Смекни!
smekni.com

Арабская культура средних веков как срединная культура (стр. 5 из 5)

Специфика средневекового искусства стран Арабского, как и всего Ближнего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действительности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим мировоззрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав для художественных произведений свой особый образный язык. Новаторство арабской средневековой литературы и вместе с тем ее жизненную основу характеризует обращение к духовному миру человека, создание нравственных идеалов, имевших общечеловеческое значение. Большой образной силой проникнуто и изобразительное искусство Арабского Востока. Однако как литература пользовалась по преимуществу условной формой для воплощения своих образов, так и в изобразительном искусстве жизненное содержание выражалось особым языком декоративного искусства. Условность "языка" средневекового изобразительного искусства у большинства народов была связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю художественного произведения. Богатство декоративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре составляют неотъемлемое и ценное качество замечательных произведений художников той эпохи. В искусстве Арабского Востока декоративность приобретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатейшее искусство узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью. В тесных рамках средневекового мировоззрения художники Арабского Востока нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его "ковровостью", тонкой пластичностью орнаментальных форм, неповторимой гармонией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содержание. Образ человека не был исключен из поля внимания художников, хотя обращение к нему было ограничено, особенно в период усиления религиозных запретов. Изображения людей заполняют иллюстрации в рукописях и часто встречаются в узорах на предметах прикладного искусства; известны также памятники монументальной живописи с многофигурными сценами и скульптурные изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях человеческий образ подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя многими жизненными чертами фигуры людей, художники Арабского Востока трактовали их плоскостно, условно. В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены в орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора. Орнамент — "музыка для глаз" — играет очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенсирует изобразительную ограниченность некоторых видов искусства и является одним из важных средств выражения художественного содержания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым типом орнаментальной композиции, позволившей художнику заполнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в арабеске преобладали растительные мотивы. Позднее получил распространение гирих — линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся для украшения, как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых предметов, мастера Арабского Востока достигли изумительной виртуозности, создав бесчисленное множество композиций, в которых всегда сочетаются два начала: логически-строгое математическое построение узора и большая одухотворяющая сила художественной фантазии. К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфического орнамента — текста надписей, органично включенных в декоративный узор. Отметим попутно, что религия всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусу льманина праведным делом. Одна из основных особенностей изобразительного искусства средневекового Арабского Востока, ( в отличие, например, от изобразительного искусства европейского Средневековья), состояла в том, что скульптура и живопись, как правило, носили чисто декоративный характер и являлись орнаментальным дополнением архитектуры.

9. Архитектура

Общие для многих народов Ближнего и Среднего Востока особенности архитектуры были связаны с природно-климатическими условиями стран и возможностями строительной техники. В архитектуре жилищ издавна были выработаны приемы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени создали разнообразные формы арок — подковообразных и особенно стрельчатых, изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественной выразительности достигли они в кладке больших куполов, опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период). Средневековые архитекторы Арабского Востока создали новые типы монументальных культовых и светских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты — башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе — здания мусульманских духовных училищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечавшие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и башнями. Арабские зодчие, авторы многих шедевров средневекового искусства, большое внимание уделяли декоративным возможностям архитектуры. Поэтому одной из характерных черт синтеза искусств в монументальном зодчестве является важная роль декоративных форм и особое значение орнамента, который то монохромным кружевом, то красочным ковром покрывает стены и своды зданий. Широкое применение в архитектуре Арабского Востока получили сталактиты (мукарны) — декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призматических фигурок с нитеобразным вырезом, расположенных выступающими один над другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема — особой кладки кирпича для создания в углах помещений перехода от квадрата стен к кругу купола.

Типы архитектурных сооружений отличались разнообразностью. Самыми знаковыми памятниками зодчества являлись: мечети, минареты, дворцы, медресе, каравансараи, мавзолеи (тюрбе) – гробницы, увенчанные куполом. К У11 веку сложился специфический тип колонной арабской мечети (мусульманский храм). Внешний вид мечети напоминает крепость, окруженную глухими стенами, в которых пробиты входы без обозначения главного входа. В отличие от христианского храма, в колонном зале мечети нет центральной оси, которая бы направляла движение молящихся к святилищу. Наоборот, войдя в зал мечети, нужно остановиться, чтобы охватить взглядом уходящие во все стороны ряды опор, расположенные поперек движения к михрабу (богато украшенная ниша в стене, обозначающая направление к Мекке). С древности рядом с мечетью воздвигался минарет (высокая башня, с которой муэдзин – специальный служащий при мечети – созывает мусульман на молитву). Минарет непосредственно примыкает к мечети, реже располагается отдельно. Он объединяет мечеть с другими городскими застройками, с пространством окружающего мира и с бесконечностью неба. В исламском мире создано множество оригинальных и непохожих между собой форм минаретов. Так, на Ближнем и Среднем Востоке доминировала круглая, слегка сужающаяся кверху форма минарета. Своеобразным силуэтом отличались минареты османской Турции, очень высокие, многогранные и многоярусные; с виду напоминающие остро отточенные гигантские карандаши, устремленные в бездонное небо. Одним из самых прославленных памятников арабского зодчества стала Большая мечеть династии Омейядов, воздвигнутая в 705-715 гг. по приказу халифа Валида в Дамаске (столица Сирии). Эта мечеть производила ошеломляющее впечатление на современников изысканными и богатыми инкрустациями из мрамора; великолепными мозаиками и позолотой капителей колонн. Стремление к замкнутости пространства здания – одна из главных особенностей арабской средневековой архитектуры. Стены архитектурных сооружений представляли собой преграду, скрывавшую то, что за ней находится. Тем самым смысл здания сосредотачивался внутри.

10. Музыка

Расцвет классической арабской музыки берет свое начало с конца У11 в. В эпоху Средневековья богатая светская вокально-инструментальная арабская музыка оказала сильнейшее воздействие на музыкальное искусство Испании и Португалии, на формирование некоторых видов европейских музыкальных инструментов. К этому времени высокого уровня развития достигает и арабская музыкальная наука. Традиционно классическая арабская музыка носит преимущественно вокальный характер. Это объясняется необычной восприимчивостью арабов к пению, такой сильной, что у многих как говорится "улетала душа". Самый популярный жанр в то время был вокально-инструментальный ансамбль, в котором ведущая роль принадлежала певцу.


Вывод

В целом можно выделить общие особенности исламского типа культуры и искусства:

· религиозный характер, строгий запрет на изображения Бога;

· новаторство не свойственно, ибо, как правило, используются приемы и темы искусства завоеванных народов;

· отсутствие единого стиля способствует развитию местных школ (турецкая, персидская, испано-арабская и т.д.);

· этому типу культуры и искусства не характерен реализм, так как ислам запрещает изображать живых существ.

Культура Арабского Востока, распространившись на огромную территорию оказала большое влияние не только на культуру, искусство и образ жизни многочисленных исламских государств, но и на культуру тех народов, с которыми контактировала на протяжении всей своей многовековой истории. Средневековая культура Арабского Востока на протяжении многих веков была фактическим рубежом, разделявшим Европу и Азию. В то же время – это своеобразный мост между двумя мирами, религиями и культурами, где встречаются, чтобы уже никогда не расстаться – Восток и Запад.


Список литературы

1) Р.Г. Апресян, Б.А. Ботвинник и др.. Культурология: учебник для вузов; под ред. Б.А. Эренгросс. - М.: Издательство Оникс, 2007. - 480 с. - ISBN - 978-5-488-01034-5

2) Г.В. Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: - Питер, 2004. - 245 с. - ISBN - 978-5-456-01855-0

3) Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. – М., 1999.