Усиление нравственного и религиозного настроения в последних произведениях Боттичелли очевидно. Оно ощутимо и в личной драме Боттичелли, который, подобно Савонароле, ощущал присутствие дьявола в годы правления Александра Борджиа. Но, с другой стороны, к вопросам нравственности и религии Боттичелли относился серьезно, что проявилось уже тогда, когда безыскусный и традиционный мотив Липпи обрел у него мистическую созерцательность "Мадонны Евхаристии".
Считающаяся последней в творчестве Боттичелли картина — “Распятие” из художественного собрания Фогга тоже исполнена тревоги за любимую художником Флоренцию. Мария Магдалина обнимает подножие креста. За фигурой ангела, избивающего льва, из земли вырывается пламя. Видны поднимающиеся из пламени дьявол и меч. На другом краю картины — освещенная солнцем Флоренция, над которой бог-отец в знак покровительства городу поднимает библию, в то время, как с неба падают щиты с изображением креста
Описание художественного произведения
Мистическое Рождество
(1500г, темпера на холсте, 108.5 x 75cм, Национальная галерея, Лондон, Англия)
Эта картина считается самой важной из последних работ Боттичелли. На первый взгляд , кажется что это простой эпизод "Поклонения пастухов". Две тайны окружают эту живопись. Во-первых — это единственная работа, подписанная и датированная автором. В верхней части картины сделана надпись по-гречески "Эта картина была написана мной, Алессандро, в конце смут после того времени, когда осуществилось предсказание Иоанна в 11 главе и второй скорби Апокалипсиса, когда сатана был отпущен на землю на три с половиной года. Затем он будет вновь заточен в цепи и мы увидим его поверженным, как представлено в этой картине". Вспоминая пророчества Савонаролы, Боттичелли усматривает в строках Апокалипсиса связь с потрясениями, выпавшими на долю родной Флоренции. С другой стороны — это самое странное Рождество, которое можно вообразить. Художник создал необычную по иконографии сцену. В центре - пещера, над которой возведена покатая соломенная крыша, под которой нашло приют святое семейство. Около традиционных яслей на земле лежит младенец, над ним склоняется молящаяся мадонна. Напротив нее, спиной к зрителю сидит святой Иосиф. Сцена в яслях, изображающая Мадонну с Младенцем и спящего Иосифа, показывает, как Боттичелли, пренебрегающий новооткрытыми правилами перспективы, добивается эффекта удаления и глубины другими способами. Он заставляет глаз зрителя путешествовать вдоль зигзагообразной дорожки, ведущей к пещере, перед которой стоят ясли. Деревья фона, видимые сквозь отверстие пещеры, создают ощущение большой дистанции и придают композиции глубину. Боттичелли не обращает внимания на относительные размеры фигур в картине; Мадонна гораздо больше ростом, чем Иосиф, и это подчёркивает её значение.
Вокруг этих главных действующих лиц, не смея приблизится к яслям, группируются остальные персонажи: справа - пастухи, слева - волхвы, и тех и других сопровождают ангелы. Здесь внешние проявления теряют силу - восточные цари не подносят, как обычно, дары, не блистают великолепием одежд. Им позволено издали взглянуть на новорожденного и выразить свое благоговение в сосредоточенных молитвах.
Картина была начата через несколько дней после известной обличительной проповеди Савонаролы в 1499г. и является её иллюстрацией. Савонарола призвал флорентийцев раскаяться в грехах и позволить ангелам спасти их. Круг из двенадцати ангелов соответствует двенадцати часам дня и в двенадцати месяцам года, ангелы, представляющие веру, надежду и милосердие в белых, красных и зеленых одеждах — это было названо Савонаролой. Хоровод ангелов в небе образует своеобразный нимб славы и торжества. В руках ангелы держат оливковые ветви и развевающиеся ленты с евангельскими текстами: "Слава в вышних богу и на земле мир, в человеках благоволение", а к оливковым ветвям, символизирующим мир, подвешены золотые короны. Радость звучит в торжественном пении ангелов, сказывается в легком и стремительном хороводе на небесах, в благоговейном поклонении волхвов и пастухов, в объятиях паломников и ангелов.Предполагают, что в фигурах паломников, которых обнимают ангелы, художник изобразил Савонаролу и еще двух сожженных на костре монахов.
В картине торжествует добро, злые силы теряют свою власть - поэтому маленькие черти на первом плане, корчась, исчезают в недрах земли за исключением одного дьявольского создания, ещё надеющегося совратить людей ко греху. Яркий цвет усиливает ощущение праздничной атмосферы. Мир, согласие, торжество добра – все, о чем грезили и чего не достигли флорентийцы, воплотилось в произведении Боттичелли как мечта, облаченная в неземную оболочку.
Заключение.
