Смекни!
smekni.com

Сарабьянов Дмитрий Владимирович (стр. 4 из 4)

В 1960-м году в качестве доцента Сарабьянов вернулся на искусствоведческое отделение Московского университета, позже стал профессором и заведующим кафедрой русского и советского искусства. Читал курсы по истории русского искусства XIX - начала ХХ века, общий курс истории русского и советского искусства, ряд специальных курсов, руководил большим количеством студентов-дипломников и аспирантов, вел семинары по русскому искусству и посвященные различным историко-художественным проблемам.

В 60-е годы стал заниматься русским искусством рубежа XIX - XX века, живописью начала ХХ века. Появился ряд статей, посвященных зарубежным мастерам.

Докторская диссертация на тему "Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века" была защищена в 1970 году.

В 70-е годы Сарабьянов неоднократно выезжал за границу, где читал лекции по истории Русского искусства и проводил экскурсии по выставкам русских художников, русской живописи - в Берлине, Будапеште, Вене, Граце, Франкфурте-на-Майне, Мюнхене, париже, городах США. Принимал участие в искусствоведческих конгрессах и симпозиумах в Турции, ГДР, Чехословакии. Интересовался вопросами, связанными со стилем модерн и с различными течениями в русском искусстве 1900-1910-х годов, проблемой русского автопортрета, достижениями советской науки в смежных областях и зарубежным искусствознанием ХХ века.

Сегодня Д.В.Сарабьянов действительный член Российской Академии наук, автор более двухсот научных и критических работ, посвященных различным проблемам истории русского и зарубежного искусства.

Сарабьянов подходит к искусству с научной точки зрения. Он педагог в душе и видит перед собой большую цель - научить понимать искусство и причины, его побуждающие. Его методы обращения с искусством всегда разнообразны. организация научной и педагогической работы, а также его труды выражают стремление раскрыть многие сложные вопросы искусствоведения. Он чувствует ответственность за судьбу русского искусства и искусствоведения. Сарабьянов словно отождествляет задачи своей работы с основными задачами науки. Берясь за какую-либо тему, он рассматривает ее не как отдельныю тему определенной эпохи, а "как одну из центральных проблем всей русской художественной истории". Сарабьянов стремится осознать пути развития живописи в единстве. Его занимают пути развития всей русской культуры в сравнении с культурой западно-европейской.

Работы Сарабьянова имеют отличительную черту - автор не оставляет выводов как таковых, он делится предварительными гипотезами, которые ставят новые вопросы для специалистов более узкого профиля.

Особенность работы Сарабьянова как ученого современного склада состоит в непосредственной связи научных задач с потребностями общественной и художественной жизни, а также в контактах с современными веяниями в искусствоведении. Но исследователь, конечно, не за модой гонится, а раскрывает глубокие потребности современного художественного и культурного развития. В последние годы искусствовед заинтересован возможностями типологического описания историко-художественных процессов. Он очень тонко передает многие особенности искусства, в основном - русского, на которые раньше не обращали внимания.

Научная методология Сарабьянова формировалась в процессе развития науки в целом. На него оказали последовательное воздействие два искусствоведческих направления. Первое представлено Федоровым-Давыдовым, оно включает в себя овладение необходимым научным подходом к истории искусства, который позволяет открывать самые сложные историко-художественные вопросы. И, как пишет кандидат искусствоведения Поспелов Г.Г, "отсюда необычайная энергия в построении искусствоведческих концепций и отсюда же как бы известное чувство превосходства по отношению к самому историко-художественному материалу с его стихийной эмпирикой, а отчасти - и по отношению к предшествующим ступеням искусствоведческой мысли". Второе направление представляет И.Э.Грабарь, в окружении которого господствовала атмосфера пиета перед конкретными историко-художественными факторами, перед национальной и мировой искусствоведческой традицией. То естьсвоеобразное служение национальной культуре. Сарабьянов объединил некоторые черты обохи направлений, хотя более близок был к первому, потому что в нем силен интерес к новым подходам к искусству, "разработка которых быть может не в меньшей мере составляет пафос того, что он пишет, нежели изучение той или иной определенной эпохи, - пишет Г.Г.Поспелов. - И вместе с тем, к этому пафосу присоединяется и пафос научной преемственности, ощущение того, что наши собственные усилия - только звено в непрерывной цепи исследований".

