Смекни!
smekni.com

Русская культура XVI века (стр. 15 из 18)

│ │ ния в Рос-│ │ значится: "Начатся печатание книг в

│ │ сии │ │ Москве, при митрополите московском Ма-

│ │ │ │ карии".

│ │ │ │

│ │ │ б)историо│ В настоящее время не располагают дос-

│ │ │ графия │ таточными данными, чтобы выделить сре-

│ │ │ │ ди безвыходных московских изданий пер-

│ │ │ │ венца русского книгопечатания и опре-

│ │ │ │ делить последовательность их появления.

│ │ │ │ В этом отношении мнения ученых расхо-

│ │ │ │ дятся. Т.Н.Протасьева и М.Н.Тихомиров

│ │ │ │ опираясь в основном на филиграни бума-

│ │ │ │ ги и записи (самая ранняя из них,

│ │ │ │ впрочем, относится к 1559г.), придер-

│ │ │ │ живаются схемы: Триодь Постная, узкош-

│ │ │ │ рифтное, среднешрифтное и широкошрифт-

│ │ │ │ ое Евангелие, Псалтыри (без уточнения

│ │ │ │ последовательности вариантов). А.С.Зер-

│ │ │ │ нова видит первое издание в среднешриф-

│ │ │ │ тном Евангелии, а Е.Л.Немировский усма-

│ │ │ │ тривает следующую последовательность:

│ │ │ │ узкошрифтное Евангелие, Триодь Постная,

│ │ │ │ Триодь Цветная, среднешрифтное Еванге-

│ │ │ │ лие, среднешрифтный Псалтырь, Широко-

│ │ │ │ шрифтное Евангелие, широкошрифтный Пса-

│ │ │ │ лтырь.

│ │ │ │

│ │ │ в)Апос- │ Труд московских книгопечатников был

│ │ │ тол │ увенчан выходом в свет подлинного шедев-

│ │ │ │ ра полиграфического искусства-Апостола

│ │ │ │ 1564г. Апостол был начат печатью 19 ап-

│ │ │ │ реля 1563г. и завершен 1 марта 1564г.

│ │ │ │ Художественное оформление Апостола со-

│ │ │ │ ответствует традициям русской иконопис-

│ │ │ │ ной книги.

│ │ │ │

│ │ │ г)Часов- │ Иван Федоров и его помощник Петр

│ │ │ ник │ Мстиславец после выхода Апостола продол-

│ │ │ │ жали работу. И выпустили двумя издания-

│ │ │ │ ми Часовник (первое издание с 7 августа-

│ │ │ │ 29 сентября), а второе-(2 сентября-

│ │ │ │ 29 октября).

│ │ │ │

│ │ │ д)Псал- │ В 1577г. была издана Псалтырь в ином

│ │ │ тырь │ варианте. Была она напечатана Андрон-

│ │ │ │ ником Тимофеевым Невежой.

│ │ │ │ Русское печатное дело выходило на

│ │ │ │ новые рубежи XVIIв. Русские мастера

│ │ │ │ печатного дела, сохраняя преемствен-

│ │ │ │ ность, были заняты поиском нового.

│ │ │ │

│VIII.Лите-│ 1.Виды ли-│ а)рели- │ Основное место в книжной продукции

│ ратура │ тературы │ гиозная │ XVIв. занимают произведения религиоз-

│ │ │ │ ной и церковной литературы. Она про-

│ │ │ │ никнута характерной для XVIв. публи-

│ │ │ │ цистичностью. В этой литературе, не

│ │ │ │ ставившей перед собой художественных

│ │ │ │ задач, нашли отражение как острые

│ │ │ │ социальные противоречия, так и фило-

│ │ │ │ софия-этические искания, сатиричес-

│ │ │ │ кое обличение нравов. Широкий мир

│ │ │ │ европейской культуры раскрывая перед

│ │ │ │ читателями в религиозной оболочке

│ │ │ │ "слов" Максима Грека.

│ │ │ │

│ │ │ -сбр... │ Открывают церковную публицистику

│ │ │ "Просве- │ XVI столетия полемические сочинения

│ │ │ титель" │ Иосифа Волоцкого (Санина). Наиболее

│ │ │ Иосифа │ важное произведение Иосифа Волоцкого

│ │ │ Волоцко- │ - сбр... "Просветитель", состоящий

│ │ │ го │ из 16-и "слов", в которых автор обли-

│ │ │ │ чает новгородскую ересь.

│ │ │ -произ- │ Талантливым наблюдателем, обличите-

│ │ │ ведения │ лем нравов и пороков монахов и мирян

│ │ │ митропо- │ представляет митрополит Даниил ("Ря-

│ │ │ лита Да- │ занец"). Обычный предмет даниловых

│ │ │ ниила │ обличений-роскошь, гордыня, хвастов-

│ │ │ │ ство. Наряду с канонической церков-

│ │ │ │ ной литературой он широко применяет

│ │ │ │ для подкрепления своего мнения апок-

│ │ │ │ рифы, также он не брезговал личными

│ │ │ │ выпадами, инсинуацией и даже клеве-

│ │ │ │ той.

