Смекни!
smekni.com

Египет исторические и культурные традиции (стр. 5 из 6)

Далее размечался квадрат, служивший основанием будущей пирамиды. Для этого использовалась специальная мер­ная веревка, при помощи которой наме­чали прямой угол.

После этого устраивали праздник, имев­ший гораздо большее значение, чем це­ремония закладки первого камня при строительстве современных зданий: в сопровождении верховного жреца фа­раон еще раз выверял направление на север и затем обходил по периметру основание будущей пирамиды.

Тем временем начинали работы в камено­ломнях. По чертежам вырубали из ка­менного монолита блоки определенно­го размера. Боль­шинство их имели длину сторон около 1,3 м и весили 2,5 т. Но были и огромные - по 200 т и больше. Для обработки и укладки блоков египтяне пользовались отличным инструментом. У них были пилы, зубила, молоты и буравы из меди с деревянными рукоятками. Кро­ме того, они пользовались шарами из до-лерита - твердого зеленого камня, кото­рый привозили из пустыни с восточного берега Красного моря. Этими шарами ра­бочие били по камню вдоль намеченной линии раздела, пока тот не откалывался.

Для того чтобы расколоть особенно твердый камень, существовали два дру­гих способа:

• Вдоль намеченной линии в скале вы­сверливали отверстия. Затем в них заби­вали деревянные клинья и заливали их водой. Дерево набухало и раскалывало камень.

• Вдоль намеченной линии на скале раз­водили огонь. После того как камень раскалялся, пламя быстро заливали во­дой. А когда расширившийся от жара камень внезапно сжимался, в нем по линии образовывалась трещина.

На каждом блоке охрой помечали, для какого места пирамиды он предназна­чен. Однако бывали и надписи, не имев­шие отношения к строительству, напри­мер такие: «Как могущественна белая корона Хеопса» или «Как пьян был фа­раон».

После того, как каменный блок выруба­ли из скалы, его взваливали на подстав­ку, напоминающую сани, закрепляли веревками и волокли к строительной площадке. Белый известняк для обли­цовки доставляли из Туры, местности на правом берегу Нила. Там плиты грузили на парусное судно и по воде сплавляли в Гизу.

Еще при жизни фараона в усыпальни­цу доставляли сар­кофаг, предназна­чавшийся для него. Размеры саркофа­га обычно были столь велики, что его невозможно было протащить че­рез проходы и шахты пирамиды, поэ­тому установить его надо было во время строительства. Древним египтянам не были известны ни полиспасты, ни подъемные краны, и все же им удавалось опустить многотонный сар­кофаг на место. Сначала погребаль­ную камеру отгораживали от входа каменной стеной. Затем ее до самого верха заполняли песком. На песок ус­танавливали саркофаг. После этого стену разбирали и песок осторожно выгребали из-под саркофага. По мере того как песок убывал, саркофаг опускался, пока наконец не вставал на нужное место.

Теперь предстояло самое трудное и опасное: подъем каменных блоков с по­верхности земли на очередную строи­тельную платформу пирамиды. Устанав­ливать блоки для первого, самого низ­кого, уровня было легко. Но пирамида росла, а вместе с ней росли усилия, не­обходимые для подъема блоков.

Чтобы справиться со всем этим, делали огромные насыпи, укрепляя их деревом и известковым раствором. Возле пира­миды в Медуме и около пирамиды Се-хемхета в Саккаре сохранились еще ос­татки подобных насыпей. До сих пор ученые спорят о количестве и формах этих подсобных сооружений. Одни счи­тают, что строили лишь одну огромную насыпь у одной из четырех граней пира­миды, подсыпая и увеличивая ее по мере того, как пирамида росла.

Другие исследователи полагают, что насыпи строили с каждой стороны и они, как змеи, обвивали растущую пи­рамиду. Третьи же утверждают, что насыпь (или насыпи) пристраивали лишь к нижнему уровню блоков, а дальше вверх они поднимались как не­кое подобие современных строитель­ных лесов. Вполне возможно, что при­менялись все методы: четыре насыпи для больших пирамид, одна - для меньших.

На строительной платформе каждый блок стремились доставить как мож­но ближе к пред­назначенному для него месту. Это место и стенки со­седних блоков покрывали известковым раствором, камень снимали с саней при помощи рычагов и шестов и уста­навливали. Так, блок за блоком, росла ступенчатая пирамида с центром, подпираемым контрфорсами. Ступенчатая форма возникала благодаря тому, что по мере роста пирамиды контрфорсы все меньше возвышались над ней. Пос­ле того как строители завершали все основные работы, ступени закладывали каменной смесью и получался еще один промежуточный слой. Под конец его облицовывали белым известняком, ко­торый специально привозили с другого берега Нила, из Туры. Плиты тщательно шлифовали и полировали так, что все вместе они составляли гладкую и блес­тящую, как зеркало, поверхность. Так создавалась классическая гладкостенная пирамида.

