Смекни!
smekni.com

Основные формы, методы и средства социально-культурной деятельности (стр. 4 из 10)

Метод театрализации– это художественно - педагогический метод, являющийся, с одной стороны, способом единства драматургической обработки материала по законам театра, где есть завязка действия, его развитие, кульминация и развязка, а с другой стороны художественно оформленное действие группы, коллектива или масс участников, являющееся стимулом игрового действия самой массы участников.

Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно - досуговой программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально - психологическое обоснование.

Метод театрализации в силу двойственности своей функции способствует превращению культурно - досуговой программы в бифункциональную форму, в которой “первая и основная функция (то есть сила, вызывающая их к жизни) есть функция дидактическая, педагогическая, информационная, пропагандистская, агитационная.

Метод театрализации наиболее органичен художественно - публицистическому типу программ, так как он призван прежде всего создать зрелищно - активную ситуацию, при которой каждый присутствующий будет уже не просто пассивным созерцателем, а активно реагирующий зрителям. В такой ситуации человек вместе с другими людьми проникается общим настроением, его увлекает единый порыв, коллективное устремление и действие.

Метод игры

Следующий родовой метод культурно - досуговой деятельности - игра. Игра также имеет свою теорию, это и метод и форма. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам.

Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических культурно - досуговой деятельности. Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревающих функций, рождающих функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром.

Метод игры в культурно - досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно - логическое и информационно - образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека.

Заключение

Средства как инструменты для раскрытия содержания; как способы передачи идей, научных взглядов, событий, фактов, образов. Классификация средств. Форма как структура содержания, способ и прием организации людей в учреждениях социально - культурной сферы. Классификация форм. Диалектическое единство формыи содержания. Методы социально - культурной деятельности как способы, приемы, образы действий по использованию средств воздействия на объект. Классификация методов. Метод как совокупность приемов. Прием как элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Совокупность средств, форм и методов как система общей методики социально - культурной деятельности. Методика как внутренний регулятор технологического процесса. Закономерности методик: неразрывная связь социальных и культурологических задач; соответствие содержания и формы; последовательность при подготовке и проведении проектов и программ; активно - деятельностный подход в создании программы; активизация аудитории; постепенное вовлечение во все более сложную деятельность; единство и взаимный переход субъекта и объекта; соединение развивающих, рекреационных и гедонистических функций. Важно соответствие деятельности специалистов и их актива требованиям законов воспитания как общественного явления. Особое значение здесь имеет соответствие содержания, форм и методов воспитательного воздействия запросам практики общественных отношений. Деятельность, организуемая в учреждениях социально - культурного типа, есть сложное общественное явление, основывающиеся не только на законах воспитания, но и творчества опирается на закономерности и данные смежных наук: физиологии, психологии, философии, что делает воспитательные процессы и ситуации специфическими, требующими специального изучения комплексными методиками. Воспитательный процесс образуется из органически связанных компонентов.Ведущим системообразующим звеном воспитательного процесса является целенаправленная деятельность, носителем которой является содержание предметной деятельности в коллективах художественной самодеятельности, любительских объединениях, клубах по интересам или социально - культурных программах или, что требует создания реальных условий всестороннего формирования личности с позиций передовой науки. Поэтому специалист социально - культурной деятельности центральная фигура воспитательного процесса, именно он является носителем цели и идеалов, идей, традиций, обладателем научных знаний и мастерства воспитания. Вопрос о методах культурно - досуговой деятельности - сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, но очевидно содержание работы, необходимость творческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учреждений культуры, которыми накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и решаемых задач. Специалистам социально - культурной сферы владеть ими, уметь их творчески применять.

Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, что бы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать, те которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом - лекция, в третьем - концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры.


Список используемой литературы

1. Гагин В.П. Выразительные средства клубной работы. Гагин В.П.: «Эксмо», 2005 г.