│ │ │ -Нил │ Нил Сорский (в миру Николай Федо-

│ │ │ Срский │ рович Майков) и его последователь

│ │ │ │ Вассиан Патрикеев, или Косой, яви-

│ │ │ │ лись основателями и вождями оппози-

│ │ │ │ ции среди черного духовенства XVIв.

│ │ │ │ столетия. В главном своем сочинении-

│ │ │ │ -"Предание ученикам о скитской жизни"

│ │ │ │ - многолюдной монастырской жизни, где

│ │ │ │ легко находят почву всевозможные по-

│ │ │ │ роки, Нил противопоставляет в качес-

│ │ │ │ тве идеала жизнь в скиту (маленькой

│ │ │ │ монашеской общине, состоящей из нес-

│ │ │ │ кольких человек).

│ │ │ -Вассиан │ Произведения Вассиана Патрикеева,

│ │ │ Патрике-│ прозванного Косым, отмечены силой

│ │ │ ев │ убеждения, железной логикой и сор -

│ │ │ │ казмом. Его публицистика разнообраз-

│ │ │ │ на по жанрам и приемам, часто исполь-

│ │ │ │ зует он диалогическую форму.

│ │ │ -Максим │ Заметное место в истории русской

│ │ │ Грек │ литературы занимает деятельность

│ │ │ │ Максима Грека (в миру Михаил Триво-

│ │ │ │ лис). Он был типичным представителем

│ │ │ │ средневековья, убежденным христиани-

│ │ │ │ ном и, приехав в Россию для исправ-

│ │ │ │ ления богослужебных книг, принимал

│ │ │ │ активное участие в борьбе с еретичес-

│ │ │ │ кими учениями.

│ │ │ │ Непосредственной целью своей пое-

│ │ │ │ здки в Россию Максим Грек считал пе-

│ │ │ │ реводом Толковой псалтыри. Составлен-

│ │ │ │ ные им пояснения к Толковой псалтыри

│ │ │ │ свидельствуют о его огромной эруди-

│ │ │ │ ции. Центральное произведение Максима

│ │ │ │ Грека-"Слово пространное, излагающее

│ │ │ │ с жалостью нестроения и бесчиния".

│ │ │ │ В "Слове пространном" Максим дает

│ │ │ │ советы царям по управлению государст-

│ │ │ │ вом. Править необходимо благочестиво

│ │ │ │ и разуно, соблюдая справедливость.

│ │ │ │ Он первый на Руси обратился и к

│ │ │ │ вопросам фолологической теории. Сох -

│ │ │ │ ранились его сочинения "О грамматике"

│ │ │ │ и "О пользе грамматики".

│ │ │ б)исто- │ В XVIв. создаются историко-аллего-

│ │ │ рико-ал- │ рические повести о Вавилонском цар-

│ │ │ легори- │ стве, о Белом клобуке, сказание о

│ │ │ ческая │ князьях владимирских. Наиболее ярко

│ │ │ │ этот жанр проявляется в творчестве

│ │ │ │ Ивана Пересветова-автора "Сказание"

│ │ │ -Иван │ о царе Константине и Магмет-солтане.

│ │ │ Перес- │ От религиозно-символического толко-

│ │ │ ветов │ вания истории русской писатели при-

│ │ │ │ шли к ее социально-аллегорической

│ │ │ │ интерпретации. А на ряду с аллегори-

│ │ │ │ ческой системой образов получает бо-

│ │ │ │ льшое развитие система натуралисти-

│ │ │ │ чески точно передающих внешний мир

│ │ │ │ образов. Именно таковы произведения

│ │ │ │ Ивана Пересветова.

│ │ │ │ Произведения Ивана Пересветова от-

│ │ │ │ носятся к жанру стилизованного пос-

│ │ │ │ лания, т.е. послания условного, рас-

│ │ │ │ читанного не на конкретного адреса-

│ │ │ │ та, а на широкое распространение в

│ │ │ │ читательской среде.

│ │ │ -А.Курб- │ Талантливыми публицистами XVIв.

│ │ │ ский │ были Андрей Михайлович Курбский и

│ │ │ │ царь Иван IV Грозный. Тематика из-

│ │ │ │ вестной переписки между ними очень

│ │ │ │ важна для понимания самых важных

│ │ │ │ вопросов, волновавших обществен-

│ │ │ │ ность XVIв. Курбский создал такие

│ │ │ │ произведения, как "Три послания

│ │ │ │ Ивана Грозного" и "Историю о вели-

│ │ │ │ ком князе Московском".

│ │ │ -Иван │ Ивану Грозному принадлежит неско-

│ │ │ Грозный │ лько характерных и ярких произведе-

│ │ │ │ ний, являющимся деловыми документа-

│ │ │ │ ми. Отдельно выделяется его сатири-

│ │ │ │ ческое послание в Кирилло-Белозерс-

│ │ │ │ кий монастырь. Оно написано в 1573г.

│ │ │ │ и адресовано игумену монастыря "Ко-

│ │ │ │ зьме с братией".

│ │ │ │ Послание, адресованное А.М.Курбс-

│ │ │ │ кому (1564,1577), - также известное.

│ │ │ │ В этих посланиях царь обосновывает

│ │ │ │ абсолютистский характер своей влас-

│ │ │ │ ти ее Божественностью и высокородны-