│ │ │ │ впечатляемости. Именно этими особен-
│ │ │ │ ностями русская архитектура этого пе-
│ │ │ │ риода отличается от архитектуры со-
│ │ │ │ седних с Русью стран. Однако обраще-
│ │ │ │ ние к шатру как определенной архи-
│ │ │ │ тектурной форме остается загадочным,
│ │ │ │ если не считать, что известным про-
│ │ │ │ тотипом ему могла служить крепост-
│ │ │ │ ная башня, крытая шатром, как символ
│ │ │ │ горделивой силы государства.
│ │ │ │
│ │ 3.Соору- │ а)цер- │ Церковь Вознесения в селе Коломенс-
│ │ жение но- │ ковь Воз-│ ком (1530-1532) - была построена Ва-
│ │ вых зда- │ несения │ силием III в честь рождения сына. бу-
│ │ ний │ │ дущего царя Ивана Грозного. Она пред-
│ │ │ │ ставляет собой один сплошной верти-
│ │ │ │ кальный объем высотой в 60 метров:
│ │ │ │ Краснокирпичного цвета башня с бело-
│ │ │ │ каменной, как жемчужной "обнизью" по
│ │ │ │ поверхности 28 метрового шатра. В
│ │ │ │ действительности вся эта вертикаль
│ │ │ │ состоит из нескольких объемов. Неско-
│ │ │ │ лько позже были пристроены на уровне
│ │ │ │ подклета галлереи-гульбища и лестнич-
│ │ │ │ ные всходы.
│ │ │ │ Это хронологически первый и самый
│ │ │ │ выдающийся памятник каменно-шатровой
│ │ │ │ архитектуры. Все элементы наружной
│ │ │ │ обработки здания подчеркивают его вер-
│ │ │ │ тикальную устремленность. В деталях
│ │ │ │ здания широко использованы мотивы ре-
│ │ │ │ нессанской архитектуры.
│ │ │ │
│ │ │ б)Успен- │ Митрополит Филипп не пожалел средств
│ │ │ ский со- │ для строительства нового Успенского
│ │ │ бор │ собора. Весной 1472г. его начали стро-
│ │ │ │ ить отец и сын Ховрины. Но в 1474г.
│ │ │ │ недостроенное здание неожиданно разва-
│ │ │ │ лилось. И в марте 1476г. в Москву при-
│ │ │ │ ехал знаменитый болонский инженер и
│ │ │ │ архитектор Аристотель Фиораванти, ко-
│ │ │ │ торому было поручено его строительство.
│ │ │ │ В 1514-1515гг. собор был расписан фре-
│ │ │ │ сками и приобрел нарядный вид. Успен-
│ │ │ │ ский собор стал главным сооружением
│ │ │ │ великокняжеской Москвы и классичкским
│ │ │ │ образом церковного зодчества XVIв.
│ │ │ │
│ │ │ в)Арха- │ В 1505-1508гг. Алевиз Новый построил
│ │ │ нгельс- │ усыпальницу великих князей -Арханге-
│ │ │ кий со- │ льский собор. Замыкает ансамбль кре-
│ │ │ бор │ млевских сооружений на Боровицком хол-
│ │ │ │ ме. Северный и западный фасады его
│ │ │ │ обращены на Соборную площадь, южный-
│ │ │ │ на Москву - реку. Постройка началась
│ │ │ │ при Иване III была закончена приего
│ │ │ │ сыне, великом князе Василии Ивановиче.
│ │ │ │ После Успенского собора это был вто-
│ │ │ │ рой по величине храм в Московском
│ │ │ │ Кремле. Венчают собор пять куполов.
│ │ │ │ Центральный купол был позолочен, а
│ │ │ │ боковые покрыты белым железом.
│ │ │ │
│ │ │ г)собор │ В самом начале XVIв. был воздвигнут
│ │ │ Чудова │ еще один собор в Кремле-собор Чудова
│ │ │ монасты- │ монастыря, в котором ярко проявились
│ │ │ ря │ особенности новой московской архитек-
│ │ │ │ туры.
│ │ │ │
│ │ │ д)пост- │ Город быстро рос, и на протяжении
│ │ │ ройка │ XVIв. пришлось строить еще три коль-
│ │ │ городс- │ ца укреплений-сначала в 30-х годах
│ │ │ ких ук- │ каменная стена Китай-города, в 80-х
│ │ │ репле- │ годах знаменитый градостроитель Фе-
│ │ │ ний │ дор Конь построил стену Белого горо-
│ │ │ │ да, а в 1591-92гг. была возведена де-
│ │ │ │ ревянная стена-Скородом.
│ │ │ │
│ │ │ е)кре- │ Четким квадратом поднялись в
│ │ │ постное │ 1492г. стены Иван-города. В 1508-
│ │ │ строи- │ 1511гг. был построен каменный кремль
│ │ │ тельство│ Нижнего Новгорода. Затем в 1514-1521гг.
│ │ │ │ построили кремль в Туле, а в 1525-
│ │ │ │ 1531гг. - в Коломне, в 1531г. - в За-
│ │ │ │ ройске, в 1556г. - в Серпухове. Одним
│ │ │ │ из памятников крепостного строитель-
│ │ │ │ ства XVIв. является сохранившаяся в
│ │ │ │ Москве башня "Дуло" Симонова монасты-
│ │ │ │ ря. Она была выстроена в 80-90гг. XVIв.
