Смекни!
smekni.com

Термины "культура", "цивилизация" и "просвещение" в России XIX - начала XX века (Велланский, Пушкин, Гоголь, символисты) (стр. 4 из 4)

Разделяя шпенглеровскую критику западной цивилизации, русские мыслители не принимали его пессимизма и отрицали идею гибели Культуры. Кризис культуры не есть ее конец, но только основа для рождения ростков нового. Такие идеи прозвучали в работах русских философов и деятелей культуры сразу появлением труда Шпенглера 49, но и позднее представители отечественной культурологии проводили мысль о "временности" цивилизации и бессмертии культуры. Н. Рерих, продолжая традицию противопоставления Культуры и цивилизации, удивлялся, что множество людей полагает вполне возможной замену одного понятия другим. "При этом совершенно упускается, - писал он, —что сам латинский корень Культ имеет очень глубокое духовное значение, тогда как цивилизация в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности, т.е. цивилизации, которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее молодую поросль" 50.

Итак, споры о значении слов "просвещение", "культура", "цивилизация", различные подходы к толкованию этих понятий никогда не носили в России ни схоластического, ни узкоспециального характера и отражали противоречия и особенности культурно-исторического процесса в России. Замечу, что в "Эпилоге" романа "Война и мир", в одном из своих полемических философских рассуждений, Л.Н. Толстой приходил к заключению, "что духовная деятельность, просвещение, цивилизация, культура, идея - все это понятия неясные, неопределенные, под знаменем которых весьма удобно употреблять слова, имеющие еще менее ясного значения и потому легко подставляемые под всякие теории" 51. Скептицизм писателя вполне оправдан: последующие десятилетия продемонстрировали (и продолжают демонстрировать), как ломаются копья вокруг слова "культура" и его "синонимов-антонимов".

В 20-е годы XX века Андрей Белый пытался осмыслить причины долгого и трудного освоения народным самосознанием категории "культура". В докладе "Пути культуры" он отмечал: «Понятие "культура" отличается необыкновенной сложностью; легче определить понятие "наука", "искусство", "быт"; культура - цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда соорганизованы: быт, искусство, наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а — осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего "Я"; она - индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше "Я"; единственно данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то "Я"» 52.

Десятью годами раньше докладчик зафиксировал возникновение в обществе "проблемы культуры в собственном смысле". Открывая первый сборник своих теоретических трудов "Символизм" (М., 1910) статьей "Проблема культуры", он писал: "Вопрос о том, что такое культура, есть вопрос наших дней". По мнению поэта-мыслителя, "разрешение этого вопроса не может не внести переоценки в постановку вопросов философии, искусства, истории и религии" 53.

На рубеже ХГХ-ХХ столетий в международной разноголосице споров, мнений, суждений, концепций, теоретических построений, обращенных к проблемам культуры (еще недавно не воспринимавшимся россиянами в дефинициях европейской науки и философии, а теперь осознанных как актуальные вопросы жизни) отчетливо и уверенно зазвучал голос русских исследователей. Оценить значение наследия отечественных философов, ученых, деятелей культуры и просвещения для развития мировой культурологической мысли, раскрыть их роль в формировании культурологии как особой системы знаний - насущная задача современной науки.

Список литературы

1. См.: Черных П.Я Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1993. Т. I. С. 453.

2. Ре..ф..ц И. [Ренофанц И.] Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов. СПб., 1837. С. 139.

3. В латинских источниках впервые слово встречается в трактате Марка Порция Катона Старшего (234-149) "De agri cultura" ("О сельском хозяйстве" - самом раннем памятнике латинской прозы. В переносном значении слово "культура" употребил Марк Туллий Цицерон (106-43), назвав философию "культурой души" ("cultura animac") и тем самым сделав решающий шаг к расширению значения слова и рождению нового понятия.

4. См., например: Сорокин Ю.С. Развитие словарного состава русского литературного языка: 30-90-е годы ХК века. М; Л., 1965. С. 94-95; Будагов Р.А. История слов в истории общества. М, 1971. С. 128.

5. См.: Философские науки. 1982. № 3. С. 98-105.

6. См.: Полный французский и российский лексикон, с последнего издания лексикона Французской академии на российский язык переведенный Собранием ученых людей. СПб., 1786. Т. 1-2. (У Лисюткина дата выхода словаря указана неточно-Л..С-).

7. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 230. Любопытны и колебания Гердера в написании слова "культура": и Kultur и Cultur, отмеченные Нидерманном. См.: Niederman J. Kultur. Werden und Wandlungen des Begriffs und seiner Ersatzbegriffe von Cicero bis Herder. Firenze, 1941. S. 216.

8. См.: Мысли, относящиеся к философической истории человечества по разумению и начертанию Гердера. СПб.: Тип. Н. Греча, 1829. 302 с.

9. Будагов Р.А. История слов в истории общества. М., 1971. С. 126. В работе Булатова затронут и частично рассматрен- на примере труда Д. Вико (1668-1744)- вопрос о том, как передавалось понятие о культуре, когда слово "культура" в его самостоятельном значении и слово "цивили-зация"не существовали ни в одном из европейских языков.

