│ │ │ │ Кремля. В нем эмаль сочетается со
│ │ │ │ сканью и зернью.
│ │ │ │
│ │ │ в)освети-│ Мастера ювелирных искусств созда-
│ │ │ тельные │ ли немало произведений,украшавших
│ │ │ приборы │- интерьеры царских дворцов и храмов.
│ │ │ │ К их числу относятся осветительные
│ │ │ │ приборы, паникадила и кнадила.
│ │ │ -паника- │ Во вкладной книге Троице-Сергие-
│ │ │ дило │ ва монастыря описано оригинальное
│ │ │ Ивана │ паникадило XVIв. вклада Ивана Гроз-
│ │ │ Грозного│ ного. В его конструкции было приме-
│ │ │ │ нено золото и стекло.
│ │ │ -паника- │ Другое паникадило было вложено
│ │ │ дило │ Борисом Годуновым.
│ │ │ Бориса │
│ │ │ Годунова│
│ │ │ │
│ │ │ -паника- │ Медное паникадило "о двунадцати
│ │ │ дило │ шанданех" было дано в 1584г. архи-
│ │ │ архиман-│ мандритом Ионой во Введенскую цер-
│ │ │ дрита │ ковь Подольского Пятницкого монас-
│ │ │ Иона │ тыря.
│ │ │ │
│ │ │ -кадило │ В алтаре Троицкого собора Трои-
│ │ │ │ це-Сергиева монастыря висело небо-
│ │ │ │ льшое кадило 1568г. вклада Ивана
│ │ │ │ Грозного, сохраняется до наших
│ │ │ │ дней. Его основу составляет гладкий
│ │ │ │ шар из кованого серебра. К шару с
│ │ │ │ боков прикреплены четыре извиваю-
│ │ │ │ щихся золотых змейки, в пасти кото-
│ │ │ │ рых зажаты на коротких цепях четыре
│ │ │ │ подвижных золотых плащика с изобра-
│ │ │ │ жениями царских эмблем- двуглавого
│ │ │ │ орла и единорога.
│ │ │ -подсвеч-│ Уникальным является подсвечник
│ │ │ ник │ 1601г., сделанный по заказу Бориса
│ │ │ │ Годунова для иконы "Троица". Он
│ │ │ │ представляет собой цветущий куст
│ │ │ │ с основной в виде выкованной из се-
│ │ │ │ ребра балясины, к которой по сторо-
│ │ │ │ нам прикреплены два литых кранштей-
│ │ │ │ на в виде изогнутых ветвей с круп-
│ │ │ │ ными цветами и листьями.
│ │ │ │
│ │ │ г)церков-│ Большое внимание мастера ювелир-
│ │ │ ная ут- │ ного искусства уделяли изготовлению
│ │ │ варь │ церковной утвари. Пышные церковные
│ │ │ │ службы требовали не только художе-
│ │ │ │ ственного оформления интерьера хра-
│ │ │ │ ма, роскошных одежд духовенства, но
│ │ │ │ и дорогой утвари, которую делали в
│ │ │ │ основном из золота и серебра.
│ │ │ -чаша для│ Наиболее ранние образцы церковной
│ │ │ просфор │ утвари XVIв. сохранились в Троице-
│ │ │ │ Сергиевой лавре. Редкой красотой от-
│ │ │ │ личается чаша для просфор, кованная
│ │ │ │ из серебра, в виде большой братины
│ │ │ │ с краями, слегка выведенными во
│ │ │ │ внутрь. Сочетание гладкой серебря-
│ │ │ │ ной поверхности с золоченой лентой и
│ │ │ │ кругами надписи и орнамента подчерки-
│ │ │ │ вают красоту формы сосуда. Чаша была
│ │ │ │ заказана в 1581г. соборным старцем
│ │ │ │ Троице-Сергиева монастыря Варсоно-
│ │ │ │ фием Галичниным.
│ │ │ │
│ │ │ а)бытовая│ Основную часть царской казны состав-
│ │ │ посуда │ ляла бытовая посуда из золота и се-
│ │ │ из золо-│ ребра. Ею пользовались во времени
│ │ │ та и се-│ торжественных трапез и выставляли
│ │ │ ребра │- в особых поставцах на показ иностран-
│ │ │ │ ным послам. Бытовая посуда имела
│ │ │ │ традиционные национальные формы, наз-
│ │ │ │ начение ее часто было связано со ста-
│ │ │ │ ринными обрядами. В XVIв. распростра-
│ │ │ │ нены были братины в виде круглого
│ │ │ │ горшка, украшавшиеся по венцу надпи-
│ │ │ │ сями. Они предназначались для питья
│ │ │ │ вина и меда и часто передавались по
│ │ │ │ кругу. В письменных источниках упо-
│ │ │ │ минание о братинах находят только в
│ │ │ │ казне углицкого князя Дмитрия Ивано-
│ │ │ │ вича Жипки. Самые ранние из сохра-
│ │ │ │ нившихся серебряных братин XVIв.-
│ │ │ │
│ │ │ │ это братина Троице-Сергиева монасты-
│ │ │ │ ря. Одна из них имеет надпись на дне:
│ │ │ │ "королевы старицы Марфы" (дочери
│ │ │ │ Владимира Андреевича Старицкого).