│ │ │ │
│ │ │ з)храм │ Выдающимся произведением новой шат-
│ │ │ Бориса и│ ровой архитектуры был храм Бориса и
│ │ │ Глеба │ Глеба, построенный по желанию Бориса
│ │ │ │ Ггодунова в 1603г. в Берисовском го-
│ │ │ │ родке под Можайском.
│ │ │ │
│ │ │ │ Московская архитектура рубежа 15-16
│ │ │ │ веков стала общерусским явлением.
│ │ │ │
│ │ │ и)соборы │ Собор Симонова монастыря в Москве
│ │ │ │ (1549).
│ │ │ │ Собор Покровского монастыря в Суз-
│ │ │ │ дале (1510-1518).
│ │ │ │ При их строительстве использовался
│ │ │ │ традиционный московский тип церкви на
│ │ │ │ подклете, с барабаном, приподнятым на
│ │ │ │ ступенчато-повышенных арках.
│ │ │ собор │ Собор Покрова на Рву (иначе храм
│ │ │ Покрова │ Василия Блаженного) в Москве на Крас-
│ │ │ │ ной площади (1555-1560). Построен в
│ │ │ │ честь взятия Казани. Его авторы-рус-
│ │ │ │ ские зотчие Барма и Посник. Памятник
│ │ │ │ имеет праздничный, ликующий облик.
│ │ │ │ Смелый по композиции и декоративный,
│ │ │ │ он воплотил всю мощь русского архи-
│ │ │ │ тектурного гения.
│ │ │ │ Храм был построен в честь взятия
│ │ │ │ Казани, а его приделы посвящены свя-
│ │ │ │ тым, на дни праздников которых прихо-
│ │ │ │ дились победы русских войск накануне
│ │ │ │ знаменательного штурма. Храм состоял
│ │ │ │ из 9 отдельных храмов, поставленных
│ │ │ │ на высокий аркадный подклет.
│ │ │ │ Несмотря на тяжелые условия, соз-
│ │ │ │ данные господством консервативных
│ │ │ │ взглядов, русская архитектура сдела-
│ │ │ │
│ │ │ │ ла в XVIв. громадный шаг в своем раз-
│ │ │ │ витии. Сложилась общерусская архитек-
│ │ │ │ турная школа, а условия русского зод-
│ │ │ │ чества середины XVIв. подготовили ус-
│ │ │ │ ловия для возобновления егоподъема в
│ │ │ │ конце столетия.
│ │ │ │
│ VIII.Жи- │ 1.Школа │ а)фрески │ Одним из крупных московских монас-
│ вопись │ Дионисия │ │ тырей мастеров начала XVIв. был Дио-
│ │ │ │ нисий (30-40 годы XV века - между
│ │ │ │ 1503-1508). Он был мирянином знатного
│ │ │ │ происхождения. Возглавлял большую
│ │ │ │ артель, выполнял княжеские, монастырс-
│ │ │ │ кие, митрополичьи заказы вместе с сы-
│ │ │ │ новьями. Самым замечательным памятни-
│ │ │ │ ком Дионисия является цикл росписей
│ │ │ │ Рождественского собора Ферапонтова
│ │ │ │ монастыря, работа над которым была
│ │ │ │ исполнена Дионисием вместе с сыновья-
│ │ │ │ ми летом 1502 года. Роспись посвяще-
│ │ │ │ на теме Богородицы (около 25 компо-
│ │ │ │ зиций). Тема росписи-хвалебное пес-
│ │ │ │ нопение (акафист). Здесь ни разу не
│ │ │ │ встречается сцена смерти, Успение
│ │ │ │ Богородицы.
│ │ │ │
│ │ │ б)иконы │ Мастерская Дионисия изготовляла и
│ │ │ │ житийные иконы, содержавшие в боко-
│ │ │ │ вых "клемах" изображения различных
│ │ │ │ эпизодов из "житий святых". Диони-
│ │ │ │ сий написал икону "Митрополит Алек-
│ │ │ │ сий", в ряде клейм которой нашли от-
│ │ │ │ ражение реальные черты жизни этого
│ │ │ │ церковного деятеля.
│ │ │ │ До нас дошли две иконы-"Спас в си-
│ │ │ │ лах" и "Распятие" (1500 год). С
│ │ │ │ именем Дионисия связывают также
│ │ │ │ житийные иконы-митрополитов Петра
│ │ │ │ и Алексея (обе из Успенского собора
│ │ │ │ Московского Кремля).
│ │ │ │ Вместе с учениками и помощниками
│ │ │ │ Дионисий создаль также иконостас Рож-
│ │ │ │ дественского собора, из которого са-
│ │ │ │ мому Дионисию принадлежит икона
│ │ │ │ "Богоматерь одигитрия".
│ │ │ │ Влияние искусства Дионисия сказа-
│ │ │ │ лось на всем 16 века. Оно затронуло
│ │ │ │ не только монументальную и станковую
│ │ │ │ живопись, но и миниатюру, прикладное
│ │ │ │ искусство.
│ │ │ │
│ │ 2.Измене- │ │ Потребность в усилении религиозной