10. Велланский Д.М Основные начертания обшей и частной физиологии или физики органического мира. СПб., 1836. С. 196-197.

11. Там же. С 209.

12. См . Каменский З.А. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. М., 1980. С. 110.

13. Москвитянин. 1853. № 17. С. 39.

14. Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т 2. С. 217.

15. См.: Словарь языка Пушкина. М, 1957. Т. 2. 3-Н. При наличии полного лексического описания языка Пушкина и его отражении в "Словаре" - пока единственном в России из персональных словарей - вызывают недоумение встречающиеся в культурологических пособиях "предположения" и "догадки" на тему, знал или не знал Пушкин слово "культура", употреблял его или нет. См., например: Соколов Э.В. Культурология. М., 1994. С. 21.

16. Пушкин АС. Собр. соч.: В Ют. М., 1959-1962. Т. I. С. 148; Т. П. С. 61; 594.

17. В "Цыганах" (1824) читаем: "Презрев оковы просвещенья, Алеко волен, как они; Он без забот и сожаленья Ведет кочующие дни" // Там же. Т. Ш. С. 167 (выделено мной - Л.С.).

18. Там же. Т. П. С. 37.

19. В 1839 году в Харькове была опубликована, например, книга А. Л. Метлинского "О сущности цивилизации и значении ее элементов". Замечу, что работы, в названиях которых встречается олово "культура", появляются в России только в 70-80-е годы. См., например: Кольб Г. История человеческой культуры. Киев; Харьков, 1872; Кулишер М. Очерки сравнительной этнографии культуры. СПб., 1882.

20. Например, знаменитый ответ на "Философическое письмо" П.Я. Чаадаева писан Пушкиным по-французски, и там читаем: "Us se retires vers leurs deserts, et la civilisation chretienne a ete sauvee" - "Они (татары - Л.С.) отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена" (Пушкин А.С, Собр. соч. Т. 10. С. 307; 309).

21. Имется в виду приложение к книге Бутурлина "Военная история походов россиян в XVIII столетии" (4 ч., 1819-1823).

22. Пушкин А.С. Собр. соч. Т. 7. С. 313.

23. Экземпляр данного издания, приобретенный Пушкиным 29 августа 1836 года, сохранился в библиотеке поэта.

24. Пушкин А.С. Собр. соч. Т. 6. С. 166.

25. Там же.

26. Там же.

27. Там же. С. 172.

28. Там же. С. 165.

29. Там же.

30. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. М., 1994. Т. 6. С. 70-71.

31. Тамже. С. 71.

32. Там же. С. 148.

33. Белинский В Г Собр соч.: В 9 т. М, 1976-1982 Т. 8 С. 283.

34. Там же С. 282.

35. Там же Т. 7. С. 255.

36. Там же. Т 8. С. 287.

37. Гоголь Н.В. Собр. соч. Т. 9. С. 406.

38. 10 апреля 1919 года в Академии Духовной Культуры Андрей Белый прочел лекцию "Культура как проблема духа". См.: РГАЛИ. Ф. 51. Оп. 1. Ед. хр 88. Л. 1-2.

39. Флоренский П.А. Христианство и культура // Журнал Московской Патриархии. 1983. №4. С. 53

40. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990 С. 166.

41. Рерих Н.К Культура и цивилизация М., 1994. С. 109.

42. Бердяев Н.А. Смысл истории. С. 166.

43. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. С. 109.

44. Ср. монологи Старичка, Оратора и Германа ("Я не могу и не хочу терпеть! Так вот каков великий пир Культуры!" (Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т. М; Л., 1961 Т4. С. 123, 125, 129).

45. Цит. по: Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. М., 1975. С. 366.

46. См.: Лавров П.А Исторические письма. СПб., 1906. С. 120-121 (гл. "Культура и мысль")

47. Блок А.А. Собр. соч. Т.б. С.99.

48. Справеливо, например, предположение Д.Е Максимова, что одним из импульсов к созданию статьи "Крушение гуманизма" явилось резкое отталкивание Блока от книги Евгения Полетаева и Николая Лунина "Против цивилизации", поддержанной А.В. Луначарским в предисловии к ней. Работа Полетаева и Пунина утратила свое значение уже в момент ее публикации и имеет интерес только как факт в истории культурологических учений. Но как материал, в полемике с которым рождалась концепция Блока, заслуживает внимания. См.: Полетаев Е., Пунин Н. Против цивилизации / С предисл. А.В. Луначарского. Пб., 1918; Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. М., 1975. С. 367.

49. См. подробнее в моей статье "Андрей Белый против Освальда Шпенгяера" // Литературное обозрение 1995. № 4-5. С. 10-12.

50. Рерих Н.К. Культура и цивилизация С. 109.

51. Толстой Л.Н. Собр соч В 20 т. М, 1965. Т. 7. С. 340.

52. Белый А Символизм как миропонимание С 308.

53. Там же. С. 18