Единственное, проходящее через всю деятельность Сарабьянова, явление, которое он разрабатывает и изучает постоянно - стиль. Его занимает разнообразие стилей, их переплетение. параллели, соединения, образующие различные переходные этапы. "Его задача - предельная дифференциация стилевого развития. Он старается избавить этот процесс от всякого схематизма, максимально приблизить его описание к тому, как мы его непосредственно эстетически воспринимаем. Главное для Сарабьянова - это как бы "лепка" живого исторического процесса. Он "лепит" его буквально на наших глазах, поясняя попутно те или иные повороты собственной мысли или способы ее изложения, сокращая речь в тех случаях, где материал хорошо изучен, и, наоборот, присматриваясь подробнее к тем деталям и фактам, какие исследованы постоянно".

Очень свободно Сарабьянов для описания самых широких историко-художественных движений использует своеобразные определения - меиафоры для того, чтобы сформировать широкую общую концепцию. "В этих случаях он не столько решает, сколько ставит или даже только называет проблемы, намечает те направления, по которым должны идти последующие исследования".

Кроме того, вместе с определениями-метафорами, Сарабьянов использует для описания конкретных процессов точные типологические сопоставления. Его типологический метод сближает художников, которых он изучает, между собой, а не различает их.

При широком стилевом описании открывает индивидуальная неповторимость художников и общее представление о стилях эпохи.

С другой стороны, Сарабьянов не всегда прибегает к последовательному и строго научному изложению истории русской и зарубежной живописи, он пользуется тогда более популярным изложением. Это он объясняет тем, что не всегда пишет учебник по искусству, для учебника изложение более научное.

В любом случае, автор стремится донести до читателя историческую концепцию, чтобы было понятно почему один стиль сменил другой, как это зависело от событий жизни и основных тенденций развития, какой вклад внес тот или иной художник в историю художественной культуры.

Сарабьянов пишет: "Думается, что перед истриком искусства стоят две важные задачи: разъяснить историко-художественный процесс, дать возможность его почувствовать, представить искусство в движении, словно наделенным собственной волей и осознающим цели своего развития, а кроме того, помочь читателю уяснить специфическую суть искусства, научить видеть, понимать живопись, постигать ее содержание посредством композиционной, пластической и живописной логики".

Главная идея, которая прослеживается во всех работах Сарабьянова - историзм, он пишет: "Не нужно думать, что индивидуальное своеобразие художника упраздняет проблему историзма его искусства". Историзм в его работах присутствует всегда и на него он делает упор.

Самым любимым периодом в искусстве для Сарабьянова является XIX век в России, об этом он говорит всегда. "XIX век был едва ли не самым значительным в истории России. Мы нередко говорилм о глубоком психологизме, как о традиционном признаке русского искусства. И если в этом плане сопоставлять разные этапы развития русской художественной культуры, то XIX столетие окажется самым ярким и важным этапом, принесшим наивысшие достижения и интереснейшие открытия".

Список литературы

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. В 3 т. М.Л., 1949

Алпатов М. Немеркнущее наследие: Книга для учителя / Сост. С.П.Истратова; авт. предисл. И.Е.Данилова. М., 1990

Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М., 1979

Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Под общ. ред. А.М.Кантора. М., 1997

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985

Виппер Б.Р. Статьи об искусстве / Вступ. ст. Т.Н.Ливановой. М., 1970

Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т.1. Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. Спб, 1998

Врубель: Альбом / Авт.-сост. Д.В.Сарабьянов. М., 1981

Искусство, 1972, №5 искусство. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры / Сост. М.В.Алпатов и Н.Н.Ростовцев. М, 1958

Сарабьянов Д. Алексей Васильевич Бабичев: художник, теоретик, педагог. М., 1974

Сарабьянов Д. Валентин Серов. М., 1961

Сарабьянов Д. Илья Ефимович репин. М.

Сарабьянов Д.В. история русского искусства второй половины XIX века: Курс лекций. М., 1989

Сарабьянов Д. Любовь Попова. Живопись. М., 1994

Сарабьянов Д. Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века. М., 1955

Сарабьянов Д. Николай Андронов. Живопись, монументальное искусство. М., 1982

Сарабьянов Д. Образы века. О русской живописи XIX столетия, ее мастерах и их картинах. М., 1967

Сарабьянов Д.В. Орест Адамович Кипренский. Л., 1982

Сарабьянов Д.В. Павел Андреивич Федотов. Л., 1990

Сарабьянов Д. Павел Андреивич Федотов. М., 1969

Сарабьянов Д. П.А.Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века. М., 1976

Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования / Вступит. статья Г.Г.Поспелова. М., 1980

Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х годов. Очерки. М., 1971

Сарабьянов Д. Русские живописцы начала ХХ века: новые направления. Л., 1973

Сарабьянов Д. Семен Чуйков. М., 1976

Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М., 1989

Сарабьянов Д. Семен Афанасьевич Чуйков. М., 1958

Словарь искусств. М., 1996

Творчество №8, 1982

Штеппат Мария