Смекни!
smekni.com

Египет исторические и культурные традиции (стр. 2 из 6)

Загробная жизнь, культ мертвых почита­лись населением долины Нила, как, пожа­луй, ни одним другим народом мира. Ког­да египтянин умирал, созывались профес­сиональные плакальщицы, они намазывали себе лицо и волосы нильским илом в знак горя и бродили по окрестностям, плача и громко причитая. Затем тело умершего относили в Дом Смерти, там его бальза­мировали. Мумификация могла продол­жаться до 70 дней. Наконец, родственни­ки получали мумию и помещали ее - в зависимости от своего достатка - в ка­менный или деревянный саркофаг, а иног­да просто заворачивали в папирус, на ко­тором писали религиозные гимны и свое­образную «исповедь» усопшего.

Свои жилища египтяне строили из легкого и недолговечного материала, а гробницы, напротив, сооружали из камня, «на века». Если же средств было недостаточно, то мумию опускали в вырытую в пустыне яму, желательно неподалеку от гробницы какого-нибудь знатного человека, а то и самого фараона. Как правило, на похо­ронные обряды, на мумифицирование, сооружение гробницы затрачивалось го­раздо больше труда и средств, чем чело­век тратил на себя, пока был жив.

По египетским верованиям, каждому живущему были присущи Ба и Ка. Ба имела облик сокола с человеческой го­ловой, она жила в человеке, являясь как бы его «жизненной силой», а когда она покидала тело, вылетая через рот, то человек умирал. Тело бальзамирова­ли, чтобы Ба могла вернуться в свое бывшее вместилище. Ка была чем-то вроде духа-хранителя че­ловека, его «двойником». После смерти Ка возносилась на небо и отправлялась на запад, где ее встречала с пищей и питье» кормилица мира, богиня неба Хатор с гс ловой коровы. Через некоторое время возвращалась на землю и продолжаг жить возле мумии «своего» человека, гробнице, которая поэтому и называло «дом Ка». Семья усопшего должна бьи приносить Ка жертвенные дары, потому что мертвый человек нуждался в своей так же, как и живой. Для египтянина жизнь не оканчивалась смертью. Умершего ждала такая же жизнь, какую он вел и на земле, только! счастливей и лучше. Очень важно было обеспечить умершего всеми необходимыми жизненными благами, чтобы он не чувствовал себя ни в чем обделенным. В гробницу богатого человека клали пищу и напитки, одежду и благовония, игральные принадлежности и украшения, а бедному рисовали эти предметы на папирусе. На стенах погребальной камеры изобра­жали сад или пруд. Все, что невозможно было положить в гробницу, заменяли рисунком, потому что, когда появляется душа Ба, настенные рисунки оживают.

3. МАСТАБА - ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ПИРАМИДЫ

Итак, жизнь человека продолжается и после его смерти, поэтому издавна одна из главнейших забот фараонов и знати заключалась в том, чтобы подго­товить себе достойную усыпальницу. Она должна была выдержать любые стихийные бедствия и надежно защитить умершего от грабителей, иначе Ка и Ба лишились бы своего убежища и загроб­ная жизнь усопшего оказалась бы в опасности. Так от скромных могильных холмов кочевников египтяне перешли к сооружению мастабы. «Мастаба» араб­ское слово, которое обозначает плос­кую каменную скамейку перед домом. На таких и по сей день любят посидеть в свободное время в египетской деревне и побеседовать с друзьями за чашечкой кофе. Гробницы первых египетских фа­раонов напоминали эти каменные ска­мейки, правда гораздо большего раз­мера.

Одну из самых древних сохранившихся до нашего времени мастаб обнаружили в 1935 г. около Саккары. Считают, что она принадлежит второму фараону I ди­настии или даже самому объединителю Египта фараону Мену. Найденная маста­ба состоит из вырубленного в скале прямоугольного подземелья, его стены облицованы деревом. Оно разделено на пять самостоятельных комнат-камер. В средней, видимо, некогда находился деревянный саркофаг с мумией фарао­на (усыпальница была ограблена еще в древности), а в остальных комнатах были его личные вещи. Над погребени­ем возвышался плоский земляной холм. Подобное захоронение довольно точно повторяло могильники кочевников.

Но над насыпным холмом на довольно обширной площади (см. рисунок) воз­вышалась кирпич­ная кладка, внут­ренняя часть которой была поделена на 27 помещений. Они были наполне­ны сосудами с вином и блюдами с пи­щей, оружием, рыболовными снастя­ми и прочей утварью, которая могла понадобиться фараону в загробном мире. Сосуды были запечатаны, а на остальных предметах помещались таб­лички из слоновой кости с именем умершего правителя. На стенах ярки­ми красками нарисованы цветочные гирлянды и орнаменты, точно такие же, какие украшали стены реального царского дворца.

