Значительную роль в духовном прогрессе общества играла печать. После вступления на престол (1801) Александр I отменил запрет на ввоз в страну иностранных книг, разрешил частные типографии, свободный выезд за границу. В стране стали издаваться различные журналы. С 1802 года Н.М. Карамзин начал издавать журнал «Вестник Европы», позже появились «Московский Меркурий», «Другпросвещения», «Российская словесность», «Северный вестник» и др. В середине XIX века появляются частные газеты, оформляется сеть провинциальных газет. В стране создается мощная книгоиздательская и журнально-газетная инфраструктура — залог подъема письменной литературы.
В 1858 году правительство разрешило обсуждать в печати вопросы общественной жизни и связанной с ней правительственной деятельности. В рядах русской интеллигенции сразу же возросло число пишущих и читающих. В 1860 году количество периодических изданий достигло 230 наименований. Одновременно росли тиражи и число наименований книг. Только в 1860 году вышло 2085 книг.
В 1890 году Россия становится третьей страной в мире (после Германии и Франции) по количеству издаваемой литературы.
В 1814 году в Петербурге открывается первая в России публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем, в 1862 году— крупнейшая библиотека при Румянцевском музее в Москве. Постоянно растет число научных, специальных, ведомственных, а также коммерческих библиотек. Появляются музеи различного профиля — исторические, естественнонаучные, мемориальные, художественные, краеведческие, промышленные, сельскохозяйственные. В 1856 году открывается художественная галерея П.М. и СМ. Третьяковых, которая приобрела общенациональное значение.
Больших успехов добилась русская наука. Мировую известность приобрели такие ученые, как Н.М. Пирогов (основоположник военно-полевой хирургии), Н.И. Лобачевский (создатель неевклидовой геометрии), A.M. Бутлеров (создатель теории химического строения), И.М. Сеченов (основатель русской физиологической школы, автор работы «Рефлексы головного мозга»), Д.И. Менделеев (открыл периодический закон химических элементов), К.А. Тимирязев (внес крупный вклад в учение о фотосинтезе), И.И. Мечников (один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии), К.Э. Циолковский (создал основополагающие труды по теории космонавтики и космических аппаратов) и многие другие. Разрабатываются фундаментальные вопросы общего языкознания (А.Х. Востоков, И.И. Срезневский, А.А. Потебня, А.А. Шахматов, Ф.ф. Фортунатов и др).
В XIX веке наша страна вышла в число ведущих научных центров. Многие открытия российских ученых имели мировое значение. Российская Академия наук организовала ряд крупных научных экспедиций. В начале XIX века российские мореплаватели Ю.Ф. Лисян-ский и И.Ф. Крузенштерн совершили кругосветное путешествие. В 1819—1821 годах Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на шлюпках «Восток» и «Мирный» провели первую русскую антарктическую экспедицию. Она принесла русской науке бесспорный приоритет в открытии Антарктического материка и целого ряда ранее неизвестных островов. Во второй половине XIX веке получили развитие новые отрасли естествознания: почвоведение, кристаллография, сейсмология, геохимия. В России впервые начали создаваться научно-технические общества. Одним из них было «Императорское Русское техническое общество» (1861). Большое значение для становления отечественной культуры имел выход в свет « Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля, над которым он трудился около 50 лет.
Именно в XIX веке Россия внесла в мировую культуру чуть ли не самый весомый свой вклад в области литературы, если не считать XX столетие, которое вполне может поспорить с ним по обилию литературных талантов мирового класса: Н.М. Языков, В.А. Жуковский, Н.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, ДН. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко.
В становлении реализма важное место занимает творчество И. А. Крылова (1769—1844) и А. С. Грибоедова (1795—1829).
Величайшим достижением стало творчество А.С. Пушкина (1799—1837), который вошел в историю русской культуры как создатель литературного языка, родоначальник новой русской литературы. Пушкинская широта в познании и изображении действительности, философская глубина, историзм и острое чувство современности оказали могучее воздействие на писателей и художников разных поколений. Пушкин показал, что в первой половине XIX века в России не только создавалась мировая по своему значению литература, но и появился заметный слой читающей публики. В 30-х годах в России насчитывалось более 100 книжных лавок. По свидетельству Пушкина, дворяне конца XVIII века, как правило, не читали книг и в лучшем случае пролистывали какую-нибудь газету, а в высшем свете и среди уездного дворянства первой половины XIX века чтение стало массовым явлением. Читательские интересы превращаются в важную характеристику личности1.