2. Гагин В.П. Интересно ли в вашем клубе. Гагин В.П.: «Политиздат», 2000 г.

3. Генкин Д.М. Организация и методика художественно - массовой работы Генкин Д.М.: «Просвещение», 2006 г.

4. Гончаров И.П. Социально культурная - деятельность, учреждений культуры, клубного типа Гончаров И.П.: бизнес центр «Каретный двор», 2004 г.

5. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность. Жарков А.Д. Чижиков В.И.: под научной редакцией академии РАЕН, 2002 г.

6. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Жарков А.Д. Жаркова Л.С.: научное пособие «Феникс», 2002 г.

7. Жарков А.Д. Организация культурно - просветительной работы\ Жарков А.Д.: «Просвещеие», 2003 г.

8. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды\ Конович А.А.: «Москва», 2006 г.

9. Красильников Ю.Д. Основы СКД/ Красильников Ю.Д. Киселёв Т.Г.: «Юрайт», 2006 г.

10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка\ Ожегов С.И Шведова Н.Ю.: «Москва», 2003 г.

11. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. Стрельцов Ю.А.: «Эксмо», 2004 г.

12. Тригодин В.Е. Педагогика воспитательной работы в клубе. Тригодин В.Е.: «Дрофа», 2002 г.

13. Тригодин В.Е. Клуб и свободное время\ Тригодин В.Е.: «Аст», 2003 г.

14. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно - досуговой деятельности\ Чижиков В.М.: МГИК, 2009 г.

15. http://ru.wikipedia.org

16. http://biblios.newgoo.net/t5404 - topic

17. http://revolution./culture/00213325_0.html

18. http://www.uspu.ru/specialnosti/107 - institut - psihologii/467 - socialnokulturnaja - dejatelnost

Приложение 1

Сценарий обряда «Масленица» (четыре дня масленицы)

1 - й день празднования Масленицы. Сценарий масленичного понедельника!

Действующие лица:

Скоморохи - не меньше трех. Наряд традиционен: широкие рубахи, такие же широкие штаны, заправленные в сапоги. Головные уборы - колпаки. Необходим театральный грим.

Царь Петр Первый - в свое время он активно участвовал в празднествах Масленицы. Его сопровождают офицеры. Матушка Боярыня - она встречает царя Петра хлебом - солью. Главная деталь - темный платок, плотно облегающий голову, и сверху меховой головной убор. Хлеб - соль подается на рушнике, рядом могут стоять девушки, в руках у одной из них икона.

Скоморох 1:

Собирайся, народ!

Весна красная идет!

Надо зимушку спровадить,

Дружно Масленицу сладить!

Собирайся, стар и млад,

Выходите из палат.

До поста одна неделя,

Там уж нам не до веселья.

Так что пой, гуляй, пляши Семь денечков от души!

Скоморох 2:

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью!

С радостью, с огромной милостью.

С льном большим,

С корнем глубоким,

С хлебом великим.

Весна, весна, на чем подошла?

На чем подошла - подъехала?

«На сошечке, на бороночке, на веничке!»

Скоморох 3:

Дай тебе, господи,

На поле - приросты,

На гумне - примолот,

На столе гущина,

В закромах - спорынья,

Коровы - те дойны,

Сметаны - те толсты,

Сметану - то снимают –

Ложки ломают, окошко бросают,

Наши ребята все подбирают!

С праздничком!

Фольклорный ансамбль исполняет песню «О, мы Масленицу встречали».

О, мы Масленицу встречали,

Встречали, лели, встречали.

Мы сыр с масельцем починали,

Починали, лели, починали.

Мы блинками гору устилали,

Устилали, лели, устилали.

Сверху масельцем поливали,

Поливали, лели, поливали.

Как от сыра гора крута,

Гора крута, лели, гора крута.

А от масла гора ясна,

Гора ясна, лели, гора ясна.

А на горушке снеги сыплют,

Снеги сыплют, лели, снеги сыплют.

А нас мамочки домой кличут,