Внешние стены этой мастабы сохрани­лись не полностью. Вероятно, они были вышиной метра в три, с выступами и уг­лублениями, как в крепостных сооруже­ниях. Крыша у мастабы была слегка по­катой, а все сооружение опоясывали два каменных вала, разделенных широ­ким проходом. В 13 м от северной сте­ны археологи обнаружили несколько подсобных сооружений, а также выло­женную кирпичами яму в форме барки. Видимо, там и помещалась барка, необ­ходимая фараону для путешествия в за­гробный мир.

Мастабы, очевидно, были точной копией дворца или дома, где прежде жил усопший. Как нам уже известно, пос­ле смерти древний египтянин рассчитывал продолжать свою привычную жизнь и заниматься теми же делами, что и до своей кончины. Но между дворцом и гробницей было одно очень важное различие: в мастабе не было ни окон, ни дверей, ни коридоров! Двери были только намечены в стенах, но сами про­емы отсутствовали.

И правда, зачем духам двери? Они мо­гут легко проникать даже сквозь самые мощные стены. Египтяне верили, что Ка и Ба не нуждаются ни в каких дверях, чтобы навестить «свое» тело в любое время.

Слуг, приближенных и родственников покойного хоронили с меньшей пыш­ностью, но поблизости от главного холма. Ведь они будут помогать свое­му хозяину и повелителю, служить ему после смерти. В давние времена слуг нередко хоронили одновременно с хозяином: они добровольно прини­мали яд, так как верили, что в их обя­занности входит служить господину и после смерти.

Вокруг царских захоронений археоло­ги нередко находят многочисленные гробницы молодых женщин - это га­рем царя. Причем на их телах нет ни­каких следов насилия - очевидно, они тоже добровольно расставались с земной жизнью, чтобы всегда быть вместе со своим супругом. Смерть не страшила людей в древности, потому что продолжение жизни в загробном мире было не вопросом веры, а не­преложным убеждением каждого че­ловека.

4. РУКОТВОРНЫЕ ГОРЫ

В древнеегипетской истории ученые различают доисторический (додинастический) период (5000-2900 гг. до Р.Х.), период Ран­него царства и объ­единения Египта, когда правили фарао­ны I и II династий (2900 - 2660 гг.), и Древнее царство - с III по VI династию (2660-2160 гг.). Необходимо упомя­нуть, что в датировке событий, а также в написании имен фараонов среди уче­ных существует немало расхождений. Со времени объединения Египта столицей государства стал основанный Меном го­род-крепость Мемфис, построенный на границе Верхнего и Нижнего Египта.

III династия началась с прихода к власти фараона Джосера (правивший до него Гор Санахт не оставил никаких следов), он царствовал с 2609 до 2590 г. При его дво­ре в качестве первого советника и соратника жил человек, которого называют первым ге­нием в мировой истории - Имхотеп (в пере­воде его имя значит «пришедший с миром»). Надпись на пьедестале статуи Имхотепа гла­сит: «Визирь фараона Верхнего Египта, первый после правителя Нижнего Египта, великий смотритель дворца, сановник по праву наследования, верховный жрец Ге-лиополя, зодчий, скульптор и главный из­готовитель ваз». Кроме того, он известен как писатель и врач, а после смерти был обожествлен и почитался покровителем ре­месла, искусства и науки.

Именно Имхотепу повелел фараон по­строить в Саккаре (неподалеку от Мем­фиса) свою гробницу. Ничего удиви­тельного - правители очень заботились о загробной жизни, поэтому было при­нято еще при жизни создавать себе усыпальницу. С творения Имхотепа на­чалась новая эпоха в строительстве гробниц - эпоха пирамид.

Сначала зодчий приказал построить ог­ромную усыпальни­цу. Она состояла из двухэтажного поме­щения на дне шахты глубиной 27 м и диаметром 7 м. Вход в нее, облицованный розовым грани­том, был вырублен в скале. С верхнего этажа на нижний можно было попасть лишь через круглое отверстие диамет­ром около метра. Это отверстие заты­калось трехтонной гранитной глыбой, напоминающей по форме бутылочную пробку. Сама усыпальница, то есть «нижний этаж», имела 3 м в длину и по 1,7 м в ширину и в высоту. (Когда архе­ологи проникли в нее, то нашли только одну мумифицированную человеческую ногу, вероятно принадлежавшую фара­ону. Все остальное было давно похище­но.) Сама шахта была забита щебнем, а над входом в нее возвышалось массив­ное каменное сооружение - 63 м в дли­ну и 8 м в высоту, со слегка выпуклой крышей. Внешние стены мастабы были облицованы тщательно отполированным плотным известняком. Вокруг шла ка­менная стена высотой 10 м, она опоясы­вала площадь размером 554 х 277 м. И все же такое надгробие показалось фараону - или зодчему? - недостаточно величественным. Его расширили со всех сторон на 3 м, а затем еще на 8,5 м. В скале вырубили еще 11 шахт по 33 м глубиной, скорее всего для захоронения близких фараона, после чего мастабу увеличили еще на З м. И тут Имхотепу пришло в голову нечто совершенно но­вое: он решил построить четырехсту­пенчатую пирамиду высотой 40 м. При этом северная и западная стороны уве­личились и основание стало почти квад­ратным: оно занимало площадь 125x110 м.