Уже с юношеских лет, если не с рождения, Сандро несет в себе высокое стремление к красоте, чувство глубокого сострадания. Стремление к красоте определило возвышенный характер его реализма; сострадание придало физической красоте одухотворенность и человечность. Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: "Юдифь", "Мадонна Евхаристии", два варианта "Поклонения волхвов", "Весна", "Св. Августин", фрески Сикстинской капеллы, "Алтарь св.Варнавы". Затем период безмятежной полноты чувств: "Марс и Венера", "Рождение Венеры", "Паллада и Кентавр", "Мадонна со св.Иоанном Крестителем и св.Иоанном Евангелистом". Однако за внешним совершенством этих произведений личность Боттичелли ощутима уже далеко не так, как прежде. Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чисто внешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожает уже всему человечеству, - опасность погубить душу. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: "Покинутая", "Благовещение", "Венчание Богоматери", "Аллегория клеветы". После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в "Рождестве" к душераздирающим мотивам "Распятия" и "Сцен из жизни св.Зиновия". Так завершается этот путь - от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка.
Чувства художника не утрачивают остроты, но становятся крайне чуткими к вопросам совести и морали. И эти его чувства еще более обостряются под влиянием драматического зрелища продажности и испорченности, против которых вскоре направит свои удары Реформация.
Боттичелли умер 17 мая 1510 года, одинокий, забытый, по словам Вазари. Возможно, одиночество было необходимо для духовной жизни художника и что в нем именно и заключалось его спасение.
Как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, порывы веселья - щемящей тоской, спокойная созерцательность - неудержимой страстностью. Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обновил и обогатил своими поэтическими образами.
Список использованной литературы
Вазари Джорджо «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», Москва, «Астрель, АСТ», 2001г.
Ионина Н.А. «100 великих картин»,
Москва, «Вече», 2000г.
Смирнова И. Альбом «Боттичелли»,
Москва, «Советский художник», 1967г.
Бенуа А.Н. «История живописи всех времен и народов», т.2,
Санкт-Петербург, Изд. Дом Нева, 2003г.
Дмитриева Н.А. «Краткая история искусств»,
Москва, «Искусство», 1996г.
Данилова И.Е. «Этюды о картинах»,
Москва, «Искусство», 1986г.
СПИСОК КАРТИН
Madonna and Child, Two Angels and the Young St. John the Baptist. c.1467. Tempera on panel. Galleria dell' Accademia, Florence, Italy. | |
Madonna della Loggia. c.1467. Tempera on panel. Galleria dell' Accademia, Florence, Italy. | |
Judith's Return to Bethulia. c.1469-1470. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
Discovery of the Body of Holofernes. c.1469-1470. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
Madonna in Glory. c.1469-1470. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
Madonna of the Rosegarden. c.1470. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
Madonna and Child and Two Angels. c.1470. Tempera on panel. Museo e Galleria Nazionale di Capodimonte, Naples, Italy. | |
Madonna of the Eucharist. c.1470. Tempera on panel. Isabella Stewart Gardner Museum, Boston, MA, USA. | |
Fortitude. c.1470. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
Madonna and Child with Six Saints. c.1470. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
Adoration of the Magi. c.1470-1474. Tempera on panel. National Gallery, London, UK. | |
St. Sebastian. 1474. Tempera on panel. Staatliche Museen Preubischer Kulturbesitz, Gemaldegalerie, Berlin, Germany. | |
Adoration of the Magi. c.1475. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
Portrait of a Young Man. c.1470-1473. Tempera on panel. Palazzo Pitti, Galleria Palatina, Florence, Italy. | |
Portrait of a Man with the Medal of Cosmo the Elder. c.1474-1475. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
Portrait of a Lady (Smeralda Brandini?). c.1470-1475. Tempera on panel. Victoria and Albert Museum, London, UK. | |
Portrait of a Woman. c.1475. Tempera on panel. Palazzo Pitti, Galleria Palatina, Florence, Italy. | |
Portrait of Giuliano de' Medici. c.1476-1477. Tempera on panel. National Gallery of Art, Washington, DC, USA. | |
Madonna and Child with Eight Angels (Tondo Raczynski). c.1478. Tempera on panel. Staatliche Museen Preubischer Kulturbesitz, Gemaldegalerie, Berlin, Germany. | |
Madonna del Libro. c.1480. Tempera on panel. Museo Poldi Pezzoli, Milan, Italy. | |
Madonna of the Magnificat. c.1480-1481. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
St. Augustine. 1480. Fresco. Ognissanti, Florence, Italy. | |
The Virgin Adoring the Child. c.1480-1490. Tempera on panel. The National Gallery of Art, Washington DC, USA. | |