│ │ │ -ковши │ Традиционную форму, характерную
│ │ │ │ только для русских изделий, имели
│ │ │ │ ладьевидные ковши. До наших дней сох-
│ │ │ │ ранились ковши XV-XVIIIвв. К XVIв.
│ │ │ │ относятся ковши Петра Михайловича
│ │ │ │ Плещеева и большой "выносной" ковш
│ │ │ │ Василия III (в ризнице Троице-Серги-
│ │ │ │ евой лавры), ковш 1535г. князя
│ │ │ │ И.И.Кубенского, дворецкого
│ │ │ │ Василия III, ковш Ивана Грозного и
│ │ │ │ серебряный ковш конца XVIв.
│ │ │ │ боярина Ф.Н.Романова в собрании
│ │ │ │ Оружейной палаты. Для этих изделий
│ │ │ │ характерно сочетание ровной
│ │ │ │ глади металла с полосой орнамента
│ │ │ │ и надписи.
│ │ │ -чаши и │ Не менее распространенными в
│ │ │ чарки │ быту были чашки и чарки, из которых
│ │ │ │ пили вино и мед. Шесть чашек
│ │ │ │ XV-XVI вв. находились в ризнице
│ │ │ │ Троице_сергиева монастыря. Ранняя
│ │ │ │ из них с чеканными изображениями
│ │ │ │ льва, зайца, собак и фантастичес-
│ │ │ │ кого зверя была вкладом, сделанным
│ │ │ │ в 1520г. Игнатием Татищевым.
│ │ │ │ Остальные принадлежали царю Федору
│ │ │ │ Ивановичу. В монастырской Вкладной
│ │ │ │ книге и описи 1641г. все они назва-
│ │ │ │ ны 2чарками мисюрскими", т.е. сде-
│ │ │ │ ланными по каким-то восточным об-
│ │ │ │ разцам. На чарках резались надписи
│ │ │ │ с именем чарки Василия III, Ивана
│ │ │ │ Грозного, Марфы Владимировны Ста-
│ │ │ │ рицкой, Ф.Б.Годунова.
│ │ │ -серебря-│ В великокняжеской, а потом в цар-
│ │ │ ные и зо│ ской казне значительное место зани-
│ │ │ лотые │ мали золотые и серебряные блюда,
│ │ │ блюда │ которые употреблялись во всех свет-
│ │ │ │ ских и церковных церемониях. Специ-
│ │ │ │ ально для суздальского соборного
│ │ │ │ храма Рождества было преподнесено
│ │ │ │ князем Иваном Ивановичем Шуйским бо-
│ │ │ │ льшое серебряное блюдо с золоченой
│ │ │ │ надписью в четырех клеймах в виде
│ │ │ │ развернутых свитков.
│ │ │ │
│ │ │ │ От XVIв. сохранилось несколько се-
│ │ │ │ ребряных блюд и золотых с именами
│ │ │ │ их владельцев. Простую форму имеет
│ │ │ │ гладкое серебряное блюдо с узким по-
│ │ │ │ лем, на котором выгравировано круг-
│ │ │ │ лое клеймо с надписью "Петра Михай-
│ │ │ │ ловича". Блюдо принадлежит боярину
│ │ │ │ П.М.Плещееву, известному полководцу
│ │ │ │ и дипломату Ивана III.
│ │ │ │ В соборе Новодевичьего монастыря
│ │ │ │ сохранилось блюдо первой четверти
│ │ │ │ XVIв. дмитровского князя Юрия Ивано-
│ │ │ │ вича. На нем было вырезано изображе-
│ │ │ │ ние голгофского креста на фоне иеру-
│ │ │ │ салимской стены.
│ │ │ │ Большинство ценных произведений ис-
│ │ │ │ кусства, особенно вещей из золота и
│ │ │ │ серебра времен Ивана Грозного не сох-
│ │ │ │ ранилось до наших дней, так как царс-
│ │ │ │ кая казна была разграблена в начале
│ │ │ │ XVIIв. во время польско-литовской ин-
│ │ │ │ тервенции. По этому о ее составе мож-
│ │ │ │ но судить в полной мере лишь по сви-
│ │ │ │ детельствам летописцев.
│ │ │ │
│ │ 5.Строите-│а)крепост-│ Дальнейшее развитие получила строи-
│ │ льная │ ные со- │ тельная техника. Возродилось утрачен-
│ │ техника │ оружения│ ное после монг.-татарского вторжения
│ │ │ │ производство кирпича, центром которо-
│ │ │ │ го стала Москва. Русские мастера в
│ │ │ │ конце XV-XVIв. построили ряд крупней-
│ │ │ │ ших крепостных сооружений. Из них
│ │ │ │ выделялся Московский Кремль выстроен-
│ │ │ │ ный из кирпича, в конце XVIв. были
│ │ │ │ построены Белый город в Москве, камен-
│ │ │ │ ные кремли в Астрахани, Казани, Смо-
│ │ │ │ ленске. Выдающимся мастером крепост-
│ │ │ │ ных сооружений конца XVIв. был Ф.Конь
│ │ │ │ (Савельев), который построил Смольен-
│ │ │ │ ский кремль, прозванный за красоту
│ │ │ │ "Ожерельем земли Русской".
│ │ │ -каменные│ Каменное строительство в XVIв. при-