│ │ │ │
│ │ │ б)сведе- │ Сведения о строении недр земли, как
│ │ │ ния о ст-│ вместилище полезных ископаемых, накап-
│ │ │ роении │ ливались с развитием промысловой добы-
│ │ │ Земли │ чи соли, железных и медных руд, строи-
│ │ │ │ тельные камни, глины, слюды. По опре-
│ │ │ │ деленным признакам умельцы определяли
│ │ │ │ о скоплении железных и серебряных руд.
│ │ │ │
│ │ 5.Биоло- │ а)работы │ На Русь постепенно проникают сведе-
│ │ гические │ о соста- │ ния об эмбриологии, анатомии и психо-
│ │ знания │ ве чело- │ логии. В вопросе о происхождении чело-
│ │ │ веческо- │ века отправным пунктом оставалось
│ │ │ го тела │ представление о сотворении его богом
│ │ │ │ по своему подобию. Вопросу о составе
│ │ │ │ человеческого тела были посвящены бо-
│ │ │ │ лее ранние работы, распрстраненные в
│ │ │ │ XVIв. В "Вопросах и ответах Афанасия
│ │ │ │ князю Антиоху" указывалось, что чело-
│ │ │ │ век "составлен от четырех стихий".
│ │ │ │ Более подобные сведения читатель
│ │ │ │ мог найти в "Творениях" Дамаскина,
│ │ │ │ рассмотревшего вопрос о пяти чувст-
│ │ │ │ вах человека.
│ │ │ │
│ V.Уст- │ 1.Обряды │ а)скомо- │ Фольклор XVIв., как и все искусст-
│ ное на- │ │ рохи │ во этого времени, жил традиционными
│ родное │ │ │ формами и использовал выработанные
│ творчест-│ │ │ ранее художетсвенные средства. Па-
│ во │ │ │ мятки письменности, дошедшие до нас
│ │ │ │ от XVIв., свидетельствуют, что обря-
│ │ │ │ ды, в которых сохранилось немало
│ │ │ │ следов язычества, повсеместно быто-
│ │ │ │ вали на Руси, что былины, сказки,
│ │ │ │ пословицы, песни были основными фор-
│ │ │ │ мами словесного искусства.
│ │ │ │ Памятники письменности XVIв. упо-
│ │ │ │ минают скоморохов как людей, забав-
│ │ │ │ ляющих народ, потешников. Они при-
│ │ │ │ нимали участие в свадьбах, выполня-
│ │ │ │ ли роль дружек, участновали в похо-
│ │ │ │ ронах, особенно в заключительных
│ │ │ │ весельях, рассказывали сказки и пе-
│ │ │ │ ли песни, давали шуточные представ-
│ │ │ │ ления.
│ │ │ │
│ │ 2.Сказки │ а)волшеб-│ В XVIв. были популярны сказки. От
│ │ │ ные │ XVIв. сохранилось мало материалов,
│ │ │ │ которые бы позволяли узнать сказоч-
│ │ │ │ ный репертуар того времени. Можно
│ │ │ │ лишь сказать, что он включал в себя
│ │ │ │ волшебные сказки.
│ │ │ │ Немец Эрих Ляссота, будучи в Кие-
│ │ │ │ ве в 1594г., записал сказку о чудес-
│ │ │ │ ном зеркале. В ней рассказывается о
│ │ │ │ том, что в одну из плит Софийского
│ │ │ │ собора было вделано зеркало, в ко-
│ │ │ │ тором можно было видеть то, что
│ │ │ │ происходит далеко от этого места.
│ │ │ б)о жи- │ Существовали сказки о животных и
│ │ │ вотных и │ бытовые. Жанры традиционного фольк-
│ │ │ бытовые │ лора в это время широко бытовали.
│ │ │ │ XVIв.-время больших исторических
│ │ │ │ событий, которое наложило свой от-
│ │ │ │ печаток на народное творчество.
│ │ │ │ Стала обновляться тематика произве-
│ │ │ │ дений фольклора, в качестве героев
│ │ │ │ в них вошли в них вошли новые соци-
│ │ │ │ альные типы и исторические лица.
│ │ │ │
│ │ │ в)о Ива- │ Вошел в сказки и образ Ивана Гро-
│ │ │ не Гроз- │ зного. В одной сказке Грозный обри-
│ │ │ ном │ сован как проницательный правитель,
│ │ │ │ близкий к народу, но суровый по от-
│ │ │ │ ношению к боярам. За подаренные ему
│ │ │ │ репу и лапти царь хорошо заплатил
│ │ │ │ крестьянину, но когда дворянин царю
│ │ │ │ хорошего коня, царь разгадал злой
│ │ │ │ умысел и отдарил его не большим по-
│ │ │ │ местьем, а репой, которую получил
│ │ │ │ от крестьянина.
│ │ │ │
│ │ 3.Посло- │ а)ирония │ Другим жанром, широко бытовавшем в
│ │ вицы │ против │ устной и письменной речи в XVIв.,
│ │ │ бояр │ была пословица. Она была жанром, на-
│ │ │ │ иболее живо откликавшимся на истори-
│ │ │ │ ческие события и социальные процессы.
