¨ модель и конструкция одежды (степень замкнутости, прилежание к телу, посадка на фигуру, количество слоев, величина прослоек, величина припусков на свободное облегание);
¨ обработка изделий с целью придания ему дополнительных свойств (химическая обработка).
Эргономические свойства одежды
Эти требования учитываются с учетом взаимодействия элементов системы “человек – одежда – среда”. К ним относятся:
¨ Антропометрические требования – это соответствие одежды антропометрическим свойствам человека, приведенным в размероростовочных стандартах, т.е. одежда должна соответствовать форме и размерам тела человека, обеспечивать благоприятные условия для дыхания, кровообращения, выполнения движений, предотвращать утомление, быть удобной в эксплуатации (легко одеваться, застегиваться, сниматься).
¨ Гигиенические требования заключаются в создании необходимого микроклимата пододежного пространства (температура, влажность, газовый состав, паро-, воздухопроницаемость, токсичность, загрязняемость). Гигиенические условия определяются также параметрами одежды, обеспечивающими хорошее самочувствие и работоспособность человека (конструкция изделия, применяемые материалы, структура налета). Для выполнения гигиенических требований одежда должна выполнять следующие функции:
1) защищать тело человека от воздействия внешних факторов – охлаждения, перегрева, атмосферных осадков, солнечной радиации, ветра, механических повреждений, вредных производственных факторов;
2) создавать условия для жизнедеятельности человека – нормальное тепловое состояние организма, дыхания, кровообращения, выводить продукты обмена веществ (пары, углекислоты, соли), обеспечивать чистоту кожи и пододежного пространства, т.е. исключить проникновение грязи, пыли, микробов.
¨ Психофизиологические требования – соответствие им определяется следующими факторами: эстетичность, хорошая посадка на фигуре, комфортные условия, способствующие повышению работоспособности человека и улучшению его самочувствия.
Физиологические требования определяются обеспечением благоприятных условий жизнедеятельности человека с учетом его силовых и скоростных возможностей. Эти требования определяются также массой одежды, ее жесткостью и трением между слоями одежды и кожей.
Одежда, удовлетворяющая гигиеническим и антропометрическим требованиям, одновременно удовлетворяет и физиологические потребности человека, т.е. психофизиологические требования обусловлены взаимодействием тела человека с одеждой и учетом психологических, физиологических и психофизиологических особенностей. Эти требования выполняются, если одежда приспособлена к особенностям функционирования органов чувств человека, его привычкам (расположение карманов, застежек).
Удовлетворение психофизиологических требований особенно важно для детской, спортивной и специальной одежды.
Эстетические свойства одежды
Эстетические требования к одежде – это соответствие современным требованиям человека, выраженным в эстетических вкусах, сложившемся направлении в моде.
Эстетически эта оценка одежды выявляется при сопоставлении ее с идеалом, т.е. представлении человека о прекрасном. Это складывается под влиянием следующих факторов: уровня жизни, климатических, национальных, индивидуальных особенностей человека (возраст, образ жизни, работа, место жительства).
Понятие “прекрасное” – выражение эстетического отношения человека к действительности – означает не только форму, но и полезности, истинность, нравственность. Понятие “эстетическое” – это эмоциональное восприятие действительности.
Эстетические потребности человек удовлетворяет благодаря способности к восприятию. Чувство эстетического восприятия одежды возникает у человека в момент эмоционального воздействия ее на органы чувств. Эмоциональное воздействие, которое одежда оказывает на человека, достигается благодаря геометрической форме, размеру, массе, цвету, свойствам материалов, а также свойствам, характеризующим внутреннее строение, содержание и назначение.
Форму одежды подразделяют условно на функциональную, конструктивную, эстетическую. Функциональная форма одежды определяется назначением одежды. Конструктивная форма одежды характеризуется строением одежды, объемом, пропорциями, рациональным использованием свойств материалов. Эстетическая форма одежды определяет красоту и художественную выразительность. Эстетическая ценность изделий определяется единой формой, созданной с учетом комплекса основных требований – функциональных, эргономических, эстетических.
Эстетические требования к одежде зависят также от стиля и от моды. Стиль – исторически сложившаяся устойчивость общность приемов и средств художественной выразительности. Стилевое единство выражается в общей системе организации формы. Стиль эпохи складывается под влиянием социально-экономических условий общества. Изменение исторических условий предопределяет систему стилей и, следовательно, изменения форм одежды.
