Смекни!
smekni.com

Русская культура XVI века (стр. 16 из 18)

│ │ │ │ ми предками.

│ │ │ │ Ивану Грозному принадлежит также

│ │ │ │ гимнографические произведения (канон

│ │ │ │ Ангелу Грозному воеводе Парфения

│ │ │ │ Уродливого), Духовная.

│ │ │ │ Летописи сохранили его речи, посо-

│ │ │ │ льские дела-диспут с протестантским

│ │ │ │ пастором Яном Рокитой.

│ │ │ │ Состав литературного творчества ца-

│ │ │ │ ря установлен неточно: по весьма спо-

│ │ │ │ рной гипотезе американского ученого

│ │ │ │ Э.Кинана, переписка с А.М.Курбским

│ │ │ │ является литературной мистификацией

│ │ │ │ С.И.Шаховского (17 век). Наоборот,

│ │ │ │ его авторству приписывают другие

│ │ │ │ послания.

│ │ │ │ Иван Грозный активно вмешивался в

│ │ │ │ составление и редактирование летопи-

│ │ │ │ сания (Лицевой летописный свод).

│ │ │ │

│ │ │ в)цер- │ В работе по объединению церковной и

│ │ │ ковная │ историко-политической литературы бо-

│ │ │ и исто- │ льшая роль принадлежит митрополиту Ма-

│ │ │ рико │ карию, выходцу из Новгорода. Он объе-

│ │ │ -поли- │ динил вокруг себя большой кружок кни-

│ │ │ тичес- │ жников и писцов (сам он был малоталан-

│ │ │ кая │ тливым писателем). Главные труды этого

│ │ │ -митро- │ кружка-создание Великих Четий-Миней и

│ │ │ полит │ Никоновского лицевого летописного свода.

│ │ │ Макарий │ Великие Четьи-Миней-огромное собрание

│ │ │ │ амографической патриотической литерату-

│ │ │ │ ры, имеющей отношение к церковной служ-

│ │ │ │ бе и заключенной в 12 книгах на 27 тяся-

│ │ │ │ чах страницах. Работа над этим сводом

│ │ │ │ была закончена в 1552г.

│ │ │ │ Никоновский свод не сохранился в пол-

│ │ │ │ ном виде. Но до нас дошли 10 томов,

│ │ │ │ которые содержат 20 тысяч страниц и 16

│ │ │ │ тясяч рисунков. Оформление книги отли-

│ │ │ │ чается великолепием. Лицевой свод явля-

│ │ │ │ ется выдающимся памятником изобразите-

│ │ │ │ льного искусства, создавшегося в 70-е

│ │ │ │ годы XVIв.

│ │ │ │

│ │ 2.Книги │ а)"Рус- │ Составленный в 1512г. "Русский хроно-

│ │ созданные │ ский хро-│ граф" дает новую редакцию "Повести о

│ │ в XVIв. │ нограф │ взятии Царьграда". В этой редакции про-

│ │ │ │ изведение Нестора Искандера приобрело

│ │ │ │ форму торжественного литературного пла-

│ │ │ │ ча, построенного на противопоставлении

│ │ │ │ гибнущей Византии могучему и расцветаю-

│ │ │ │ щему Московскому царству.

│ │ │ │ В 1533г. создается вторая редакция

│ │ │ │ "Хронометра", включившая традиционный

│ │ │ │ текст повести Нестора Искандера.

│ │ │ │

│ │ │ б)"Лето- │ Деятельности Ивана IV, его внешней

│ │ │ писец на-│ и внутренней политике посвящены "Лето-

│ │ │ чала │ писец начала царства" и "Царственная

│ │ │ царства" │ книга".

│ │ │ │ "Летописец начала царства", написан-

│ │ │ │ ный между 1553г. и 1555г., имел опре-

│ │ │ │ деленную целевую установку-прославле-

│ │ │ │ ние победы над Казанским ханством.

│ │ │ │ Известно 2 редакции этого памятника-

│ │ │ │ краткая и пространная.

│ │ │ │

│ │ │ в)лето- │ Создаются в XVIв. и построенные по

│ │ │ писи Ни- │ традиционной конве крупные летописи-

│ │ │ колевс- │ Воскресенская и Николаевская. Идея

│ │ │ кая и │ московского главенства во всей Рус-

│ │ │ Воскре- │ ской земле проходит через оба этих

│ │ │ сенская │ свода. Стиль летописей двойствен:

│ │ │ │ сжатые традиционно-летописные "пове-

│ │ │ │ сти" и сухие исторические известия

│ │ │ │ перемежаются с обширными панегири-

│ │ │ │ ческими статьями.

│ │ │ │

│ │ │ │

│ │ │ г)Сте - │ Инициатором написания Степенной

│ │ │ пенная │ книги законченной в 1563г., был Ма-

│ │ │ книга │ карий. Это своеобразное историческое

│ │ │ │ произведение. Описание исторических

│ │ │ │ событий группируется в этом памятни-

│ │ │ │ ке вокруг 17 "степеней"-17 колен

│ │ │ │ московских государей. Эти "степени"-

│ │ │ │ - ступени "ззлатой лестницы", ведущей

│ │ │ │ на небо, где теперь пребывают благо-

│ │ │ │ верные предки царя Ивана IV. Степен-

│ │ │ │ ная книга- яркий образец перенесения

│ │ │ │ материала из одного жанра в другой.