Творческим преемником А.С. Пушкина был М.Ю. Лермонтов (1814— 1841). В юности он был выгнан из Московского университета за вольномыслие, переехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой проучился два года.
Его творчеству свойственна романтическая направленность и глубокий психологический реализм. Вершиной лермонтовского творчества считается его роман «Герой нашего времени». Многие его произведения послужили основой для создания музыкальных, театральных, кино (опера «Демон» А.Г. Рубинштейна, «Утес» СВ. Рахманинова, романсы А. С. Даргомыжского и М.А. Балакирева, песня, почитающаяся народной, — «Выхожу один я на дорогу»).
Эпоху Пушкина именуют «золотым веком» русской поэзии. С его смертью в литературе господствует проза. «Золотой век» связывают с творчеством Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, АП. Чехова. В первое десятилетие XX века в русской литературе вновь доминирует поэзия. Русская культура переживает так называемый «серебряный век».
Социальным пафосом, обличением общественных язв проникнуто творчество Н.В. Гоголя (1809—1852). Литературную известность ему принес сборник «Вече-ранахуторе близ Диканьки» (1832), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом. Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет» и др.) получило развитие в комедии «Ревизор» (1836) — фантасмагории чиновничье-бюрократическо-го мира. В поэме «Мертвые души» (1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека.
Вторую четверть XIX века по праву называют «золотым веком» русской художественной литературы. Господствующим направлением становится критический реализм. К гоголевской традиции близко примыкало творчество А.Н. Островского (1823—1886). Его драматургические произведения заняли прочное место па русской и зарубежной сцене.
Творчество Ф.М. Достоевского (1821 —1881) стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой литературы, переворотом, который часто сравнивают с открытиями Эйнштейна в науке. Художественный мир Достоевского тревожен и катастрофичен. Это целая вселенная, населенная героями-идеологами, скитальцами, бунтарями, праведниками, носителями «высшей мысли». Стремление к изображению «всех глубин души» человеческой неотделимо у Достоевского от тезиса о «неисследуемости» человеческой природы. Всемирную известность получили романы «Бедные люди» (1846), «Униженные и оскорбленные» (1861), «Игрок» (1866), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871 —1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879—1880).
Великий русский писатель Л.Н. Толстой (1828 —1910) исследовал не только «текучесть» повседневного мира человека, моральные устои личности, но и глобальные социальные процессы, вовлекающие в свою орбиту целые страны и культуры. Таков всемирно известный роман-эпопея «Война и мир» (1869), воссоздающий жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных отношений, проходят через все его творчество. В романе «Анна Каренина» (1877), посвященном, как и роман Флобера «Госпожа Бовари», трагедии женщины, попавшей во власть разрушительной страсти, автор рисует социальную анатомию светского общества и в нем видит причины нравственного разложения, толкающего людей на неправедный путь. Критике общественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной Церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов» посвящены произведения Толстого: роман «Воскресение» (1899), повесть «Крейцерова соната» (1889), драмы «Живой труп» (1900) и «Власть тьмы» (1887).
Вместе с литературой развивался и русский театр. В начале века на русской сцене шли произведения Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, В.А. Озерова и др. Важным событием в театральной жизни России было открытие в 1824 году Малого, в 1825 году — Большого, а в 1832 году— Александрийского театров. Заслуженным вниманием у зрителей пользовались актеры П. С. Мочалов, Е.С. Семенова, А.С. Яковлев и др. Главная раслуга в развитии актерского мастерства принадлежит М.С. Щепкину (1788—1863). Выходец из крепостных, он всю жизнь отстаивал принципы демократизма в театре. М.С. Щепкин утверждал просветительное значение театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал принципы искусства перевоплощения. Расцвет его творчества связан с драматургией Н.В. Гоголя и А.С. Грибоедова. Величайшим достижением актера явилось исполнение ролей Городничего в «Ревизоре» и Фамусова в «Горе от ума».