенатской площади начала строиться каменная церковь Исаакия Далматского (будущий Исаакиевский собор). Она была заложена вместо первоначально существовавшей деревянной церкви и к концу жизни Петра еще оставалась недостроенной (окончена в 1730 г.)

В 1716 г. начала складываться многолучевая композиция планировки улиц, ориентированных на башню Адмиралтейства. Первым лучом явилась Миллионная улица (Халтурина). Второй луч - Невский проспект - был проложен в 1711 г. для улучшения связи Адмиралтейского острова со старой дорогой, которая вела из Москвы и Новгорода к берегам Невы. Следующие три луча доходили только до реки Мойки. Последний луч (шестой) - будущий Вознесенский проспект - в то время доходил только до реки Фонтанки.

На Миллионной линии находился первый Зимний дворец Петра, построенный в 1711 г. и расширенный в 1725 г. Застройка вдоль набережной Невы и Миллионной линии тянулась до Царицына луга - современного Марсова поля - и заканчивалась у него мазанковым двухэтажным зданием Почтового двора, в котором приезжающие в Петербург могли останавливаться.

Вся территория между Адмиралтейством и Фонтанкой, Невой и Мойкой была застроена и освоена. Мойку соединили с Фонтанкой, а также с Невой, для чего были прорыты три канала, получившие название Лебяжьей канавки, Красного канала и Зимней канавки.

Намеченная и прорытая сеть каналов в городе и на островах имела троякое назначение. Каналы служили на первых порах как дренажные магистрали, способствовавшие осушению территории города. Затем в основной своей массе были расширены и углублены, и стали служить постоянными транспортными магистралями, а во время наводнений - приемниками - распределителями излишков воды из Невы, тем самым, уменьшая уровень поднятия воды.

Возникновение и развитие ансамбля Летнего сада способствовало застройке берегов Фонтанки. Весь ансамбль его создавался на протяжении почти двух десятков лет. И уже в 1712 г., по словам современников, производил впечатление благоустроенного и большого парка. Из значительных архитектурных сооружений Летнего сада следует назвать Летний дворец Петра, построенный при впадении Фонтанки в Неву, который сохранился до наших дней: грот, изнутри и снаружи обильно украшенный скульптурой и лепкой, являвшийся первоклассным произведением садово-парковой архитектуры и некоторые другие. Благодаря энергичной деятельности Ивана Матвеева было осуществлено большое количество работ по планировке, посадке деревьев и устройству фонтанов в Летнем саду. Земцов руководил расстановкой по аллеям скульптур, завершая облик Летнего сада петровского времени. Фонтаны Летнего сада питались при помощи водопровода из Лиговского канала, прорытого в 1718-1721 гг. от речки Лиговки, и били под естественным напором.

Петербург по праву гордится своими каменными мостами. Самыми первыми из них являются и поныне украшающие город - Прачечный, Эрмитажный и Верхне-Лебяжий, протянувшиеся вдоль набережной Невы, и Каменный мост через канал Грибоедова. Эпоха металла в истории российских мостов началась в 1786 г., именно тогда Екатерининский парк Царского Села украсили небольшие пешеходные мостики, построенные по проекту Дж. Кваренги. А на территории Санкт-Петербурга первые железные мосты появились в 1793-94 гг. в резиденции князя. Потемкина-Таврического, в нынешнем Таврическом саду. Эти парковые сооружения сохранились до наших дней практически без изменений. Однако в силу ряда причин подобные сооружения дальнейшего развития не получили.

В то же время давно освоенный в России, высокоразвитый и поставленный еще в XVIII веке на промышленную основу процесс чугунного литья привел инженерную мысль к идее использования для строительства мостов сборных конструкций из чугуна. Так, из этого материала в 1806 г. по проекту архитектора и инженера В.И. Гесте был сооружен мост (Зеленый, Полицейский, Народный), соединивший берега реки Мойки и органично вписавшийся в панораму Невского проспекта.

За короткий промежуток времени, с 1806 по 1840 гг., в городе было построено двенадцать чугунных мостов через малые водотоки. Апофеозом чугунного мостостроения стало возведение в 1850 г. первого постоянного моста через Неву - Благовещенского (Николаевского) - по проекту инженера С.В. Кербедза и архитектора А.П. Брюллова (ныне - мост Лейтенанта Шмидта). Небольшой пешеходный мостик с 15-метровым пролетом, сооруженный в Екатерингофском парке в 1823 г., ознаменовал своим появлением новый этап в истории петербургского мостостроения. Его автор - инженер П.П. Базен - использовал в качестве основной несущей конструкции железные цепи, перекинутые через высокие береговые опоры-пилоны и концами закрепленные в теле устоев. Такая система получила название "висячей" и многократно повторилась в конструкциях петербургских мостов.

Трудно представить Санкт - Петербург без мостов. Не случайно говориться: без них не возникла бы Северная столица. Может, Петербург без мостов и существовал бы, но стал другим городом, с иными судьбами его жителей.

Потребность в мостах возникла с первых же дней основания Петербурга. Так, в год закладки нового города – крепости в устье Невы с Заячьего на Городовой остров был наведён вначале наплавной, а затем плашкоутный мост – с подъёмными элементами. Так появился первый мост в Северной столице.

Недолгой была его жизнь. Стремительно развивался город. С каждым днём возрастала необходимость в более совершенных дорогах, путях и связях между островами в устье Невы.Да и многочисленные водные протоки в городе вызывали необходимость строительства мостов.

Вскоре вместо первенца Петербургского мостостроения был возведён на его месте свайный подъёмный мост. Называли его и Петровским, и Красным. Чтобы давать проход кораблям, с помощью лебёдок производился подъём и опускание створок моста.

Один из первых мостов в городе называется Аничков. Был он построен на Фонтанке в 1715 году. Это деревянное сооружение было примерно в четыре раза длиннее современного Аничкова моста. Перекинутый через Фонтанку не Невском проспекте Аничков мост - один из достопримечательных архитектурных памятников Санкт-Петебурга. Украшают мост скульптурные группы, вылепленные и отлитые П.К.Клодтом. Они олицетворяют собой победу человека над силами природы. Позднее, в 1726 году, его сделали подъемным. Близ моста находилось здание кордегардии, где проверялись паспорта въезжавших в столицу. Аничков мост неоднократно перестраивался. В нынешнем виде он существует с 1841 года. Название моста происходит от примыкавшей к нему Аничковой слободы, построенной рабочим батальоном под руководством подполковника Михаила Осиповича Аничкова, который был строителем и первого Аничкова моста.

Однопролетный Каменный мост через канал Грибоедова по Гороховой улице построен в 1776 году под руководством инженера И.Н.Борисова. С тех пор он сохранился без переделок. Мост назвали Каменным не случайно: стены свода, арка и другие его части сооружены из камня. Все существовавшие тогда в городе мосты, за исключением Казанского, были деревянными.