│ │ │ │ ли и факторы негативные,ставившие серь-
│ │ │ │ ёзные преграды на пути культурного про-
│ │ │ │ гресса.Тем не менее XVI век отмечен ве-
│ │ │ │ личайшими достижениями в различных сфе-
│ │ │ │ рах культуры,которые послужили основой
│ │ │ │ для её дальнейшего развития в XVII веке,
│ │ │ │ открывающем "новый период" русской
│ │ │ │ истории.
│ │ │ │
│ │ │ │
│III.Мате- │1.Сельско- │ а)"суко- │ В течении XVI в. происходит
│ риальная │ хозяйст- │ ватка"│ усилинное развитие ремесла.
│ культура │ венная │ │ Наиболее застойной была тех-
│ │ техника │ │ ника сельскогхозяйственного
│ │ │ │ производства. Веками здесь сох-
│ │ │ │ ранялись прежние орудия труда,
│ │ │ │ да и в условиях крепостного хо-
│ │ │ │ зяйства не создавалось необхо-
│ │ │ │ димого простора для подъема про-
│ │ │ │ изводственных сил в крестьянс-
│ │ │ │ ком хозяйстве. Как и прежде,
│ │ │ │ в сельском хозяйстве употреб-
│ │ │ │ лялась, "суховатка", разрых-
│ │ │ │ лявшая почву (применялась в
│ │ │ │ конной упряжи).
│ │ │ б)двузу- │ Но постепенно ее вытеснила
│ │ │ бая соха │ двузу бая соха с железным на
│ │ │ │ конечником, а также деревянный
│ │ │ │ плуг. По прежнему применялись
│ │ │ │ в сельском хозяйстве бороны,
│ │ │ │ косы, серпы, грабли.
│ │2.Техника │ а)буровые│ Более заметного прогресса достиг-
│ │ремеслен- │ скважины │ ла
│ │ного произ-│ │ техника ремесленного производ-
│ │водства │ │ ства, хотя темпы движения были
│ │ │ │ весьма медленными, так как
│ │ │ │ средневековые ремесла базиро-
│ │ │ │ вались на ручном труде и рабо-
│ │ │ │ тало преимущественно на заказ.
│ │ │ │ В XVI в. русские мастера нау-
│ │ │ │ чились делать глубокие скважи-
│ │ │ │ ны (свыше 100 м) для добычи со-
│ │ │ │ ли.
│ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ Появились более сложные домницы
│ │ │ б)домни- │ вместо сыродутных горнов для
│ │ │ цы │ выплавки железа из руды.
│ │ │ │
│ │ │ в)механи-│ Заметно выросла обработка
│ │ │ ческие │ металлов.
│ │ │ молоты │ В XVI в. уже употреблялись
│ │ │ │ механические молоты - "самоко-
│ │ │ │ вы", приводившиеся в движение
│ │ │ │ водой.
│ │3.Литейное │ а)пушка │ В конце XVI в. большое раз-
│ │ дело │ (1488г.) │ витие стало получать литейное
│ │ │ │ дело, тесно связянное с обес-
│ │ │ │ печением военных потребностей.
│ │ │ │ Уже в 80г. XV в. был организо-
│ │ │ │ ван государственный Пушечный
│ │ │ │ двор в Москве на реке Неглин-
│ │ │ │ ной. До нас дошла пушка, отли-
│ │ │ │ тая Яковом в 1488г. (это самая
│ │ │ │ древняя из сохранившихся рус-
│ │ │ │ ских пушек).
│ │ │ │ Известны и ученики Якова -
│ │ │ │ мастера Ваня и Васюк. После
│ │ │ │ 1505г. в Москву уже не приез-
│ │ │ │ жают инострвнные мастера пушеч-
│ │ │ │ ного дела.
│ │ │ б)колокол│ В начале XVI в. русский мастер
│ │ │ │ Петр отлил колокол весом в 350
│ │ │ │ пудов и крупную пищаль.
│ │ │ -литье │ В XVI в. колокола отливались
│ │ │ колоко- │ разнообразных форм и орнамента,
│ │ │ лов │ "благолепными" звонами. Наибо-
│ │ │ │ лее изученными в настоящее
│ │ │ │ время являются псковские коло-
│ │ │ │ кола с характерным для них
│ │ │ │ звериным стилем в орнаменте и
│ │ │ │ надписями, в которых указыва-
│ │ │ │ ются имена мастеров, но из-
│ │ │ │ вестны и московские колокола.
│ │ │ │ В 1550г. "повелением" Ивана
│ │ │ │ Грозного в Москве был "слит
│ │ │ │ колокол большой, имя ему "Ле-
│ │ │ │ бедь", а меди в нем 2200 пудов".
│ │ │ │ ("Пискаревский летописец" стр. 65).
│ │ │ │ В 1562г. царь Иван IV прислал
│ │ │ │ в Спасо-Каменный монастырь
│ │ │ │ колокол, литой московским мас-
│ │ │ │ тером Лукою.
│ │ │ │ В Махрищенском монастыре в 1557г.