│ │ │ │

│ │ │ д)Домо- │ Большое значение в истории литера-

│ │ │ строй │ туры XVIв. имела писательская деяте-

│ │ │ │ льность священика Сильвестра. Он при-

│ │ │ │ нимал участие в редактировании Стогла-

│ │ │ │ ва и в редактировании (возможно, и

│ │ │ │ составлении) памятника под названием

│ │ │ │ "Домострой". Домострой-это небольшая

│ │ │ │ по объему книга, своеобразная краткая

│ │ │ │ энциклопедия по домоводству в широком

│ │ │ │ смысле слова. "Домострой" не просто

│ │ │ │ сборник полезных советов, это произве-

│ │ │ │ дение, относящееся к довольно распро-

│ │ │ │ страненному в Древней Руси жанру "по-

│ │ │ │ учение".

│ │ │ │

│ │ │ е)исто- │ Традиции повествовательной литерату-

│ │ │ рические │ ры XVIв. не прерывались. Для повество-

│ │ │ повести │ вательной литературы этого периода ти-

│ │ │ │ пичен фольклоризм. Это своеобразные

│ │ │ │ переработки былин или вариации на сю-

│ │ │ │ жеты былинного эпоса. Были написаны

│ │ │ │ такие исторические повести, как

│ │ │ │ 1)"Казанский летописец",

│ │ │ │ 2)"Повесть о пришествии Стефона Ба-

│ │ │ │ тория под град Псков" в 1581г.

│ │ │ │ Вторая половина XVIв. была временем

│ │ │ │ спада активности литературы в России.

│ │ │ │ Причинами тому были как тяжелые условия

│ │ │ │ экономической и культурной жизни стра-

│ │ │ │ ны, обусловленные Ливонская войной и

│ │ │ │ опричниной. Разгром свободомыслия и по-

│ │ │ │ давлений еретических выступлений сыгра-

│ │ │ │ ла отрицательную роль в судьбах рус-

│ │ │ │ ской культуры второй половины XVIв.

│ │ │ │

│ IX .Архи-│ 1.Восста- │ а)Москов-│ В начале XVI столетия в развитии рус-

│ тектура │ новление │ ский │ ского зодчества появляются признаки

│ │ русского │ Кремель │ нового подъема. Прежде всего они ска-

│ │ зодчества │ │ зались в увеличении самого размаха

│ │ │ │ строительства и в восстановлении мно-

│ │ │ │ гих пришедших к тому времени в ветхое

│ │ │ │ состояние ранних построек.

│ │ │ │ Со всех сторон Кремль был окружен

│ │ │ │ водной преградой: с южной строны

│ │ │ │ Москвой-рекой, с северо-западной-

│ │ │ │ рекой Неглинной и с восточной-глу-

│ │ │ │ боким рвом.

│ │ │ │ Ров, обнесенный каменными зубчатыми

│ │ │ │ стенами, был вырыт у стен Кремля в

│ │ │ │ 1508-1516гг. Он шел от Угловой Арсе-

│ │ │ │ нальной башни, через всю Красную пло-

│ │ │ │ щадь, до Беклемишевской башни, соеди-

│ │ │ │ няя реку Неглинную с Москвой-рекой.

│ │ │ │ Таким образом, Кремль представлял

│ │ │ │ собой островную крепость. Для запол-

│ │ │ │ нения рва водой были устроены специа-

│ │ │ │ льные запруды на реке Неглинной около

│ │ │ │ Троицкого моста и Боровицких ворот.

│ │ │ │

│ │ │ б)собор │ Обновлялись храмы древнего Владимира.

│ │ │ в Юрьеве │ В 1471г. начали реставрировать собор

│ │ │ -Польс- │ в Юрьеве-Польском, построенный еще в

│ │ │ ком │ первой половине XIIIв.

│ │ │ │ Подъем строительной деятельности вы-

│ │ │ │ разился не только в довольно значите-

│ │ │ │ льных реставрационных работах, но и в

│ │ │ │ сооружении новых каменных зданий.

│ │ │ │

│ │ 2.Шатровая│ │ Одним из самых интересных явлений в

│ │ архитекту-│ │ истории древнерусского зодчества ста-

│ │ ра │ │ ла шатровая архитектура 16 века.

│ │ │ │ Каменные храмы, завершаемые шатром,

│ │ │ │ издавна известны в русской деревянной

│ │ │ │ архитектуре. Конструкция шатрового

│ │ │ │ верха так и называлась "на деревянное

│ │ │ │ дело". Построение внутреннего прост-

│ │ │ │ ранства не играло ведущей роли в рус-

│ │ │ │ ской архитектуре. Особое внимание

│ │ │ │ зодчих сосредоточивалось на внешней

│ │ │ │ форме, ее художественно-декоративной