Мода – временная общность средств художественной выразительности, в отличие от стиля. Мода в одежде выражается в непродолжительном господстве в определенной общественной среде тех или иных привычек и вкусов в оформлении изделий, связанных с естественной потребностью человека в постоянном обновлении, улучшении изделий в соответствии с условиями жизни и вкусами. Форма одежды меняется с возрастом, под влиянием природно-климатических условий и т.д.
Мода определяется социальными и экономическими условиями жизни. Стремление человека к новому и оригинальному побуждает человека покупать новые модные изделия, заметно отличающиеся от старых, т.е. психологические причины оказывают периодические изменения моды в форме одежды, так как наступает психологическое утомление потребителей от однообразия господствующей моды и возникает желание обновить устоявшиеся формы.
Эксплуатационные характеристики одежды
Способность одежды в течение определенного промежутка времени выполнять свои функции характеризуется надежностью и определяется основными свойствами – долговечностью, сохраняемостью и пригодностью.
Долговечность одежды– это сохранение работоспособности до разрушения. Показатель долговечности – срок службы.
Данное состояние определяется несоответствием ее потребительских свойств уровню требований, оно может наступить в результате физического состояния, а также изменения эстетических требований к одежде, т.е. ее долговечность определяется сопротивлением физическому и моральному износу.
Физический износ происходит под одновременным механическим воздействием (истирание, усталостная прочность, нагрузки, близкие к разрывной) физико-химических (солнечная радиация, влага, газы) и биологических факторов (микроорганизмы, гниение, разрушение насекомыми), ухудшающих свойства материалов, разрушающих ее детали и узлы.
Моральный износ выражается в том, что изделия, сохраняя основные свойства, перестают удовлетворять эстетическим потребностям человека в связи с изменением моды. Изделия не удовлетворяет потребителей по форме, размерам, конфигурации деталей, швов, отделочных элементов, конструктивным и декоративным линиям, цвету, фактуре материалов.
Основная причина морального износа – изменение потребностей человека, которая выражается в предпочтении одних изделий другим, т.е. социальное и культурное развитие общества вызывает изменение одежды и приводит к ее социальному устареванию – моральному износу.
Сохраняемость – способность одежды сохранять потребительские свойства после хранения и транспортирования. Несоблюдение условий транспортирования приводит к искажению формы, а при хранении товаров в условиях повышенной влажности может вызвать усадку материалов, что приведет к изменению формы. При нарушении условий хранения товаров изделия поражаются грызунами, личинками моля. Следовательно, для повышения сохраняемости одежды должны быть обеспечены необходимые условия хранения и транспортировки.
Ремонтопригодность одежды – это возможность ремонта и повторного использования одежды, которая зависит от конструкции изделия и методов обработки.
1.5.1 Сортность и дефекты швейных изделий
Швейные изделия могут быть 1-го и 2-го сорта. Сорт швейного изделия зависит от наличия дефектов, посадки изделия на фигуре. Дефекты швейных изделий подразделяют на три группы: дефекты внешнего вида и посадки на фигуре, производственно-швейные дефекты и дефекты применяемых материалов.
В комплектных швейных изделиях сортность каждого изделия определяют отдельно и устанавливают по изделию низшего сорта. Например, если в костюме пиджак 1-го сорта, а брюки 2-го сорта, то весь комплект 2-го сорта, а скидка устанавливается со стоимости брюк.
Сортность швейных изделий определяют по ограничительной системе; учитываются количество дефектов, размеры и место расположения.
1.5.2 Маркировка, упаковка и хранение швейных изделий
Маркируют швейные изделия в соответствии с требованиями стандарта. Швейные изделия маркируют навесным ярлыком из картона и тканевой лентой. На тканевую ленту наносят изображение товарного знака, состав сырья, размерные параметры и символы по уходу за изделиями, применяют ленту при маркировке верхней, легкой одежды и головных уборов.
На маркировочном ярлыке указывают наименование изделия, номер модели, номер стандарта, размер, рост, полноту, артикул изделия, сорт, дату выпуска.
Швейные изделия упаковывают в полиэтиленовые или бумажные пакеты, коробки с крышкой, в пачки из картона. Верхнюю мужскую и женскую одежду транспортируют без упаковки в подвешенном или сложенном виде. Плащи упаковывают в пачки.