│ │ │ │ Время Ивана Грозного и его борьба
│ │ │ │ с боярством получили в последствии
│ │ │ │ часто сатирическое отражение, ирония
│ │ │ │ их была направлена против бояр:"Вре-
│ │ │ │ мена шатки-береги шапки", "Царские
│ │ │ │ милости в боярское решето сеются",
│ │ │ │ "Царь гладит, а бояре скребут".
│ │ │ │
│ │ │ б)о быто-│ Дают пословицы оценку и бытовым
│ │ │ вых явле-│ явлениям, в частности положению жен-
│ │ │ ниях │ щины в семье, власти родителей над
│ │ │ │ детьми. Многие из такого рода посло-
│ │ │ │ виц создавались в среде отсталых и
│ │ │ │ темных людей и на них сказалось вли-
│ │ │ │ яние морали церковников. "Баба да
│ │ │ │ бес - один у них вес". Но создава-
│ │ │ │ лись и пословицы, в которых вопло-
│ │ │ │ щается народный жизненный опыт:
│ │ │ │ "На жене дом держится".
│ │ │ │
│ │ 4.Поверья │ а)вера в │ В фольклоре XVIв. широко бытовали
│ │ │ леших, │ многие жанры, в том числе и такие,
│ │ │ водяных │ которые возникли в глубокой древ-
│ │ │ │ ности и содержат в себе следы древ-
│ │ │ │ них представлений, как вера в силу
│ │ │ б)в силу │ слова и действия в заговорах, вера
│ │ │ заговора │ в существование в леших, водяных,
│ │ │ │ домовых, колдунов, в поверьях, ле-
│ │ │ │ гендах, представляющих собой рас-
│ │ │ │ сказы о чудесах, о встрече с не-
│ │ │ │ чистой силой, о найденных кладах,
│ │ │ │ обманутых чертях. Для этих жанров
│ │ │ │ в XVIв. свойственна уже значитель-
│ │ │ в)вера в │ ная христианизация. Вера в силу
│ │ │ святых, │ слова и действия теперь подтверж-
│ │ │ бога и │ дается просьбой о помощи к богу,
│ │ │ богома- │ Иисусу Христу, богоматери и свя-
│ │ │ терь │ тым. Смла христианских религиоз-
│ │ │ │ ных представлений была велика,
│ │ │ │ они стали господствовать над язы-
│ │ │ │ ческими. Персонажами легенд кроме
│ │ │ │ лешего, русалок и черта также свя-
│ │ │ │ тые (Никола, Илья).
│ │ │ │
│ │ 5.Былины │ а)осовер-│ Важные изменения произошли и в
│ │ │ шенование│ былинах. Прошлое-предмет изобра-
│ │ │ былин │ жения былин-получает в них новое
│ │ │ │ освещение. Так, в период борьбы
│ │ │ │ с Казанским и Астраханским царст-
│ │ │ │ вами былины о битвах с татарами
│ │ │ │ получает новое звучание в связи
│ │ │ │ с подъемом патриотических наст-
│ │ │ │ роений. Иногда былины осовреме-
│ │ │ │ нивались. Калин-царь заменяется
│ │ │ │ Мамаем, а вместо князя Владими-
│ │ │ │ ра появляется Иван Грозный. Бо-
│ │ │ │ рьба с татарами живила былинный
│ │ │ │ эпос. Он впитывает в себя новые
│ │ │ │ исторические события, включает
│ │ │ │ новых героев.
│ │ │ б)возник-│ Кроме такого рода изменений
│ │ │ новение │ исследователи эпоса к этому вре-
│ │ │ новых бы-│ мени относят и возникновение но-
│ │ │ лин │ вых былин. В этом столетии были
│ │ │ │ сложены былины о Дюке и Сухмане,
│ │ │ │ о наезде литовцев, о Вавиле и
│ │ │ │ скоморохах. Отличие всех этих
│ │ │ │ былин-широкое развитие социаль-
│ │ │ - о Дюке │ ной темы и антибоярской сатиры.
│ │ │ и Сухма- │ Дюк представлен в былине трус-
│ │ │ не │ ливым "молодым боярином", кото-
│ │ │ │ рый не решается сразиться со
│ │ │ │ змеем, боится Ильи Муромца, но
│ │ │ │ поражает всех своим богатством.
│ │ │ │ Дюк-образ сатирический. Былина
│ │ │ │ о нем - сатира на московское
│ │ │ │ боярство.
│ │ │ │ Былина о Сухмане, старая по
│ │ │ │ происхождению, характерна усиле-
│ │ │ │ нием в ней отрицательной трактов-
│ │ │ │ ки образов бояр, князей и Влади-
│ │ │ │ мира, который вступает в конфликт
│ │ │ │ с богатырем, не примиряющимся с
│ │ │ │ князем.
│ │ │ -о наезде│ Былина о наезде литовцев содер-
│ │ │ литовцев │ жит в себе яркие следы времени.
│ │ │ │ Двое братьев Ливиков из земли Ли-
│ │ │ │ товской замышляют набег на Москву.
│ │ │ │ В былине две сюжетные линии: по-
│ │ │ │ хищения князя Романа и борьба его