Portrait of a Youth. 1480s. Tempera on panel. The National Gallery of Art, Washington DC, USA. | |
The Temptation of Christ. 1481-1482. Fresco. Sistine Chapel, Rome, Italy. | |
Scenes from the Life of Moses. 1481-1482. Fresco. Sistine Chapel, Rome, Italy. | |
The Punishment of Korah. 1481-1482. Fresco. Sistine Chapel, Rome, Italy. | |
Adoration of the Magi. 1481-1482. Tempera on panel. National Gallery of Art, Washington, DC, USA. | |
The Story of Nastagio degli Onesti. | |
The Encounter with the Damned in the Pine Forest. 1482-1483. Tempera on panel. Museo del Prado, Madrid, Spain. | |
The Infernal Hunt. 1482-1483. Tempera on panel. Museo del Prado, Madrid, Spain. | |
The Banquet in the Pine Forest. 1482-1483. Tempera on panel. Museo del Prado, Madrid, Spain. | |
The Wedding Banquet. 1482-1483. Tempera on panel. Private collection, Florence, Italy. | |
Primavera. c.1482. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
Pallas/Camilla and the Centaur. c.1482-1483. Tempera on canvas. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
Venus and Mars. 1483. Tempera on panel. National Gallery, London, UK. | |
Virgin and Child Enthroned between Saint John the Baptist and Saint John the Evangelist (Bardi altarpiece). 1484. Tempera on panel. Staatliche Museen Preubischer Kulturbesitz, Gemaldegalerie, Berlin, Germany. | |
Venus and the Three Graces Presenting Gifts to a Young Woman. c.1484-1486. Fresco, transferred to canvas. Louvre, Paris, France. | |
A Young Man Being Introduced to the Seven Liberal Arts. c.1484-1486. Fresco, transferred to canvas. Louvre, Paris, France. | |
Portrait of a Young Man. c.1485. Tempera on panel. National Gallery, London, UK. | |
The Birth of Venus. c.1485. Tempera on canvas. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
Virgin and Child with Four Angels and Six Saints (San Barnabas altarpiece). c.1487. Tempera on canvas. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
Madonna of the Pomegranate. c.1487. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
Cestello Annunciation. 1489-1490. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
Portrait of a Man (Michele Marullo Tarcaniota?). c.1489-1494. Tempera on panel, transferred to canvas. Coleccion Guardans-Cambo, Barcelona, Spain. | |
The Annunciation. Two panels. 1490s. Tempera on panel. The Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow, Russia. | |
Coronation of the Virgin with the Saints John the Evangelist, Augustine, Jerome and Eligius. (San Marco altarpiece). c. 1490-1492. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
St. Jerome. Early 1490s. Tempera and oil on canvas, transferred from panel. The Hermitage, St. Petersburg, Russia. | |
Lamentation over the Dead Christ with the Saints Jerome, Paul and Peter. c.1490. Tempera on panel. Alte Pinakothek, Munich, Germany. | |
Holy Trinity with Mary Magdalene, St. John the Baptist and Tobias and the Angel (Pala della Convertite). c.1491-1493. Courtauld Institute Galleries, London, UK. | |
St. Augustine in the Cell. c.1490-1494. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
Madonna del Padiglione. c.1493. Tempera on panel. Pinacoteca Ambrosiana, Milan, Italy. | |
Last Communion of St. Jerome. c.1495. Tempera on panel. Metropolitan Museum of Art, New York, USA. | |
Lamentation over the Dead Christ. c.1495. Tempera on panel. Museo Poldi Pezzoli, Milan, Italy. | |
Madonna and Child and the Young St. John the Baptist. c.1490-1495. Tempera on canvas. Palazzo Pitti, Galleria Palatina, Florence, Italy. | |
Portrait of Dante. c.1495. Tempera on canvas. Private collection, Geneva, Switzerland. | |
Calumny of Apelles. c.1494-1495. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy. | |
The Story of Virginia. c.1496-1504. Tempera on panel. Accademia Carrara, Bergamo, Italy. | |
The Story of Lucretia. c.1496-1504. Tempera on panel. Isabella Stewart Gardner Museum, Boston, USA. | |
Mystic Nativity. 1500. Tempera on canvas. National Gallery, London, UK. | |
The Virgin and Child with the Infant St. John. After 1500. Tempera on panel. Dresden Gallery, Dresden, Germany. | |
Baptism of St. Zenobius and his Appointment as Bishop. c.1500-1505. Tempera on panel. National Gallery, London, UK. | |
Three Miracles of St. Zenobius. c.1500-1505. Tempera on panel. National Gallery, London, UK. | |
Three Miracles of St. Zenobius. c.1500-1505. Tempera on panel. Metropolitan Museum of Art, New York, USA. | |
Last Miracle and the Death of St. Zenobius. c.1500-1505. Tempera on panel. Staatliche Kunstsammlungen Dresden, Gemaldegalerie Alte Meister, Dresden, Germany. | |
Portrait of a Man. Tempera on panel. Louvre, Paris, France. | |
The Virgin and Child with John the Baptist. Tempera on panel. Louvre, Paris, France. | |
St. Dominic. Tempera and oil on canvas, transferred from panel. The Hermitage, St. Petersburg, Russia. |
Список ссылок на использованные материалы