Смекни!
smekni.com

Русская культура XIX века 2 (стр. 3 из 3)

Вторая половина XIX веке стала переломной для русского театра. Впервые центральное место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского (1823—1886). Это была эпоха Ост­ровского. Почти тридцать лет ежегодно ставились новые пьесы. А.Н. Островский выступил как новатор-драматург и организатор театрального дела. В конце XIX века развивается театральное искусство К.С. Ста­ниславского (1867—1938) и В.И. Немировича-Данченко (1858—1943).

В первой XIX века русская архитектура и скульп­тура, особенно монументальная, формируется под зна­ком классицизма: А.Д. Захаров (здание Адмиралтейст­ва в Петербурге), А.Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге), К.И. Росси (Александрийский театр), Д. Жилярди (Московский университет, И.П. Мартос (памятник Минину и Пожарскому), П.К. Клодт (4 кон-ныхгруппы наАничковом мосту). Крупнейшим скульп­тором второй половины XIX в. былМ. М. Антокольский

{«Иван Грозный», «ПетрЬ, «Нестор-летописец», «Яро­слав Мудрый», «Ермак»).

Живопись. В первой половине XIX века в русском искусстве разные стили и направления развивались параллельно, а не последовательно, как в других на­циональных школах. Однако господствующие позиции занимал классицизм. Наиболее яркими его предста­вителями былиХ.П. Брюллов (1799—1852), О.А. Кипрен­ский (1782—1836), АЛ. Иванов (1806—1858). В области жанровой живописи работали В.А. Тропинин, А.Г. Ве­нецианов, П.А. Федотов. Эстетические идеалы, про­тивоположные академическим и романтическим художественным концепциям, позволили А.Г. Венециа­нову (1780—1847), подлинному новатору в русском ис­кусстве первой половины XIX века, увидеть красоту в повседневной жизни и труде крестьян, и в небольших композициях воссоздать картины этой жизни. Ве­нецианов открыл очарование русского пейзажа и положил начало реалистическому бытовому жанру. П.А. Федотов (1815—1852) обогатил изобразительное искусство новым социальным содержанием, сделав предметом художественного показа и критического осмысления отрицательное в действительности. Его творчество положило начало искусству критического реализма, ставшего ведущим направлением во второй половине XIX века.

Во второй половине XIX века доминирует реализм. Споры вокруг «проклятых вопросов» русской жизни определили социальную направленность литературы и искусства. В это время завершается процесс форми­рования русской национальной школы в изобразитель­ном искусстве. В 1870 году по инициативе И.Н. Крам­ского (1837—1887), Г.Г. Мясоедова (1834—1911), В.Г. Перова (1833—1882), Н.И. Ге (1831—1894) основы­вается «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижники сказали новое слово во всех жанрах живописи: в исторической и бытовой картине, в портрете и пейзаже. Они жили интересами совре­менности, остро чувствовали, как в России после отме­ны крепостного права «все переворотилось и только укладывается».

В 1878 году в «Товарищество» вступил художник, которого Стасов назвал «Самсоном русской живописи» — И.Е. Репин (1844—1930). Его работы стали выс­шим достижением русской бытовой и исторической и портретной живописи XIX века. Среди его наиболее известных работ числится картина «Бурлаки на Вол­ге», созданная на основе многочисленных натурных этюдов во время путешествия по Волге. Картина, сра­зу сделав молодого мастера знаменитостью, произве­ла сенсацию. На зрителей произвела впечатление яр­кая выразительность народных типов, передававших ощущение грозной силы социального протеста, назре­вавшего в среде нищих и изгоев общества. В новом шедевре — «Крестный ход в Курской губернии» — в многолюдной церковной процессии сведена воедино как бы «вся Русь». Историческим эпизодам из жизни страны посвящены такие эпические полотна, как «Ца­ревна Софья через год после заключения ее в Новоде­вичьем монастыре» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван» (1885), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891).

В 80-е годы зрелые мастера передвижничества переживали время своего расцвета. Наряду с Репи­ным, в 80-е годы лучшие свои произведения создал В.И. Суриков (1848—1916). В монументальных полот­нах («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березо-ве», «Боярыня Морозова»), посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, он раскрыл героические стороны русского характера. В 70—80-е годы жанровые композиции А.И. Корзухи-на, В.М. Максимова, Г,Г. Мясоедова, Ф.С. Журавлева, В.Е. Маковского, К.А. Савицкого, Н.А. Ярошенко воссоз­давали правдивую картину жизни крестьянства и го­родских низов своего времени. Одним из самым зна­чительных художников, писавших в жанре социального реализма, был В.Г. Перов (1833—1882). Его картины («Монастырская трапеза» и др.) обличали пороки «власть имущих», вынося на суд зрителя непригляд­ные стороны быта духовенства и помещиков.

В 1890—1900 гг. «Товарищество передвижников» переживало трудности. В это время началось обновле­ние художественного языка: появились Серов, Врубель, К. Коровин. С возникновением объединения «Мир ис­кусства» из него ушли В. Серов, К. Коровин, А. Васне­цов и др. Передвижники сыграли исключительно важ­ную роль в художественной жизни России XIX века. Лучшее из созданного ими на протяжении полувековой жизни вошло в золотой фонд отечественной культуры.

Большое место в искусстве второй половины XIX века занимает реалистический пейзаж. Широко известны поэтически тонкие, проникнутые лириче­ским очарованием пейзажи А.К. Саврасова и Ф.А. Ва­сильева. Тщательному изучению и отображению об­лика северного леса посвятил всю свою жизнь И.И. Шишкин. Кисти В.Д. Поленова принадлежит много исторических и бытовых композиций и пейзажей. В.В.Верещагин создал серию бытовых и батальных композиций, рассказывающих о буднях войны.


[1] Введение в культурологию: Учеб. пособие. Ч. 2. М., 1995. С. 97—98.