При строительстве внешних плоскостей возникала проблема: как сделать, чтобы все боковые грани точно сходились на вершине? Ведь допущенную ошибку ис­править было бы уже невозможно. К примеру, отклонение на 2° одной из граней пирамиды Хеопса означало бы, что другие грани отклонятся от заданной точки на 15 м.

Чтобы этого не случилось, египтяне проделывали в центре верхней плат­формы внутренней, ступенчатой пира­миды отверстие и туда вставляли шест. В верхней точке этого шеста должны были сомкнуться все четыре боковых ребра. Ориентируясь на эту точку невооруженным глазом, строи­тели возводили все четыре грани, и ошибка в наклоне практически была исключена.

Организация строительных работ была на удивление про­стой. Каждым бло­ком занималась, как мы сказали бы сейчас, бригада во главе со своим начальником. Группа по доставке и уста­новке камня весом 2,5 т состояла из восьми человек. Если блок был тяже­лее, то и количество людей увеличива­лось. Члены группы с начала и до конца оставались при «своем» камне. После того как каменотесы вырубали его из монолита, «бригада» доставляла блок к месту строительства на специальной подставке на полозьях, поднимала по насыпи и устанавливала на соответству­ющее место, а после завершения рабо­ты возвращалась обратно на камено­ломню, чтобы заняться следующим камнем. Работа с одним камнем от первых ударов долеритовым шаром до ухода с пирамиды продолжалась в среднем восемь дней.

На возведении пирамиды Хеопса было занято, согласно Геродоту, 100 000 че­ловек, в первую очередь крестьян и ра­бов. Многие приходили добровольно, потому что гордились тем, что могут принять участие в строительстве пирами­ды. Работали они только с августа по октябрь, когда нильская вода заливала землю. Когда же паводок спадал, люди возвращались на свои поля.

Кроме того, 4000 человек трудились на строительстве постоянно. Это были зод­чие, каменотесы и другие мастера-ремес­ленники. Они строили храмы, прокладыва­ли ходы в пирамиде, украшали внутренние стены фризами, расписывали и подготавливали работу для 100 000 человек на будущий год. Они жили со своими семьями в прочных домах, остатки которых можно видеть и сегодня. Около пирамиды Хеопса эти люди жили 20 лет – столько времени продолжалось строительство каменного исполина.

100 000 человек, 20 лет, более 2 миллионов каменных блоков - и все это лишь для того, чтобы сложить гробницу для одного-единст-венного человека, пусть даже и царя? Об этом снова и снова спорят. Выдвигаются самые неве­роятные гипотезы.

• Пирамиды построены инопланетянами, явившимися с далеких звезд, чтобы ос­тавить нам каменные послания.

• Пирамиды заключают в себе матема­тическую тайну, которой владели егип­тяне; если мы раскроем ее, то по раз­мерам пирамиды Хеопса сможем уста­новить даты всех важных грядущих со­бытий.

• Древние египтяне при помощи таин­ственных сил, которые действуют уже более 5000 лет, пытались предохранить свои гробницы от вторжения посторон­них; шесть известных ученых поплати­лись за свое любопытство жизнью. Поэ­тому нам никогда не найти разгадку тайн пирамид.

Эти и другие подобные предположения абсолютно беспочвенны. С научной точ­ки зрения к ним нельзя относиться серь­езно. Однако с какой же целью возво­дились все-таки пирамиды? Большинство исследователей едины в мнении, что строительство пирамид на Ниле следует объяснять исходя из рели­гии египтян и существовавшего у них культа мертвых. Пирамиды, по всей ви­димости, действительно служили усыпальницами или, по крайней мере, были задуманы как усыпальницы. Однако из десяти упомянутых в этой книге пирамид саркофаги обнаружены лишь в четырех (Сехемхета, Хеопса, Хефрена, Микери-на), и все они оказались пустыми. Куда делись другие саркофаги? Правда, гра­бители начали расхищать усыпальницы еще в древности, но зачем они похища­ли саркофаги? И как удавалось незамет­но извлекать их из погребальных камер? Если их разбивали, то зачем уносили куски и осколки? И что с ними делали?

В некоторых надписях, находящихся внутри пирамид, их так и называют: «лестница в небо». И в древнеегипетс­кой иероглифике есть знак, означающий «подъем вверх». Надо ли это понимать так, что пирамида служила фараону и усыпальницей, и одновре­менно «дорогой наверх», в небо, куда он каждый вечер отправлялся, чтобы сопровождать солнце? Да и форма «на­стоящей», то есть гладкой, не ступенча­той, пирамиды допускает подобное тол­кование. Когда в облачный зимний день на западе садится солнце, пучки его лучей, пробивающиеся сквозь просветы в облаках, часто напоминают форму ги­гантской пирамиды. Возможно, строи­тельные сооружения должны были слу­жить подобием этих «солнечных пира­мид», своего рода стартовой площадкой для полета фараона на небо?

Или, может быть, острие пирамиды воз­носилось так высоко, чтобы лучи восхо­дящего солнца сначала озаряли усы­пальницу умершего фараона и лишь за­тем - хижины простых смертных?