│ │ │ │ были установлены часы "Самобой с
│ │ │ │ колоколом, да на колокольнице
│ │ │ │ два колокола очапные".
│ │ │ │ В 1594г. по приказу Бориса
│ │ │ │ Годунова для Троицкого монастыря
│ │ │ │ был отлит колокол "Лебедь" в 625
│ │ │ │ пудов, а в 1600г. им же был по-
│ │ │ │ жалован колокол "Полнелейный" от
│ │ │ │ 1700-2000 пудов.
│ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ в)"царь │ В конце XVIв. на московском
│ │ │ пушка │ Пушечном дворе отлита знаменитая
│ │ │ │ "царь-пушка", стоящая ныне в
│ │ │ │ Московском Кремле. Она весит 40т.
│ │ │ │ и имеет диаметр канала 89 см. и
│ │ │ │ она могла стрелять."
│ │ │ │ "Царь-пушка" Андрея Чохова
│ │ │ │ Является одним из самых зна-
│ │ │ │ менитых памятников русского
│ │ │ │ литейного мастерства XVIв.
│ │ │ г)произ- │ В Москве также существовало
│ │ │ водство │ производство "зелья"-пороха.
│ │ │ пороха │
│ │ │ │
│ │ │ │ Развитие денежной системы
│ │ │ д)чеканка│ Российского государства обус-
│ │ │ монет │ ловило, совершенствование
│ │ │ │ приемов чеканки монет, произ-
│ │ │ │ водящихся на специальных Дене-
│ │ │ │ жных дворах.
│ │ 4.Ювелир- │ а)изделия│ Потребности государственного
│ │ ное дело│ из золо│ двора и феодальной знати сти-
│ │ │ та и се│ мулировало развитие ювелирного
│ │ │ ребра │ дела. В XVIв. в русских городах
│ │ │ │ работало много мастеров-се-
│ │ │ │ ребряников. В передаче инди-
│ │ │ │ видуальных образов русские
│ │ │ │ мастера пробовали свои силы
│ │ │ │ в чеканке по золоту и серебру.
│ │ │ -раки для│ Еще при Василии Ш в 30-х г.г.
│ │ │ останков│ XVIв. в Москве было задумано
│ │ │ │ сделать из золота и серебра
│ │ │ │ монументальные раки для остан-
│ │ │ │ ков московских святителей Петра
│ │ │ │ и Алексея с их чеканными
│ │ │ │ изображениями на крышках.
│ │ │ │ Серебряная рака митрополита
│ │ │ │ Алексея была начата в январе
│ │ │ │ 1531г. и в феврале 1535г. за-
│ │ │ │ кончена. Она не сохранилась до
│ │ │ │ наший дней.
│ │ │ │ Несколько позже, при Иване
│ │ │ │ Грозном, в 1556г. начали делать
│ │ │ │ серебряную раку Сергея Радо-
│ │ │ │ нежского, но уже с орнамен-
│ │ │ │ тальной чеканкой по серебру.
│ │ │ │ Работа над ней была закончена
│ │ │ │ только при Федере Ивановиче,
│ │ │ │ который в 1585г. наградил 14
│ │ │ │ мастеров после завершения это-
│ │ │ │ го замечательного произведения.
│ │ │ б)эмаль │ В это время совершенствуется
│ │ │ │ и приобретает новые качества
│ │ │ │ такой вид прикладного искусства,
│ │ │ │ как эмаль.
│ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │ │ Для эмали XVIв. характерна
│ │ │ │ разнообразная цветовая палитра
│ │ │ │ и очень тонкая структура эма-
│ │ │ │ левой массы.
│ │ │ │ Эмаль накладывалась в основном
│ │ │ │ на скани, но в редких случаях
│ │ │ │ она закреплялась на выпуклых
│ │ │ │ лепестках золота.
│ │ │ -золотой │ Шедевром прикладного искусства
│ │ │ оклад │ XVIв., выполненном в мастерс-
│ │ │ иконы │ ких Ивана Грозного, был золотой
│ │ │ "Троица" │ оклад на икону рублевской
│ │ │ │ "Троицы", находится в Троице
│ │ │ │ -Сергиевом монастыре. Оклад
│ │ │ │ судя по летописным свиде-
│ │ │ │ тельствам, был сделан в 1561г.,
│ │ │ │ когда Иван Грозный готовился к
│ │ │ │ свадьбе с Марьей Тетрюковной. Он
│ │ │ │ состоял из трех золотых чеканных
│ │ │ │ венцов с коронами, украшенными
│ │ │ │ драгоценными камнями, трех золо-
│ │ │ │ тых цат в форме лунниц с тремя
│ │ │ │ подвесками у каждой, золотой
│ │ │ │ чеканной рамы с изображением
│ │ │ │ русских святых.
│ │ │ -золотой │ Характерным образом работы мос-
│ │ │ оклад │ ковских мастеров является укрытый
│ │ │ Еванге- │ эмалью роскошный золотой оклад
│ │ │ лия │ Евангелия 1571г.,-вклад Ивана IV
│ │ │ │ в Благовещенский собор Московского