Многое указывает на то, что здесь и следует искать разгадку. Однако окончательных ответов на эти вопросы мы, видимо, не найдем никогда.
Когда фараон умирал, его тело перевозили по Нилу к пирамиде на царской погребальной ладье. Обычно пирамиды строили на западном берегу
Нила - на западе заходит солнце, поэтому в представлении людей он был связан с царством мертвых, а города живых, напротив, находились на восточном берегу. По прибытии к усыпальнице ладью устанавливали в подготовленное углубление: она еще понадобится покойному для странствия по небу вместе с солнцем. В результате длительной работы мумификаторов, продолжавшейся до двух и более месяцев, смертное тело фараона подготавливалось для вечности: из тела вынимали мозг, внутренности и другие органы, бальзамировали отдельно и помещали в так называемые каноны (специальные каменные сосуды). Лишь сердце оставляли внутри тела, предварительно высушив его в соли, умастив бальзамами и специальными растворами и многократно обернув в холст. Многие из дальнейших торжественных церемоний должны были возвратить умершему правителю возможность есть, пить, говорить и двигаться. Фараон теперь отождествлялся с Осирисом, и поэтому все обряды повторяли содержание мифа о смерти, погребении и воскресении бога. После всех ритуалов жрецы укладывали своего мертвого господина в деревянный гроб, вносили в пирамиду и устанавливали гроб в саркофаг. В соседние камеры помещали канопы и множество разнообразных предметов, которые понадобятся фараону в загробном царстве: пищу, мебель, охотничье снаряжение, украшения, игры.
Когда жрецы наконец покидали усыпальницу, за ними опускались тяжелые каменные двери. Никто больше не имел права вновь поднять их. Под шестью миллионами тонн гранита и известняка фараон находится в полной безопасности, считали в те времена.
Искусство древнего Египта в большей степени, чем какого-либо другого периода художественного творчества, является отражением конкретной, реальной действительности на разных этапах ее исторического развития. Это касается не только изобразительного искусства, но и архитектуры. Древние египтяне считали земную жизнь всего лишь кратким эпизодом вечного существования. Именно поэтому для строительства домов, резиденций вельмож и царских дворцов они употребляли не слишком прочные материалы, а прежде всего сырцовый кирпич. Иначе выглядело дело с сооружением жилищ для бессмертной души фараона и знати, которые также как и храмы богов сооружались из камня. О прочности этих построек, устоявших наперекор времени и систематическим разрушениям, свидетельствуют сохранившиеся до нынешнего времени памятники.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Райхард Г. Пирамиды: Пер. с нем. / Худож.: Аннелиз Име, Герд Вернер. – Слово / Slovo, 1998.
2. Егер Оскар, Всемирная история: в 4 т. – Изд. испр. и доп. – М.: АСТ, 2000.
3. История Востока: в 6 т. / Ред. кол.: Р.Б. Рыбаков (пред.) и др. – М.: Вост. Лит. Корея, история – Азия, история, В.А. Якобсон, 1999.
4. История Древнего Востока: Учебник для вузов / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюов]; Под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 2002.
5. Тураев Б.А. Древний Египет. – СПб: Летний сад, 2001.
6. Розин В.М. Философия техники. От египетских пирамид до виртуальных реальностей: Учебник для вузов. – М.: NotaBene, 2001.