Культурная картина - это система ценностных отношений и ориентаций социальной общности (понимание его добра, зла, счастье, справедливости, эстетического совершенства); её представление о времени и пространстве мироздания. Культурная картина мира включает в себя самобытные черты, что позволяет на основе их анализа отличать одну культуру от другой.
Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).
Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним. В сфере социального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые представления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый смысл.
Основной структурной единицей языка культуры, с точки зрения семиотики, являются знаковые системы. Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку.
Любой язык культуры имеет природные предпосылки формирования, но сам не является природным явлением. Он формируется во взаимодействиях и коммуникациях совместно живущих людей. Он возникает тогда, когда индивидуальные представления не просто обретают внешнее выражение, но когда такие выражения в коммуникативных процессах приобретают статус разделяемых знаковых единиц, а их использование перестает быть произвольным и подчиняется определенным, установленным, конвенциональным, обязательным правилам. Язык формируется там, где знак осознанно отделяется от представления и начинает функционировать как репрезент (представитель) этого представления, его выразитель.
Знаки, составляющие каждого из языков культуры и предназначенные для выражения представлений и переживаний, различаются как по своему происхождению, так и степени подобия того, что они представляют. Исследователи культуры выделяют 5 основных знаковых систем: естественные, функциональные, конвенциальные, вербальные, системы записи.
Символ - это материальное явление, которое в наглядно-образной форме представляет абстрактную идею, общий принцип. Символы формируются преимущественно целенаправленно, и так же представляют собой конвенции, принимаемые людьми.
В символах большое значение имеет ценностный компонент. Если раскрывает многогранное содержание смысла явления.
Ценностные отношения включают в себя как заложенное (нормы поведения), так и жизненное (идеал чего-либо). Добро ценность не только потому, что значимо, но и потому что к нему следует стремиться как к идеалу. Но добрым следует быть не поэтому. Добро может быть добром, по мнению Соловьева, если еще, и желаемо нами, если есть переживание добра как идеала, как «моего стремления к добру», «моей цели». Ценностное отношение – есть переживаемое людьми воплощение идеалов в жизнь, поэтому ценности не могут быть принудительными, то есть нельзя заставить человека быть счастливым или полюбить.
Таким образом, в структуре ценности выделяют три основных элемента:
4. Значимость.
5. Норма.
6. Идеал.
Культура опирается на степень реализации ценностных отношений во всех человеческих сферах. Собственно культурологические характеристики культурных ценностей предполагают два подхода к их определению:
3. это сумма наиболее выдающихся по своему качеству произведении интеллектуального, художественного и религиозного творчества (археолого-искусствоведческий подход);
4. это некоторая квинтэссенция социального опыта, вобравшая в себя наиболее эффективные принципы осуществления жизнедеятельности (нравы, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения и т.д.). При этом подходе культурные ценности — это принципиальные нормы поведения и суждения, которые ведут к повышению социальной интеграции общества, к росту взаимопонимания людей и т.д. Это ядро социальной жизни общества, впитавшее народную мудрость и интеллектуальные откровения.
Все разнообразие ценностей можно условно упорядочить и классифицировать на основании выделения тех сфер жизни, в которых они реализуются:
· витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни. Уровень потребления, экологическая безопасность;
· экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, цели и смысл экономической деятельности;
· социальные ценности: общественное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;
· политические ценности: патриотизм, гражданская активность, гражданские свободы, гражданский мир;
· моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;
· религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное писание и предание;
· эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т. д.
Норма – категория, отражающая закон и стандарты социального бытия людей.
Типология норм:
5. Институциональные – нормы как система разрешений и запретов на совершение каких-либо действий, высказывание каких-либо мнений. Они зафиксированы в официальных документах, и контроль за их исполнением осуществляется государством;
6. Статистические – нормы сложившиеся стихийно в виде массового обычая поступать конкретным образом, мыслить и оценивать так, а не иначе. Примером подобных норм выступают народные традиции;
7. Конвенциональные (договор) – нормы, возникшие в результате общественного договора (соседские, дружеские, любовные). Исполнение этих норм осуществляется по усмотрению конкретного человека;
8. Эталонные (образцовые) – нормы, созданные специально в качестве образца для подражания. К этому типу норм в первую очередь обращаются искусство и религия.
Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.
Запад есть Запад,
Восток есть Восток,
не встретиться им никогда.
Лишь у подножья
Престола Божья
в день страшного суда.
В этих строчках английского писателя Редьярда Киплинга отражены представления о полярности восточной и западной культур. И действительно, можно найти множество аргументов в пользу таких представлений. "Запад" подразумевает европейскую и американскую культуру, "Восток" — страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур.
На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники и технологий, опосредующих отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Однако сегодня можно говорить, что восточные культуры, не потеряв своего самобытного начала, восприняли многие черты, характерные для западного мира.
Ситуация осмысления самобытности отечественной культуры, ее несводимости ни к западной, ни к восточной моделям развития усугубилась после Октябрьской революции 1917 года — произошедшие колоссальные изменения требовали анализа и оценки. Вместе с тем жесткая идеологическая монополия, сложившаяся в стране, обусловила достаточно односторонний подход к событиям, буквально переломившим ход развития русской культуры. В результате в стране сложились, с одной стороны, условия развития новых направлений культуры, а с другой — все они были сконцентрированы вокруг коммунистической идеологии. Иные же направления русской культуры на несколько десятилетий переместились в эмиграцию.